Речевое развитие. Звук [Т] и буквы Т.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют развитию звукобуквенного состава слова, являются профилактикой дисграфиии и дислексиии у дошкольников, формируют мыслительные операции противопоставления и помогают ребенку контролировать свою речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое  логопедическое занятие.

Дата проведения:

Организационная информация.

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Кабланова Татьяна Петровна – учитель -  логопед

2.

Доминирующая образовательная область

 Речевое развитие

3.

Вид деятельности детей

 Игровая,  коммуникативная, познавательная, конструирование, чтение (восприятие художественной литературы), двигательная.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Буква Т и звук Т»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесные, наглядные, практические.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественное чтение.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная группа

5.

Цель:

Познакомить детей со звуком «Т» и буквой «Т».

6.

Задачи:

Коррекционно –образовательные:

Ознакомление с буквой Т. Буква Т и звук [т]. Формирование умения находить её среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.

Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движениями, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

7.

Планируемые результаты:

  • Дети дают точные и полные ответы на вопросы;
  • Совершенствование навыков  звукового и слогового анализа слов;
  • Умеют выполнять звукобуквенный  анализ и синтез заданных  слов;
  • Закрепление умений автоматизировать звук (С) в слогах, словах;
  • Образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами;
  • Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объёмные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, цветные карандаши, сюжетные картинки, пальчиковый бассейн.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

 Подготовить опорные схемы.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

I. Организационный момент.

Приветствие:

Учитель – логопед:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

3 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации).

II. Работа по теме. Объяснение нового материала.

Педагог встречает детей с пальчиковым бассейном в руках и предлагает им по очереди опустить в него ладони, достать по одной букве, назвать свою букву. Дети выполняют задание.

Затем педагог зачитывает двустишие:

1.2

Мотивация деятельности детей. Целеполагание.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой звук я выделяла голосом.

Творог из тарелки ел Танин щенок.

Теперь у него на ушах весь творог.

Учитель – логопед: Ребята, какой звук я выделяла голосом.

Дети: Звук [т]

Учитель – логопед: Верно. О каком звуке и о букве, которая его обозначает, мы сегодня будем говорить?

Дети: О звуке [т] и о букве Т.  Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

II.

Основная часть:

Упражнение «Будь внимательным». Развитие фонематического восприятия.

Учитель – логопед: Произнесите звук [т]. Почувствуйте, как язык ударяется в верхние зубы и отскакивает от них. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Дети: Это согласный звук.

Учитель – логопед: Почему вы так думаете?

Дети: Язычок встречает преграду на своём пути. Его нельзя петь.

Учитель – логопед: Верно, его нельзя петь, во рту есть преграда. Согласные звуки мы будем обозначать синими фишками. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [т] от гласных звуков. Встаньте около стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Я буду говорить, а вы будете поднимать руки в стороны, если услышите звук [т].

Для данного упражнения используется следующий материал: у, а, о, и, т, о, п., б, м, ау, от, ат, ит, ут, Таня, кот, ток, мама. Дети разводят руки в стороны, услышав звук [т].

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Упражнение «Соедини звуки» Формирование навыков звукового и слогового анализа.

Логопед достаёт магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.

Учитель – логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Сложи звуки». Если я сначала произнесу звук [о], затем звук [т], что получится?

Дети: Ат.

Учитель – логопед: Молодцы. Какой фишкой я обозначу звук [а], какой – звук [т].

Дети: Для звука [а] нужно взять красную фишку, для звука [т] синюю фишку.

Учитель – логопед: Почему вы так думаете? Педагог выкладывает схему слога на магнитной доске.

Дети: Потому – что звук [а] – гласный, звук [т] – согласный.

Учитель – логопед: Если я произнесу [о], затем [т], что получится?

Дети: От.

Учитель – логопед: Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание.

Учитель – логопед: Молодцы. Разберите следующую схему самостоятельно. Звук [т] следующий звук    [у], что получится?

Дети: Ту. Дети выкладывают схему.

Учитель – логопед: Молодцы. Теперь усложним задание, я произнесу слоги [та] затем  [та]. Что получилось?

