Консультация для педагогов "Обогащение активного словаря при проведении режимных моментов"
консультация по логопедии на тему

Попова Лилия Марзавиевна

Обогащение активного словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обогащение активного словаря при проведении режимных моментов.

  Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам. Предмет, на котором ребенок сосредоточил свое внимание входит в его сознание через все пять чувств: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Он осматривает предметы, ощупывает их, осязает, прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает. Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка. После  усвоения чувственной основы слова он оказывается способным к пониманию его общего значения. Ребенок не только понимает слово, но и активно и сознательно при всяком подходящем случае вставляет его в свою речь.
Эта особенность речевого развития ребенка была принята во внимание педагогами  при выборе эффективных природосообразных форм и методов речевого развития детей. Для того, чтобы сформировать у ребенка потребность быть понятым взрослыми и сверстниками, чтобы речь служила ему средством общения, в  группе должны быть созданы оптимальные условия, побуждающие детей осознанно обращаться к слову. Вся образовательная предметно-развивающая среда группы нацелена на обогащение и активизацию словаря детей, развитие их связной речи. Это происходит в процессе ознакомления детей с окружающим миром в организованных видах деятельности (занятиях) и в самостоятельной познавательной деятельности ребенка в центрах активности.
Помимо организованных занятий ежедневно в утренний период и после сна с детьми организуется кружковая работа В условиях микрогруппового взаимодействия, диалогового развивающего общения, индивидуального и совместного поиска необходимой информации на материале недельных тематических программных циклов и воспитательных модулей организуется познавательная и речевая деятельность детей, решаются конкретные проблемные ситуации, формируются и развиваются коммуникативные компетентности ребенка.
Особо хочется остановиться на описании нетрадиционных форм работы по обогащению и активизации словарного запаса детей. К ним относятся пробы, ворота, словесные игры и речевые упражнения. Коротко остановимся на каждом из них.
Одной из важнейших форм обогащения и активизации словаря детей является проба. Это организованная форма исследовательской детской деятельности, когда чувственное восприятие ребенка предлагаемых к пробе продуктов – овощей, фруктов, разнообразных круп и пр. – находит свое отражение в предметном (что это?), глагольном (что с ним можно делать?), признаковом (какой?) словарях. При этом решается много сопутствующих речевых задач: словообразование, подбор антонимов и синонимов; широкий спектр развивающих аспектов. Помимо восприятия на основе всех органов чувств развивается воображение (ребенку предлагают отгадать, что лежит под салфеткой), осведомленность (дети получают широкий спектр информации), ассоциативное мышление (ребенок соотносит искомое слово с предлагаемыми ассоциациями). Например: Желтая круглая, а не луна, с хвостиком, а не мышь (репка). Круглый полосатый, а не мяч (арбуз). Пробы мы начинаем включать в режимные моменты с трехлетнего возраста, и уже выработалась своя система их проведения.
Так на завтрак, зачастую, дети едят блюда из круп. Мы используем эту возможность для проведения сравнительного анализа сырого и вареного продукта. На завтрак для проб используются крупы, в обед - овощи, в ужин - фрукты. Введение персонажей, Незнайки, домовенка Кузи, бабушки Федоры, обезьянка Анфисы, медвежонка Умки и пр., оживляет познавательный процесс и активизирует словарь детей. Принося пробу, персонаж обещает прийти еще раз, если дети назовут 10 слов. Если это происходит, звенит колокольчик. Значит, гость к нам придет еще раз и принесет что-то необычное. Стимулировать речевую активность помогают фишки: за каждое названное слово кладется фишка. В конце пробы подсчитываем их и узнаем, сколько слов наговорили. На такие овощи, как свекла, морковь, дети 4 - 5 лет наговаривают до 28 слов. Например: Проба моркови включает в себя обсуждение следующих аспектов исследования. Что увидели глаза? Эта морковка, она оранжевого цвета, крупная, чистая. Что сказали руки? (гладкая, легкая, сухая). Что почувствовал нос? (ароматная, душистая). Что подсказали зубы, язык? (твердая, сочная, сладкая).  Что услышали уши? (хрустящая). О чем решила голова? (полезная, витаминная, нужная, ее следует есть).
