Консультация педагогов ДОУ на тему: «Использование логоритмических распевок в качестве физкультминуток на занятиях».
консультация по логопедии

Ветрова Марина Владимировна
*Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха.

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

 
*Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой.
 
*Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_po_konsultatsii.docx20.6 КБ
Файл pravilo_trete.docx480.61 КБ
Файл ispolzovanie_logoritmicheskih_raspevok.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагогов ДОУ

на тему: «Использование логоритмических   распевок  в качестве физкультминуток на занятиях».

Подготовила:

учитель-логопед Ветрова М.В.

МБДОУ «Золотой ключик» сл. Большая Мартыновка

Физкультминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха.

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой.

Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях

Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти.

Второе направление логоритмической  работы - развитие речи детей и корректирование  их  речевых нарушений. Эта  работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Таким образом целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

В логопедии есть особая система освоения звуков родного языка:

- сначала отрабатывается произношение гласных звуков;

- затем выговариваются слоги с «трудными» согласными — [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Л], [Р];

- и наконец, поставленные звуки дифференцируются.

В этом порядке авторы предлагают осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации и речевому материалу песнями.

Вот несколько правил, выполнение которых облегчит малышам задачу запоминания смешных «распевалок», сделают их повторение не столь однообразным и внесут элемент игры в занятие.

Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных, труднопроизносимых звуков.

Правило второе. Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием, щелканием и другими ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики, помощницы логопедии, которая учит координировать движения и речь, а также говорить без запинок.

Правило третье. «Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят. Ведь так трудно выполнить все требования воспитателей: прижать спину к спинке стула, поставить ноги вместе, а руки положить на колени. Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки. Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями.

Правило четвертое. «Веселый оркестр». Желательно, чтобы все распевки ребенок воспринимал в объемном оркестровом исполнении. Такое исполнение учит детей элементарным правилам ансамбля: слушай соседа, не солируй, если тебя не просят, подчиняйся воле дирижера.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

  • разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма; для развития словаря; для автоматизации звукопроизношения и т.д.;
  • определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
  • среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
  • насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
  • сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
  • при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому при интенсивных движениях лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

Распевки могут использоваться по прямому назначению на музыкальных занятиях, также в качестве физкультминуток на занятиях других специалистов.



Предварительный просмотр:

         Правило третье. «Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят. Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки.

Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями.

Пальчиковая гимнастика «Семья» (Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики)

Папа, мама, брат и я –

Дети правой рукой загибают на левой руке по одному пальчику, начиная с большого.

Вместе дружная семья

Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.

Раз, два, три, четыре,

Левой рукой загибают на правой руке по одному пальчику, начиная с большого.

Все живем в одной квартире

Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.

Упражнение  «Брюки».

(Развитие мелкой моторики)

Эти брюки для Илюши

По два раза топают сначала правой ногой, потом – левой.

Сшила бабушка из плюша,  

Показывают имитацию шитья иглой.

Ходит в них гулять Илюша,

Шагают на месте.

Он большой, как ты и я.

Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.

     Спать…

        Дети стоят лицом в круг, держась за руки. Ритмично раскачивают руками. Взрослый поет весь текст. Дети произносят только автоматизируемый звук.

Спать ложатся малыши.

Ш-ш-ш!

Нашалились от души.

Ш-ш-ш!

Нашумелись от души.

Ш-ш-ш!

Им теперь подушка

Шепчет сны на ушко.

Ш-ш-ш!

МБДОУ

 «Золотой ключик»

сл.Большая Мартыновка

C:\Users\Оператор\Desktop\картинки\zolkluch(1).jpg

Использование логоритмических распевок
в качестве физкультминуток
на занятиях

Выполнила    

Учитель—логопед

Ветрова Марина

Владимировна

Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания,  формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму,  формировать пространственные представления.

В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка:

- сначала отрабатывается произношение гласных звуков;

- затем выговариваются слоги с «трудными» согласными - [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р],

- и наконец, поставленные звуки дифференцируются.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований.

Он должен иметь:

- разнообразную коррекционную направленность (нормализация темпа и ритма, развитие словаря, автоматизация звукопроизношения у детей с нарушением речи и т.д.);

- определенный динамический размер (соотношение движения с ритмом речи);

- насыщенность глагольной лексикой (иллюстрирование движений);

- сюжетную линию и действующее лицо (воспитание у детей понимание логической связи между текстом и движением);

- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые двигательные возможности детей.

Вот несколько правил, выполнение которых облегчит малышам задачу запоминания смешных «распевалок», сделают их повторение не столь однообразным и внесут элемент игры в занятие.

Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных,

 труднопроизносимых звуков.

Правило второе. Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием,

протопыванием и др. ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики, помощницы логопедии, которая учит координировать движения и речь, а также говорить без запинок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель-логопед Ветрова М.В . Использование логоритмических распевок в качестве физкультминуток на занятиях

Слайд 2

Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха. Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки , зрения и психоэмоциональная разрядка . Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой . Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения , и используемой в коррекционно-развивающих целях;

Слайд 3

Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти. Второе направление - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Слайд 4

В логопедии есть особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков ; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными — [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Л], [Р] , и наконец, поставленные звуки дифференцируются . В этом порядке предлагаются осваивать «логопедические распевки », которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации и речевому материалу песнями.

Слайд 5

Несколько правил: Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных, труднопроизносимых звуков.

Слайд 6

Правило второе . Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием и другими ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики . «Печка»

Слайд 7

Правило третье . « Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят . Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки . Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями. Прилетела к нам вчера Полосатая пчела, Машут воображаемыми крылышками. А за нею — шмель- шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Как фонарики глаза. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам. Пожужжали, полетали, От усталости упали. Медленно приседают на стул. Упражнение «Пчела ». [Координация речи с движением, развитие творческого воображения.]

Слайд 8

Правило четвертое . « Веселый оркестр». Желатель­но, чтобы все распевки ребенок воспринимал в объем­ном оркестровом исполнении. Такое исполнение учит детей элементарным правилам ансамбля: слушай соседа , не солируй, если тебя не просят, подчиняйся воле дирижера.

Слайд 9

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований . Он должен иметь : разнообразную коррекционную направленность (нормализация темпа и ритма, развитие словаря, автоматизация звукопроизношения у детей с нарушением речи и т.д .); определенный динамический размер ( соотношение движения с ритмом речи); с реднюю длину строки; насыщенность глагольной лексикой (иллюстрирование движений); сюжетную линию и действующее лицо (воспитание у детей понимание логической связи между текстом и движением); при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые двигательные возможности детей.

Слайд 10

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической групп

С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах группы коррекционной направленности»

С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.Одной из таких фор...

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы....

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопр...

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах группы....

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

КОНСУЛЬТАЦИЯ: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы....

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах»

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах»...