Зачем нам правильная речь.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье описываются последствия неправильного звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nam_pravilnaya_rech.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нам правильная речь
У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.
Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития ребенка в целом.
Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.
Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребёнка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы – это, в сущности, разновидности букв.
Когда у ребёнка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребёнком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребёнок внутренне не готов. В результате – в первом классе, а, может быть, и в последующих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создаёт дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.
Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребёнка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определённые психологические трудности. Всё это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребёнка перечисленные недостатки развития.
Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжёлого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.
Ненормативное звукопроизношение создаёт определённые трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи – это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он всё равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнёра по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важно, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профессий правильная речь обязательна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильное дыхание - правильная речь
Уважаемые коллеги и родители! Предлагаем Вашему вниманию несколько интересных игр для развития дыхания....
Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»
Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»...
"Правильное дыхание - правильная речь".
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют н...
Консультация "Правильное дыхание - правильная речь"
консультация предназначена для родителей с упражнениями на дыхание...
Консультация для родителей " Зачем необходимо правильно держать ручку"
Консультация для родителей о важности правильного захвата ручки/карандаша...
Консультация "Зачем учиться правильно дышать?"
Речевое дыхание - основа правильной, красивой речи. Особенно это актуально для детей с дизартрией. Существуют правила, как освоить речевое дыхание...