Пробы, связанные с завтраком и ужином, проводятся в зависимости от познавательной цели до или после приема пищи. Пробы, связанные с обедом, всегда проводятся до приема пищи. Используются игровые сюрпризы, описательные загадки. Персонаж приносит овощ и загадывает загадку, дети высказывают предположения, что сегодня они будут пробовать. В зависимости от задач, которые ставим во время проб, опрос начинаем с сильного или слабого ребенка. Задания для старших детей усложняются: не повторять сказанных слов, находить новые слова. Если вначале проведения проб мы спрашиваем у детей, что увидели глаза и т.д., то позднее вводятся жесты,  указывающие на средства получения информации (глаза, нос, уши, рот, руки, голова). Почесывание носа или руки, облизывание губ и т.д. служит сигналом для использования информации. Педагог при этом молчит. Количество фишек служит стимулом речевой активности. Дети радуются общему успеху.
Следующим режимным моментом, широко используемым нами, являются ворота. Ворота - эта форма обогащения и активизации словарного запаса ребенка, которая проводится после гигиенических процедур, перед приемом пищи. Роль ворот выполняет дверной проем, на котором попеременно стоят по двое детей. Право на проход через «ворота» получает ребенок, назвавший нужное слово по предложенной тематике недельного программного цикла. В начале учебного года - это активные дети с достаточным словарным запасом. Постепенно одного из них сменяет ребенок, который назвал новое слово, которое ранее не использовали другие дети. Это стимул стать ведущим на «воротах». Предварительная работа  проводится на кружках, закрепляются полученные знания, обсуждаются новые термины и понятия.
Важнейшим средством развития речи детей мы считаем словесные игры и речевые упражнения, которые проводятся на протяжении всего дня. На них даются задания типа: подбор эпитетов к предмету - признаковый словарь, составление описательных загадок, подбор действий к предмету - глагольный словарь, подбор к действиям предмета (землю согревает солнце), подбор к действию объектов (кто и что плавает?), нюансы смысла слова (дом, домик, домище),  подбор пропущенных слов, составных частей целого (ствол, сучья, почки, листья), - предметный словарь; подбор обстоятельств (учиться можно как?) – наречия; составление предложений с определенным словом, отгадывание и составление загадок, заучивание и произношение скороговорок и пр.
В течение дня в центрах активности в процессе самостоятельной игровой деятельности дети обогащают свой словарь использованием схем описательных загадок и рассказов по типу настольной игры «Лото».
Подготовка к кружкам и занятиям помогает нашим детям отыскать и воспользоваться разными способами получения информации, которая хранится в умных головах и книгах; осознать важность и значимость знаний и необходимость обучения; дает ребенку возможность почувствовать себя нужным, самореализоваться.
В работу по поиску новых слов успешно вовлечены родители. Индивидуальная работа в течение дня и помощь семьи корректирует речевое развитие слабого ребенка, обогащает словарь, укрепляет его уверенность в себе.
Опыт  педагогической практики по изложенной системе работы позволяет нам сделать вывод, что применение описанных форм и методов речевого развития дошкольников способствует обогащению и активизации их словарного запаса, развитию коммуникативных компетентностей.
Мы формируем уверенного в себе человека, человека завтрашнего дня,  лидера. Нас воодушевляют результаты речевого развития детей и стимулируют к поиску новых форм работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение режимных моментов в ДОУ с целью повышения познавательной активности дошкольников.

Дошкольные учреждения сегодня - это удивительные, не похожие друг на друга островки радости. А педагогов ДОУ нельзя не назвать Марьями Искусницами, да Василисами Премудрыми. Ведь они своим  творч...

Консультация с элементами практикума "Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста"

Изложенный в консультации материал поможет начинающим воспитателям правильно организовать и провести режимные моменты.  Представлен материал для речевого сопровождения (стихи, потешки, песенки)....

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.

laquo;Организация режимных моментов в ДОУ»  Формы и методы, используемые при проведении  режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Консультация « Распределение обязанностей группового персонала при проведении режимных моментов»

Распределение обязанностей групповогоперсонала при проведении режимных моментов....

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюдя в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Конспект проведения режимного момента «Легкий ужин» (организация режимного момента питания (подготовка к ужину, ужин))

Конспект проведения режимного момента «Легкий ужин»(Организация режимного момента питания (подготовка к ужину, ужин)) Цель: совершенствование культурно – гигиенических навы...