Роль песочной терапии в речевом развитии дошкольника
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Шибанова Наталья Владимировна

представлен материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pesochnoy_terapii_v_rechevom_razvitii_doshkolnika_2.docx359.51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль песочной терапии                                                               в речевом развитии дошкольника

Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, - именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени невиданные и пока нерешенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т.е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса. Песочная терапия становится достаточно популярным и эффективным методом коррекции, которая позволяет:

- расширить возможности педагогической песочницы;

- вооружить педагогов, логопедов, родителей превосходной технологией сотворчества с детьми;

- привить детям желание решать познавательные задачи;

- перевести" взор" ребенка от плоскости электронного планшета на объемное пространство песочницы;

- решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе;

- вдохновить ребенка на рождение в себе Творца.

Что такое песочная терапия

Вы, наверное. замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? И это неслучайно. Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой.   По сравнению с другими материалами для творчества - глиной, пластилином, красками - он имеет ряд преимуществ. Создание песочных композиций в отличие, например. от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания (очень острые и болезненные), в слова, или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песочная терапия - возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

С учетом особенностей зрительного восприятия предлагается использовать деревянный ящик (50-70-10 см). Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление "мира как на ладони". Дно ящика, выкрашенное в голубой, лазоревый, небесный цвет, обозначая  воду, море; голубые борта - воздух и небо ( можно использовать оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в основные цвета для решения сенсорных задач. На дно насыпается мелкий песок слоем примерно 5 - 7 см. Обязательный компонент для работы в песочнице фигурки или их изображения ( люди разного возраста и пола, профессий, с разным цветом кожи, в разных эмоциональных состояниях; многообразие животных, дома, постройки, различные виды транспорта, фигуры деревьев, кустарников, цветов, бусы, пуговицы, кристаллы, ракушки и т.д.).

Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком - искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице (песок не разбрасывать, не сыпать, не есть, не разрушать постройки других, не заливать песочницу водой, не уносить игрушки).

Развитие мелкой моторики

- действия с песком,

- отыскать в песочнице предметы (пуговицы, орешки, др.),

- определенный предмет,

- предметы с определенными характеристиками (гладкие - шершавые),

- найти предметы, расположенные в определенном месте.

Упражнения на развитие мелкой моторики: "Дорожки", "Заборчики", "Дожди", "Лесенки", "Следы", "Волны", работа с контурами и шаблонами, закрепление образа букв через "печатание" их на песке.

Работа над фонетической стороной речи

Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом или воспитателем звуки. Для развития фонематического слуха детям предлагают выбрать фигурки с определенным звуком, для автоматизации то же задание можно использовать с активным названием слов (фигурок). Игры можно проводить с животными, растениями, одеждой, предметами мебели и посуды.

Работа над лексической стороной речи

Обогащение и закрепление слов родного языка - одна из самых важных задач развития или коррекции речи. Что же можно делать в песочнице?

1. Расширять и активизировать лексику. связанную с песочницей: песок, песчинка, дюны, барханы, караваны.

2.Обогащать словарь глаголами, прилагательными.

3.Использовать сюжеты игр, побуждать к повторению новых или редких слов.

4. Использовать операции классификации (включить в задание ситуацию выбора).

Работа над грамматической стороной речи

Удачен опыт показа значений приставок на примере действий с песком. Демонстрация и повторение действия, сопровождаемое называнием, будет лучше понято и усвоено. Нельзя забывать и о положительном примере сверстников, которые рядом выполняют требуемые движения. Дети также упражняются в употребление приставки с различными корнями. Актуально использование педагогической песочницы для изучения приставок способом, в основе которого наглядность и активное участие в процессе.

Работа над формированием фразовой речи

При обучении рассказыванию в начале педагог может создавать на глазах ребенка сказку или рассказ, выступая в роли наблюдателя-рассказчика. Ребенок слушает, переживает, может возразить. В положении любознательного путешественника педагог может задавать множество уточняющих вопросов. Начиная со стандартного разговора между персонажами, мы создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию успеха. Драматизация литературных произведений с последующим их пересказом детьми - еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. В случае повышения тревожности ребенок всегда может успокоить себя ритмичными движениями в песке.

Помимо речи в песочнице можно развивать и математические представления, и когнитивные, и психические процессы.

Ритуал выхода из песочницы очень важен с психологической стороны, особенно благодарность. Получение положительного заряда в конце занятия выгодно выделяет деятельность в песочнице и закрепляет желание ее повторять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия в речевом развитии

      Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно...

Использование песочной терапии в речевом развитии дошкольника

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, мы передаем ему наши знания и...

презентация "Использование Су Джок- терапии для речевого развития дошкольников"

Су-джок - это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже  ребенок. Метод достаточно один ...

Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников»

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизнен...

Песочная терапия в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование песочной терапиив совместной деятельности с детьми по речевому развитиюПесочная терапия.Играть с песком можно не только на улице.Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ разви...

Консультация для родителей "Использование песочной терапии для гармоничного развития дошкольника"

Игра с песком поможет вашему ребенку выразить то, что он сам пока не осознает и не понимает.Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб Вера в Детство не про...

Использование песочной терапии в речевом развитии детей

      Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уров...