Компетентностно-ориентированный подход к организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии на тему
Содержание:
1. Модернизация содержания дошкольного образования.
2.Сущность компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Основные категории компетентностного подхода.
3.Концепция компетентностно-ориентированного подхода в Самарской области.
4. Содержание ключевых компетентностей дошкольников.
5.Компетентностно-ориентированный подход в работе логопеда.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные социально-экономические преобразования в нашем обществе поставили на первый план проблемы развития образовательных систем. Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития образования. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС. Происходит новый подход к организации педагогического процесса, усиление требований к его содержанию, уровню и качеству, ориентации воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей, а так же обновление стиля и методов работы педагогического коллектива, отказ от излишней регламентированности педагогического процесса, переход к «открытому планированию». Очень длительное время в образовании преобладала традиционная система обучения, призванная передать ребенку лишь определенную сумму знаний, умений и навыков. Современный социальный заказ общества на выпускника образовательного учреждения касается в первую очередь новых универсальных способностей и поведенческих моделей личности, а не требований к конкретным знаниям. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны стать средством. ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности
ребенка на основе универсальных учебных действий. Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей старшего дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, а набор ключевых компетентностей.
В системе образования появляется новый концептуальный ориентир, новое направление - компетентностно-ориентированный подход. Идея компетентностно-ориентированного образования является ответом системы образования на социальный заказ. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Под понятием "компетентностный подход” понимают направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности. Раскрывая сущность компетентностного подхода, многие ученые Л. В. Свирская, ГА. Федотова, Р. М. Шерайзина, А. В. Хуторской и др.) выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность.
Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них.
Компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности. Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
Компетентностно-ориентированный подход обеспечивает создание равных условий для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства и удовлетворение его потребностей, развитие интеллекта, речевых способностей и личности. В компетентностно-ориентированном образовании мы говорим о педагогике возможностей, в основе которой лежит мотивация и ориентация на перспективные цели развития личности. Позиция воспитателя и специалистов дошкольных образовательных учреждений в традиционном образовании – позиция старшего. В компетентностно-ориентированном образовании –педагог занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует процесс. Позиция ребенка – дошкольника в традиционном образовании – подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий, в компетентностно-ориентированном образовании – ребенок сам отвечает за собственное продвижение, и выступает как субъект собственного развития.
Компетентностный подход в построении воспитательно-образовательного процесса обеспечивает формирование таких характеристик личности ребенка как:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- способность увидеть новые проблемы в знакомых стандартных условиях;
- умение увидеть и выбрать альтернативные решения;
- умение определить первоочередные проблемы и найти их правильное решение;
- умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы с целью определения нового, более рационального способа решения;
- умение создавать оригинальный способ решения при известных других.
Важными факторами в современном воспитательно-образовательном процессе становятся:
-раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию;
-создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого воспитанника.
-переосмысление роли педагога, который становится в большей степени “координатором” или “наставником”, чем непосредственным источником информации;
-позиция педагога по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества.
На протяжении последних лет воспитатели и специалисты дошкольных образовательных учреждений работают над организацией педагогического воздействия (в т.ч. и логопедического) в аспекте компетентностного подхода.
Проблеме становления ключевых компетенций в дошкольном возрасте посвятили свои работы многие современные исследователи - Н.И.Авдеева, Т.Н.Алишева, О.А.Князева и др. Существуют разнообразные взгляды учёных на классификацию компетентностей, в том числе и компетентностей детей дошкольного возраста.
Компетентностно-ориентированный подход к образованию является на сегодняшний день и приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона.
19 мая 2004г. постановлением Правительства Самарской области была одобрена Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области, разработанная в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
В Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области определено, что для успешной самореализации в условиях либеральной экономики гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
Готовность к разрешению проблем – означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Технологическая компетентность – позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
Готовность к самообразованию – позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
Готовность к использованию информационных ресурсов – позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Готовность к социальному взаимодействию – позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Коммуникативная компетентность – позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения, следовательно ключевые компетентности формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.) | |
Технологическая компетентность определяется как готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности. | |
Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности. | |
Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу. | |
Формирование ключевых компетентностей у воспитанников является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также дальнейшее успешное обучение в школе. |
Компетентностно-ориентированный подход предполагает смену используемых педагогами технологий, форм, методов обучения. Новые образовательные технологии должны обеспечить создание условий, вынуждающих детей к собственному целеполаганию, самоорганизации, групповой организации. Главная задача педагога в дошкольном учреждении теперь состоит в оптимизации образовательной среды, в центре которой стоит деятельность ребёнка. Инновации в образовании не могут протекать быстро, так как изменение в сознании - дело сложное и длительное, необходимо воспитание мыслей и чувств, перестройка сознания. Педагоги, работающие с детьми, должны выстроить такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества. И перед учителем –логопедом стоят теперь определённые задачи: он должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций, освоить компетентностно-ориенированные технологии, изменить содержание занятий, по-новому посмотреть на организацию своей деятельности , учить воспитанников способам деятельности. Логопед должен выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов. Готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда.
Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения. Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической
подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции. Главная цель работы логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста. Формирование компетентностей дошкольников более плодотворно происходит в процессе активной, игровой деятельности детей, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и об этом логопеду нельзя забывать.
В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования звукопроизношения, грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям. Создаю много современных пособий, раздаточного материала с учётом развития и особенностей детей в группе или конкретного ребёнка. Для формирования правильного звукопроизношения использую игровые упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Многие пособия создаю сама, включаю в них авторские стихи. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение, обязательно учитываю медицинские диагнозы и продумываю инструкцию, стихотворный материал к физкультминуткам. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.
Всегда вызывают интерес и радость у детей использование мною на занятиях интерактивных игр или электронных пособий. Мною разработаны интерактивные пособия:
- по развитию фонематического слуха « Ушки –слушки»;
- по развитию предложно –падежных конструкций.
Данные пособия включают в себя авторские стихи и интересные игровые задания, которые помогают закрепить полученные знания в игровой форме, дают возможность ребёнку сделать свой выбор и обосновать его..
На мой взгляд, эффективность работы по формированию кoмпетенций дoшкольников возрастет во много раз, если семья и педагог рабoтают в тесном контакте. Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса. В этом учебном году я активно ввела в свою практику современную форму взаимодействия с родителями: общение по электронной почте и через социальные сети. Использование традиционных и введение инновационных форм взаимодействия с семьёй позволило разнообразить этот процесс. Родители охотно шли на общение через интернет-ресурсы, ежемесячно посещали мастер-классы, часто обращались с просьбой подобрать информацию по интересующему их вопросу. Добавление информации на сайт детского сада позволило родителям знакомиться с предлагаемой информацией в удобное для них время.
Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по-новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет НА ТЕМУ «Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста с учётом системно – деятельностного подхода»
ПЛАН педагогического совета 1. «Концентрирован...
СЕМИНАР НА ТЕМУ «Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста с учётом системно – деятельностного подхода»
ПЛАН СЕМИНАРА 1. «Концентриров...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста
В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и мет...

«Логопедические» традиции как авторский подход к организации работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи
В данной статье предлагается авторский подход к организации «логопедических» традиций с детьми дошкольного возраста с ...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР
На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов...
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической...
Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях детского сада
Статья познакомит с современными подходами к организации работы с детьми....
