РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

(ОРГАНИЗАЦИОННОЕ)

 «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей

в процессе коррекционно-логопедической работы

с детьми с нарушениями речи».

1. Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

Логопедическую группу посещают  дети с речевыми нарушениями:

  • фонетическое недоразвитие речи – ФНР.
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи  – ФФНР;
  • общее недоразвитие речи II-IV у.р.р. – ОНР.

Фонетическое недоразвитие (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной стороны речи, т.е. звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), связной речи.

   Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

   Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания по логопедическим тетрадям (выдаются 1 раз в неделю);
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

 

2.    Организация работы в логопедической группе

 Логопедическая работа с детьми проводится следующим образом: 2 дня в неделю логопедические подгрупповые занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий  не превышает  время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей,  в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Хочется еще раз обратить внимание, что в соответствии с требованиями СанПиН занятия в логопедическом группе проводятся во вторую половину дня, так как занятия являются дополнительной нагрузкой на детей. Таким образом, ежедневно с 15:30 до 16 часов проводятся подгрупповые занятия, затем начинается время, отведенное для индивидуальных занятий, которое заканчивается в 18 часов. Многих детей забирают из детского сада сразу после ужина, т.е. в 16:30, в связи с чем, эти дети пропускают индивидуальные занятия с учителем-логопедом и возникает вопрос о не результативности коррекционного процесса.

На подгрупповых занятиях выделяются:

  • Лексико-грамматическое направление.

На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

- по расширению и активизации словаря детей;

-по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);

- по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;

- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

  • Развитие связной речи включает обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
  • Фонетико-фонематическое направление.

На этих занятиях дети изучают звуки. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).

А также на таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки), «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда) и пр.

Внимание! СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

  • Развитие мелкой моторики рук происходит на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, работы в тетадях.
  • Развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Когда дети выполняют движения, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.

Индивидуальная работа с детьми проводится в следующих направлениях:

-  проверка, отработка домашних заданий;

- закрепление материалов фронтальных занятий;

- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

- артикуляционные упражнения;

- коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

 Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

 - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

 

3.    3. Работа в домашних логопедических тетрадях

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Эти задания должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны с ребёнком.

В целом учебный материал, который дается домой на закрепление можно распределить по 3 направлениям:

  • Коррекция звукопроизношения
  • Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация) и грамматических умений и навыков
  • Формирование фонематических процессов

          Соответственно по этим направлениям и даются задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести нарушения и т.д., но и лишними  задания той или иной группы не окажутся ни для кого. Поэтому в своей работе я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.

 

Определенные правила работы в домашних тетрадях:

  • Тетрадь домашних заданий выдается в пятницу и возвращается в понедельник.
  • Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно перед зеркалом.
  • Если к домашнему заданию прилагается карточка, то задания необходимо переписать в тетрадь (карточка сдается вместе с тетрадью).
  • Задания выполнять полностью и аккуратно.
  • Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  • Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания.
  • Задания должны быть прочитаны ребенку.
  • Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами.

Хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

 

4.    Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.   

На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность. (использую индивидуальные зеркала)

 

5.     Итоги работы

Итак, какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? (ответы родителей)

 -1. коррекция звукопроизношения;

 -2. формирование грамотной, выразительной речи;

 -3. развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

 -4. усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

 -5. индивидуальный подход к ребенку;

 -6. совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.                        

Еще раз хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

 

6.    Вопросы родителей к учителю-логопеду

Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению. (индивидуальные вопросы родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"

В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...

Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе

Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе...

«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях непосредственной образовательной деятельности (старшая возрастная группа)

Департамент образования города МосквыГАОУ СПО Педагогический колледж №15  Итоговая практико-значимая работаТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ра...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми логопедической (компенсирующей) группы

учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, раз...

«Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями   Семья – это первая ступень овладе...

Наставничество как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

        Выстраивание взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями может строится в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных н...