Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии детей с ОНР.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Буслова Светлана Петровна

Значение пальчиковых игр, методика обучения и их место в режиме дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии детей с ОНР.

      В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10-15 лет назад, количество детей с речевыми нарушениями постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико-грамматического строя, связной речи.

Нарушения речи у детей разнообразны по выраженности, симптоматике и структуре и становятся главной причиной неподготовленности их обучению в школе родному языку. Но среди дошкольников логопедических групп сравнительно мало детей, имеющих лишь речевые недостатки. Помимо этой патологии встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, в особенности мелкой моторики, задержка психического развития. Для детей с недоразвитием речи характерны нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость. Поэтому в процессе дошкольного воспитания и обучения в детских садах и группах очень важно, чтобы работа учителя-логопеда осуществлялась в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами.

Коррекционно-педагогическая работа  в детском саду для детей с нарушениями речи направлена на развитие речевой, познавательной деятельности, а также на активизацию двигательной сферы ребенка. Работа эта включает как сами логопедические занятия, так и детские игры и физкультминутки.

Педагоги не должны забывать, что ребята, которые попадают в логопедические группы, зачастую имеют проблемы с координацией движений, а это мешает им легко ориентироваться в пространстве, сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья, может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств помогают специальные игры и подвижные физкультминутки в сочетании с речевым  материалом.

Кроме того, дети с нарушениями речи часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности. Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Если развитие способности пальцев к таким движениям отстает, задерживается и речевое развитие. Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно, и воспитатель должен уделять этому особое внимание. При выполнении различных упражнений пальчиковой гимнастики кисти и пальцы рук ребенка приобретают большую подвижность, что в дальнейшем, при обучении в школе, облегчит приобретение навыков письма.

Физкультминутки по методике «Расскажи стихи руками» включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек, соответствующие лексической теме занятия, и содержат в словах большое количество тех звуков, которые дети изучают в это же время на занятиях по развитию звуковой культуры речи и обучению грамоте. Таким образом, при проведении физкультминуток решается сразу несколько коррекционных задач.

Речевое сопровождение пальчиковой гимнастики и физкультминуток может быть как авторским, так и стихами известных детских поэтов, потешками, народными песенками.

Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность не только на логопедических занятиях, но и на занятиях с педагогом-психологом, учителем рисования или другим специалистом.

При регулярном включении пальчиковых игр в распорядок дня дети быстро осваивают упражнения для развития мелкой моторики, лучше выполняют задания в прописях, тетрадях по обучению грамоте. У них автоматизируется правильное произношение изучаемых звуков.

Следует подчеркнуть, что пальчиковые игры и  физкультминутки можно проводить как в положении стоя (возле рабочих столов  или встав в круг), так и в движении, когда дети могут ходить друг за другом по кругу то в одном, то в другом направлении или произвольно по всей комнате. Это дополнительно развивает координацию движений, внимание, снижает утомляемость, связанную с сидением за столом. Рекомендуется проводить физкультминутки в разных вариантах в зависимости от потребностей детей на определенном занятии.

Во время проведения пальчиковых игр можно выполнить и некоторые упражнения для зрительно-двигательной ориентации (отводить глаза вправо-влево, не поворачивая головы; поднимать глаза вверх и опускать вниз, не поднимая головы), упражнения для снятия зрительного утомления (зажмуривать и открывать глаза; быстро моргать в течение 10-20 с; смотреть вдаль, а затем переводить взгляд на близко расположенный предмет). Рекомендуется тренировать глаза и во время выполнения упражнений: при проговаривании стихов – фиксировать взгляд на каком-либо предмете, сопровождать взглядом движения рук. Можно расположить картинки, соответствующие стихотворному содержанию, по диагоналям (на стене, в углах комнаты), вблизи (на фланелеграфе) и вдали от детей (на дальней стене). На эти картинки дети смотрят в предложенной последовательности одновременно с чтением стихов и выполнением упражнений.

После пальчиковой гимнастики предложите детям вспомнить и назвать слова с изучаемыми звуками, определить их место в словаре (в начале, в середине, в конце).

 Упражнения для развития пальцев рук могут быть использованы педагогами также на занятиях по развитию речи и познавательной деятельности с детьми с нормальным речевым развитием. Родители малышей, не посещающих дошкольные детские учреждения, могут самостоятельно применять данные упражнения, чтобы лучше развить общую и мелкую моторику пальцев рук детей, стимулировать их речевое развитие.

Упражнения для развития мелкой моторики следует освоить в первую очередь, обучая детей выполнять их как правой, так и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики. В начале обучения осваиваются наиболее легкие упражнения: соединение одноименных пальцев обеих рук, поочередное соединение пальце одной руки с большим пальцем другой. Затем проводится сжимание пальцев по одному в кулачок и разжимание также по одному, пошевеливание всеми пальцами при опускании рук (упражнение «Дождик», «Кормление птиц», «Речка», «Считаем пальчики», «Спрячь пальчики в кулачек», «Освободи пальчики»). И только после этого детям предлагается конструировать из пальцев различные фигуры, похожие на предметы, растения, животных. Такие упражнения очень нравятся детям, они с удовольствием выполняют их на занятиях и даже используют затем в своих повседневных играх.

Педагоги могут сами разрабатывать и давать детям новые физкультминутки, придумывать упражнения для пальчиков.

Главное, не забывать, что задания должны выполняться детьми легко, без лишнего напряжения, занятия должны вызывать только положительные эмоции, приносить радость и удовольствие.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников

Значение пальчиковой гимнастики, примеры комплексов пальчиковой гимнастики для детей 2-7 лет....

«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло ...

Консультация на тему: "Значение пальчиковых игр и упражнений для развития детей раннего возраста".

В материале раскрывается значение пальчиковых игр и упражнений для развития ребенка, в том числе и для развития речи....

Статья «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»

К статье прилагаются комплексы пальчиковых гимнастик для разных возрастов дошкольников....

Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников (2-7 лет). Картотека игр по возрастам.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?Способствует овладению навыками мелкой моторики.Помогает развивать речь.Повышает работоспособность коры головного мозга.Развивает у ребенка психические процессы: ...

Значение пальчиковых игр и упражнений для развития детей раннего возраста.

В материале раскрывается значение пальчиковых игр и упражнений для развития ребенка, в том числе и для развития речи....