Дети: Тата.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Учитель – логопед: Молодцы. Послушайте, я громко произнесу имя девочки Тата, сколько раз я сделала паузу, сколько в нём частей – слогов. Та – та. Логопед произносит слоговой рисунок слова, делая небольшие паузы.

Учитель – логопед: Сколько раз я сделала паузу? Сколько раз я хлопнула?

Дети: Два раза.

Учитель – логопед: Сколько слогов в слове Тата?

Дети: Два слога.

Учитель – логопед: Давайте все вместе проскандируем как на стадионе болельщики Та – та.  Дети вместе с логопедом произносят слово.

Игра «Живые буквы». Развитие зрительного гнозиса и пространственного гнозиса. Педагог приглашает детей на ковёр.

Учитель – логопед: Теперь давайте с вами сделаем «живые буквы». Мальчики лягут на ковёр и изобразят длинные палочки буквы Т, девочки лягут на ковёр и изобразят короткие палочки – шляпки. Дети выполняют задание.

Учитель – логопед: Молодцы замечательные буквы получились, а теперь медленно вставайте.

Подвижная игра «Облака». Координация речи с движениями.

Педагог предлагает детям поиграть.

 Облака плывут куда – то…

Словно сахарная вата,

Медленно идут по кругу, совершая плавные взмахи руками.

Белые, кудрявые

В синем небе плавают.

Меняют направление движения.

У них толстые бока.

Останавливаются, разводят руки, показывают толстые бока.

Только тают облака,

Опускают руки.

Постепенно исчезают,

Тают, тают, улетают…

Опускают голову и плечи. Расслабляются.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

                                                 

Пальчиковая гимнастика

«Дом»

Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование навыков печати.

Логопед приглашает детей пройти за столы и раздаёт детям рабочие тетради (Нищева Н.В. Обучение грамоте), цветные карандаши.

Учитель – логопед: На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Тт. Каким карандашом вы обведёте и раскрасите их?

Дети: Синим.

Учитель – логопед: Почему?

Дети: буква Т – согласная.

Учитель – логопед: Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

Учитель – логопед: Какие предметы нарисованы?

Дети: Трактор, труба, топор.

Учитель – логопед: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: Со звука [т].

Учитель – логопед: Молодцы. Раскрасьте их, аккуратно не выходя за линии. Молодцы. Посмотрите, как я «пишу» букву Т в воздухе. Логопед поворачивается к детям спиной и «пишет новую букву в воздухе».

Учитель – логопед: Давайте «напишем» с вами вместе. Дети вместе с логопедом «пишут» новую букву.

Учитель – логопед: Сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать букву Т в тетради. Посмотрите, как я напишу её на доске: сначала я сверху вниз напишу длинную палочку, а потом слева направо пишу короткую палочку.  Теперь вы попробуйте сделать тоже самое в тетрадях.

III.

Заключительная часть

III. Итог.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия:

Учитель – логопед: - Что нового вы узнали на занятии?

- Какие слова на звук [т] вы запомнили?

- Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы.

- Я сейчас вам раздам картинки с изображением тучки и солнышка, если вам понравилось занятие и у вас хорошее настроение раскрасьте солнышко, если на оборот раскрасьте тучки.

IV.

Дальнейшая разработка темы

(развивающая среда)

Выставка материала в уголке Развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по речевому развитию "Звук [г] и [гь] и буква г, Г"

Данный материал знакомить детей с буквами Г, г и тем, что она обозначает звуки [г] и [гь]...

Технологическая карта по речевому развитию «Звук [л] и [ль] и буква л, Л».

Данный материал знакомить детей с буквами Л, л и тем, что она обозначает звуки [л] и [ль]...

Презентация по речевому развитию звук и буква Д

Презентация по речевому развитию звук и буква Д...

Презентация по речевому развитию звук и буква Ф

Презентация по речевому развитию звук и буква Ф...

Презентация по речевому развитию звук и буква С

Презентация по речевому развитию звук и буква С...

Конспект занятия по речевому развитию "Звуки [д],[д’]. Буква Д»

Занятие по грамоте поможет познакомить детей со звуками [д],[д’], буквой Д...

Конспект НОД ОО "Речевое развитие" "Звук [э]. Знакомство с буквой э".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в соответствии с ФГДОС ДО....