Главные вкладки

    « Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Конспект поможет построить образовательную деятельность по данной теме в соответствии с ФГОС ДО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon struktura_korrektsionnogo_zanyatiya_uchitelya-logopeda.doc126.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

    Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

    Тема:  « Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

    Дата проведения занятия: 29.04 2015 г.

    Группа детей по структуре речевого нарушения (ОНР, ФФН, ФН): ОНР (3 уровень).

                                                                                           Подготовила:

                                                                                                 учитель-логопед

                                                                                                           МКДОУ «Детский сад

                                                                                                       «Улыбка» г. Жиздры

                                                                                                Абрамова Л.В.

    Жиздра -2015

    Оборудование:

    -для детей: игрушки Маша и Мишка,  следы, предметные картинки, ПК, маркер, конверт – письмо Маши и Мишки.

    -для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки, ПК, маркер.

    Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

    Цель: автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Ш];

    - умение чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

    - развитие фонематического восприятия и слуха;

    - умение составлять из слов предложения;

    - умение согласовывать существительные с числительными;

    - расширение и активизация словарного запаса;

    - совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

    Коррекционно-развивающие:

    - развивать артикуляционную и мелкую моторику;

     - развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

    Коррекционно- воспитательные:

    - воспитание  навыков самоконтроля;

    - воспитание активности и внимательности на занятии;

    - воспитание потребности в речевом общении;

    - воспитание интереса к занятиям;

    - воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

    • Планируемые результаты (предпосылки УУД): формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными  предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный  и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к НОД;, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формиррование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.

    Ход НОД.

    1. Создание мотивационного поля (организационный момент).

    1. Приветствие.

           - Никита, сегодня к нам пришли гости, давай с ними поздороваемся!

    - Здравствуйте!

    - У нас сегодня необычное занятие! Прежде, чем сесть за наш с тобой столик, мы должны пройти дорожку к столику вот по этим следам. Ты будешь брать след  и картинку, которая лежит под следом, называть, что или кто нарисован на картинке!

    - Не забывай наше правило красивой речи:

            Каждый день, всегда, везде –

            На занятиях, в игре –

            Громко, четко говорим,

         Никогда мы не спешим.

    - Никита, какой звук встречается в словах картинок?

    - Верно, звук «Ш».

    2. Артикуляционная гимнастика:

    - Жила-была  девочка Маша. Домик у нее красивый, с  большими окошками (упражнение «Окошко»). Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»), сладкий чай, налила чай в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.).  Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике  носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало Маше, взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: шшшшш…

    II. Актуализация   знаний.

    - О каком звуке мы будем говорить? Правильно, о звуке [Ш].

    Характеристика звука:

     - Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.

    - Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

     - Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Ш» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Ш» – глухой.

    - Посмотри, нам с тобой пришло письмо. Давай мы его откроем и прочитаем. Здесь чей-то портрет. Ты знаешь, кто это? Да это любимые герои кукла Маша и Мишка. Давай вместе  четко произнесем их имена Мишшшка, Машшша . Какой одинаковый согласный звук, ты слышишь в их именах – (звук [ш]).

    Здесь написано: «Ждем  тебя в домике лесном, поиграем, отдохнём».                                                                              Маша с Мишкой  в гости в лес нас приглашают,  поиграть там предлагают.

     - Пойдем  в гости? (Да)

    По тропинке в лес пойдём,

     На полянке дом найдём.

    1. Упражнение «Постучи, как я». 

    Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.

    - Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

    - В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша.  

               - Мишка и Маша  узнали, что ты учишься правильно произносить их любимый звук и решили пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком [ш]. Какой любимый звук у Маши и Миши? Произнеси его -  шшшш.

    2. Произнесение слогов со звуком «Ш».

    Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

    - Посмотри, какой сундучок я для тебя приготовила. Положи  сюда ладони, закрой глаза,  почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает  стеклянные камешки.

    Давай мы выберем все камешки и проложим из них дорожку к домику Мишки. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками  и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:

    Ша - шу - ши               Ашка - ушка - ишка

    Ши –ша - шу                 Ишка - ашка- ушка

    Шу –ши - ша                 Ушка – ишка - ашка

    - Молодец! У тебя хорошо получается.

    - Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

    III. Открытие детьми нового знания.

    3. Автоматизация звука [ш] в словах.

    Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Маша и Мишка наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Мишки, другой – для Маши. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?

    - У Маши в шкафу … (шапка, шуба, шаль,).

    - У Мишки в шкафу … (клюшка, пушка,  шашки).

    4. Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».


    У мишки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги. 


    Шка-тул-ка.
    Шо-ко-лад.
    Ша-рик.
    Кры-ша.
    По-ва-рёш-ка.
    Ка-туш-ка.

    IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

    5. Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».

    - А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

    Шка-тул-ка.
    Шо-ко-лад.
    Ша-рик.
    Кры-ша.
    По-ва-рёш-ка.
    Ка-туш-ка.

    6. Игра «Назови ласково» (ПК).

    Хлеб – хлебушек.

    Заяц – зайчишка.

    Солнце – солнышко.

    Изба – избушка.

    Петух – петушок.

    Скворец – скворушка.

    Соловей – соловушка.

    7.Упражнение «Посчитай-ка». 

    Цель: умение согласовывать числительные с существительными.

    - Маша собрала для Мишки шишки.  Сколько  шишек собрала  Маша?

    У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.

    8. Автоматизация [ш] в предложениях.


    -Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
    - Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня)
    - Как ты думаешь, что лежит в мешке? Ответь полным предложением. (Вишня лежит в мешке)
    - Придумай предложения по второй и третьей схемам.
    (Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши)

    Автоматизация [ш] в предложениях

    Автоматизация Ш

    Автоматизация звука Ш в предложениях

    9. Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.

     Давай расскажем  стишок  для Мишки. Послушай и повтори за мной:

        Шапка да шубка –

        Вот наш Мишутка.

    А сейчас давай сделаем пальчиковую гимнастику (выполнение действий с проговариванием):

    Наша Маша варила кашу.

    Кашу сварила, малышей кормила:

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала.

    Он много шалил.

    Свою тарелку разбил.

    10. Изоритмика «Солнышко». 


    Давай немного отдохнём. Я буду читать тебе стихотворение, а ты выполняй всё сказанное мною. 


    Круг рисуем, раз, два, три.
    Очень круглый, погляди.
    А от круга, а от круга
    Много линий проведёшь.
    Их лучами называют.


    - Что получилось – узнаёшь? (Солнышко).

    11. Задание «Подбери предметы к признакам».


    Ласковое, большое, горячее (солнышко)
    Маленькая, еловая, коричневая (шишка)

    Зеленая, прозрачная, тихая (лягушка)
    Красивая, белая, болотная (кувшинка)

    12.  Задание: « Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». ( Работа с ПК).

    V. Рефлексия (итог).

    Игра «Лабиринт».

     - Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Ш-ш-ш» (Картинка на ПК).

    -Какой мы сегодня звук учились произносить?

    - Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого  мишку, ну, а если нет, то – грустного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте"

    Задачи: 1. Образовательные:- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].2. Коррекционно-развивающие: закрепление правильного произношения звука р;анализ звукового состава слова;развитие слухового восп...

    Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

    Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

    Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

    Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

    Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

    Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...

    Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

    Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...

    Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

    Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях...

    Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

    Цель: правильно и четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях...