буклет для родителей "Если ребенок не говорит"
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа) на тему

Штинникова Татьяна Савватьевна

В буклете раскрываются приемы развития речи  негорящих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Если ребенок не говорит.302.29 КБ

Предварительный просмотр:

Основные  принципы общения с неговорящими детьми

  1. Выражение лица – максимально доброжелательное, теплое, нераздраженное.
  2. Тон голоса в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) доброжелательный,        

    приветливый; избегать употребления приказных фраз.

  1. Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
  2. Не делать постоянных замечаний, не кричать, всегда быть с ребенком вежливым.
  3. Не торопить и не подгонять ребенка.
  4. Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него.
  5. Терпение, любовь к ребенку всегда.

Методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в коррекционном обучении детей

  1. Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).
  2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность  понять

задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом.

  1. Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.
  2. Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе.
  3. В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
  4. В процессе игры педагоги принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.
  5. Педагог должен постоянно излучать спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем.
  6. Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность.
  7. Проявлять к ребенку терпение.

В системе развивающей работы

с детьми используют игровые упражнения с элементами логоритмики;

  • на развитие артикуляционной моторики;
  • на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;
  • на развитие дыхания;
  • на развитие эмоциональной сферы ребенка.

        Игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям детей раннего возраста.

        Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.

Использование элементов логоритмики способствуют развитию чувства ритма, внимания, слуховой и зрительной памяти

        У детей вырабатывается ответная двигательная реакция на звуковой и зрительный  раздражитель, идет развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умение переключатся с одной деятельности на другую).

        Важное условие результативного использования игровых упражнений в обучении-это соблюдение последовательности в подборе игровых упражнений.

Следует учитывать следующие дидактические принципы:

  • доступность;
  • повторяемость;
  • постепенность выполнения заданий.

Педагог, работая с детьми 3 года жизни, должен учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане.

Дети 3-го года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят.

Только в этом случае обучение станет развивающим.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.

Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.  В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы.

 

С детьми можно проводить      игровые упражнения:

  • стихи и потешки для развития тонких движений пальцев, общих движений в сочетание с речью;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для жевательно-артикуляционных мышц;
  • упражнения для губ и языка;
  • упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса;

Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность.

Сначала даются самые простые упражнения, постепенно усложняются. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая.

Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.

Педагог в игровой ситуации показывает ребенку мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за педагогом.

  • Мышка пищит: «И-и-и…» или «Пи-и-и».

          Губы растянуты в улыбке

  • Изобразить, что кукла плачет: «Уа-уа».
  • «Смешная песенка»

           Перебирайте пальцем по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-б-б» (Движения пальца - сверху вниз).

Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человечка -   специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности». В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.

Очень важно не упустить драгоценное время – период готовности ребенка к формированию речи, ведь потом, после трех лет, может быть уже поздно.

Желаем успехов!

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка –

«Детский сад №44 «Весёлые нотки»

Если ребенок

не говорит

составитель – учитель – логопед       Штинникова Т.С.

Наш адрес:

г. Северодвинск

ул. Лебедева 13  а (корпус 1)

ул. Лебедева 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Чтобы ребенок красиво говорил"

Здесь собраны упражнения пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики....

Что делать, если ребенок не говорит или плохо говорит?

Практически у большинства детей к 4-5 годам речь достигает нужной языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных или патологических особенностей развития у некоторых детей дефекты про...

Буклет "Как научить ребенка говорить в домашних условиях"

Буклет подготовлен для родителей детей младшего дошкольного возраста...

Буклет для родителей "Ребенок говорит грубые слова"

Буклет для родителей "Ребенок говорит грубые слова"...

Буклет для родителей "Если ребенок не говорит"

Данный буклет поможет тем родителям, дети которых имеют трудности в воспроизведении речи начиная с раннего возраста....

Буклет "10 фраз, которые нельзя говорить ребенку"

Буклет  "10 фраз которые нельзя говорить ребенку"...

Буклет-консультация по развитию речи на тему: "Если ребенок не говорит"

Буклет-консультация по развитию речи на тему: "Если ребенок не говорит"...