Консультация педагогов ДОУ на тему: «Использование логоритмических распевок в качестве физкультминуток на занятиях».
консультация по логопедии

Ветрова Марина Владимировна
*Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха.

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

 
*Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой.
 
*Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_po_konsultatsii.docx20.6 КБ
Файл pravilo_trete.docx480.61 КБ
Файл ispolzovanie_logoritmicheskih_raspevok.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагогов ДОУ

на тему: «Использование логоритмических   распевок  в качестве физкультминуток на занятиях».

Подготовила:

учитель-логопед Ветрова М.В.

МБДОУ «Золотой ключик» сл. Большая Мартыновка

Физкультминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха.

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой.

Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях

Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти.

Второе направление логоритмической  работы - развитие речи детей и корректирование  их  речевых нарушений. Эта  работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Таким образом целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

В логопедии есть особая система освоения звуков родного языка:

- сначала отрабатывается произношение гласных звуков;

- затем выговариваются слоги с «трудными» согласными — [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Л], [Р];

- и наконец, поставленные звуки дифференцируются.

В этом порядке авторы предлагают осваивать «логопедические распевки», которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации и речевому материалу песнями.

Вот несколько правил, выполнение которых облегчит малышам задачу запоминания смешных «распевалок», сделают их повторение не столь однообразным и внесут элемент игры в занятие.

Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных, труднопроизносимых звуков.

Правило второе. Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием, щелканием и другими ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики, помощницы логопедии, которая учит координировать движения и речь, а также говорить без запинок.

Правило третье. «Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят. Ведь так трудно выполнить все требования воспитателей: прижать спину к спинке стула, поставить ноги вместе, а руки положить на колени. Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки. Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями.

Правило четвертое. «Веселый оркестр». Желательно, чтобы все распевки ребенок воспринимал в объемном оркестровом исполнении. Такое исполнение учит детей элементарным правилам ансамбля: слушай соседа, не солируй, если тебя не просят, подчиняйся воле дирижера.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

  • разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма; для развития словаря; для автоматизации звукопроизношения и т.д.;
  • определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
  • среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
  • насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
  • сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
  • при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому при интенсивных движениях лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

Распевки могут использоваться по прямому назначению на музыкальных занятиях, также в качестве физкультминуток на занятиях других специалистов.



Предварительный просмотр:

         Правило третье. «Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят. Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки.

Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями.

Пальчиковая гимнастика «Семья» (Координация речи с движением. Развитие мелкой моторики)

Папа, мама, брат и я –

Дети правой рукой загибают на левой руке по одному пальчику, начиная с большого.

Вместе дружная семья

Показывают крепко сжатый кулачок левой руки.

Раз, два, три, четыре,

Левой рукой загибают на правой руке по одному пальчику, начиная с большого.

Все живем в одной квартире

Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.

Упражнение  «Брюки».

(Развитие мелкой моторики)

Эти брюки для Илюши

По два раза топают сначала правой ногой, потом – левой.

Сшила бабушка из плюша,  

Показывают имитацию шитья иглой.

Ходит в них гулять Илюша,

Шагают на месте.

Он большой, как ты и я.

Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.

     Спать…

        Дети стоят лицом в круг, держась за руки. Ритмично раскачивают руками. Взрослый поет весь текст. Дети произносят только автоматизируемый звук.

Спать ложатся малыши.

Ш-ш-ш!

Нашалились от души.

Ш-ш-ш!

Нашумелись от души.

Ш-ш-ш!

Им теперь подушка

Шепчет сны на ушко.

Ш-ш-ш!

МБДОУ

 «Золотой ключик»

сл.Большая Мартыновка

C:\Users\Оператор\Desktop\картинки\zolkluch(1).jpg

Использование логоритмических распевок
в качестве физкультминуток
на занятиях

Выполнила    

Учитель—логопед

Ветрова Марина

Владимировна

Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания,  формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму,  формировать пространственные представления.

В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка:

- сначала отрабатывается произношение гласных звуков;

- затем выговариваются слоги с «трудными» согласными - [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р],

- и наконец, поставленные звуки дифференцируются.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований.

Он должен иметь:

- разнообразную коррекционную направленность (нормализация темпа и ритма, развитие словаря, автоматизация звукопроизношения у детей с нарушением речи и т.д.);

- определенный динамический размер (соотношение движения с ритмом речи);

- насыщенность глагольной лексикой (иллюстрирование движений);

- сюжетную линию и действующее лицо (воспитание у детей понимание логической связи между текстом и движением);

- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые двигательные возможности детей.

Вот несколько правил, выполнение которых облегчит малышам задачу запоминания смешных «распевалок», сделают их повторение не столь однообразным и внесут элемент игры в занятие.

Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных,

 труднопроизносимых звуков.

Правило второе. Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием,

протопыванием и др. ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики, помощницы логопедии, которая учит координировать движения и речь, а также говорить без запинок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель-логопед Ветрова М.В . Использование логоритмических распевок в качестве физкультминуток на занятиях

Слайд 2

Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха. Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки , зрения и психоэмоциональная разрядка . Ритмика - система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой . Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения , и используемой в коррекционно-развивающих целях;

Слайд 3

Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти. Второе направление - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Слайд 4

В логопедии есть особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков ; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными — [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Л], [Р] , и наконец, поставленные звуки дифференцируются . В этом порядке предлагаются осваивать «логопедические распевки », которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации и речевому материалу песнями.

Слайд 5

Несколько правил: Правило первое. Во всех песенках дети поют только те звуки, которые выделены в тексте, а остальной текст поют взрослые. При этом внимание ребенка сосредоточено на артикуляции сложных, труднопроизносимых звуков.

Слайд 6

Правило второе . Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием и другими ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики . «Печка»

Слайд 7

Правило третье . « Танцующие руки». На занятии дети никогда не сидят . Дети поют стоя, при этом руки их «танцуют» в соответствии с характером, темпом и динамикой попевки . Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями. Прилетела к нам вчера Полосатая пчела, Машут воображаемыми крылышками. А за нею — шмель- шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Как фонарики глаза. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам. Пожужжали, полетали, От усталости упали. Медленно приседают на стул. Упражнение «Пчела ». [Координация речи с движением, развитие творческого воображения.]

Слайд 8

Правило четвертое . « Веселый оркестр». Желатель­но, чтобы все распевки ребенок воспринимал в объем­ном оркестровом исполнении. Такое исполнение учит детей элементарным правилам ансамбля: слушай соседа , не солируй, если тебя не просят, подчиняйся воле дирижера.

Слайд 9

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований . Он должен иметь : разнообразную коррекционную направленность (нормализация темпа и ритма, развитие словаря, автоматизация звукопроизношения у детей с нарушением речи и т.д .); определенный динамический размер ( соотношение движения с ритмом речи); с реднюю длину строки; насыщенность глагольной лексикой (иллюстрирование движений); сюжетную линию и действующее лицо (воспитание у детей понимание логической связи между текстом и движением); при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые двигательные возможности детей.

Слайд 10

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для консультации педагогов на тему: «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»

Одной из ведущих форм деятельности ребёнка является познавательная деятельность. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования способов обучения....

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической групп

С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах группы коррекционной направленности»

С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.Одной из таких фор...

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы....

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопр...

Консультация для педагогов на тему: «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах группы....