Консультация для воспитателей
консультация (младшая группа) по теме

Метелева Оксана Владимировна

Сказка о веселом язычке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

«Артикуляционные  упражнения

и сказка о Веселом язычке»

         

             Подготовила

                           учитель-логопед

                            МБДОУ д/с № 2

                      Метелева О.В..

2016г.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

        Несовершенства произношения детей обусловлены в первую очередь еще недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Артикуляции мало дифференцированы от сопутствующих лишних движений. Они слабо координированы, особенно в мелких движениях губ, языка. Мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги. Однообразные движения и положения органов речи быстро вызывают утомление. Поэтому требуется очень частая смена новых, еще не автоматизированных артикуляций (усиливаются процессы дыхания, кровообращения, что обеспечивает работоспособность).

Язык заполняет большую часть ротовой полости, что ограничивает его двигательные возможности. Он оттянут назад и плохо продвигается вперед. У детей ясельного возраста под влиянием рефлекса сосания наблюдается выпячивание губ вперед, что искажает произношение. По той же причине язык диффузно напряжен и всей своей массой приподнят к небу, что придает всем звукам мягкость. Остаточные явления сосательного рефлекса наблюдаются у дошкольников старшей группы и даже у школьников 1 класса.

         Вследствие отсутствия сильных, точных движений и смыканий органов речи все звуки у ребенка до трех лет смягчены, не дифференцированы и неясны. Постепенно к пяти годам эти несовершенства сглаживаются, и артикулирование  становится правильным.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки (С, З, Ш, Ж, Л, Р) его губы, язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.        Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.        Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут подготовлены.

3.        Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4.        Занятия артикуляционной гимнастикой позволят  всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сухое объяснение артикуляции  и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых.

Многократное повторение звуков и слогов в упражнениях на выработку правильного произношения может быть утомительным для ребенка, поэтому игровой подход здесь наиболее приемлемый. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. Каждая песенка Язычка связана с определенным  конкретным образом: звук С – песенка водички; звук З – с комаром, звук Ж- с большим жуком, звук Ш -  с сердитым гусем, звук Р – рычание собаки, звук Л – с мотором самолета. Это конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой, а в старшей группе – с буквой.

Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и на  произнесение звука по подражанию.

 

Дети очень любят сказки, поэтому сначала познакомьте детей с основными положениями губ и языка с помощью сказок о Веселом Язычке. В этих сказках  полость рта называется домиком языка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя при артикуляции звуков – ветерком.

Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться  с некоторыми  речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми вы увидите, что  постановка звуков пошла быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

для младшей группы

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотрите, чем закрывается домик. ( Вос-ль  медленно, четко смыкает и размыкает зубы).

Вос-ль. Чем закрывается домик?

Дети. Зубами.

Вос-ль. Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы –дверка.

Жил Язычок в  своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотрите! (Вос-ль показывает несколько раз широкий язык и прячет его).

Язык был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай-ка и я так попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет.

Высунем язычок все вместе! А теперь спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрей, быстрей. Совсем как у котенка получается. Посмотрите! ( Вос-ль выполняет упражнение «Кошка лакает молоко»). Полакаем молоко теперь вместе! (Дети повторяют упражнение).

А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверцу широко-широко и запоет: «а-а-а». Услышит, как лошадка ржет «и-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...