Рекомендации для родителей в уголок логопеда: "Что такое дизартрия?"
консультация по логопедии ( группа) на тему

Конышева Ирина Владимировна

imageКонсультация для родителей:

Что такое дизартрия?

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство.

 Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети с дизартрией,  они требуют  более длительную и сложную динамику  обучения и коррекцию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizartriya_dlya_roditeley.doc968.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: 

Что такое дизартрия?

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство.

 Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети с дизартрией,  они требуют  более длительную и сложную динамику  обучения и коррекцию речи.

Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений:

 - нарушения двигательной сферы,

 - пространственного гнозиса,

 - фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи),

 - фонации,

 - дыхания

 и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.

 Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

 - токсикоз беременности;

 - хроническую гипоксию плода;

 - острые и хронические заболевания матери в период беременности;

 - минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях - матери и плода;

 - легкую асфиксию;

 - родовые травмы;

 - острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.

 Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

 В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. За обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Родители детей с легкими формами дизартрических расстройств отмечают, что в дошкольном возрасте они предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой.

 В раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

 Анамнез детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1-2 лет наблюдались у невропатолога, в дальнейшем этот диагноз был снят.  

 Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3-4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

 В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, имеющие в заключение невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов. Следовательно, встает вопрос о дообследовании и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных нарушений.

 При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

 Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными. 

 Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

 У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.

 Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. При стертой форме дизартрии, коррекция речевых нарушений требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком. И, конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Спортивный уголок дома"

В данной рекомендации рассказывается родителям как правильно организовать спортивный уголок дома. Что спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигате...

Рекомендация для родителей "Спортивный уголок дома"

Рекомендация для родителей "Спортивный уголок дома"...

Рекомендации для родителей спортивный уголок дома

КАК ОБОРУДОВАТЬ СПОРТИВНЫЙ УГОЛОКДОМА С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ...

Рекомендации для родителей «Игровой уголок ребёнка дома»

Каким должен быть домашний игровой уголок  у ребенка? Многих родителей интересует этот вопрос. Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность самостоятельно...

Рекомендации для родителей "Спортивный уголок дома"

Рекомендации для родителей "Спортивный уголок дома"...

Оформление стенда "Уголок логопеда" - "Что такое Су-Джок?"

Применение Су-Джок терапии, один из приемов коррекции речевых нарушений у детей....