Современные аспекты логопедии
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) по теме
В работе отражены современные направления, используемые при коррекции речевых нарушений. Ими являются: арттерапия, музыкотерапия, логоритмика, тестопластика, песочная и водная терапия, иппотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_aspekty_logopedii.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные аспекты логопедии
Оглавление
Введение 3
1. Применение арттерапии в коррекции речевых нарушений
2. Возможности музыкотерапии в коррекции речевых нарушений
3. Использование логоритмики в коррекции речевых нарушений
4. Применение тестопластики, песочной и водной терапии в логопедической работе
5. Применение в коррекции речевых нарушений иппотерапии
Список литературы…………………………………………………………………………………………17
Введение
Актуальность темы обусловлена важностью проблемы оказания своевременной коррекционной логопедической помощи детям с нарушениями речи.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речевого развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в речевом развитии. Целью современного этапа модернизации системы дошкольного образования является создание условий для развития и самореализации любого ребенка. Все методики, используемые в дошкольном учреждении в системе коррекционной логопедической помощи ребенку с проблемами речевого развития, должны способствовать гармонизации личности такого ребенка и его социальной адаптации.
В настоящее время в логопедической работе используются достаточно много методов и приемов традиционного и нетрадиционного воздействия. Среди них игротерапия; сказкотерапия; изотерапия; музыкотерапия; тестотерапия; песочная терапия; водная терапия и пр. Все эти методы направлены на развитие познавательной мотивации, фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи, обогащение словаря, развитие связной речи, нормализацию мышечного тонуса, улучшение психоэмоционального состояния дошкольников. Несмотря на то, что методы коррекции речевого развития являются достаточно разработанным вопросом, эффективность логопедического воздействия в ряде случаев недостаточно высока. В настоящее время важную роль выполняют инновационные методики, направленные на коррекцию речевого развития детей.
Цель работы: осветить инновационные методики, применяемые в коррекции речевых нарушений.
1. Применение арттерапии в коррекции речевых нарушений
Арттерапия (терапия искусством) - один из методов коррекционной работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка [4]. Это забота о душе с помощью искусства, забота об эмоциональном самочувствии и психологическом комфорте личности. Арттерапия включает в себя большое количество коррекционных методик, которые принадлежат к различным видам искусства и дифференцируются в зависимости от лечебного, коррекционного и психопрофилактического воздействия на ребенка. Так, в работе с детьми используются в основном элементы изотерапии, игровой, песочной и сказкотерапии [5].
Изотерапия – одно из наиболее популярных направлений арттерапии, это психотерапевтическая и коррекционная работа с использованием методов изобразительного искусства. Часто изотерапия дополняется сказкотерапией, игротерапией. Понятно, что составляющая термина «арт» акцентирует внимание на изобразительном творчестве, однако в процессе работы зачастую используются музыка, движения, сочинение историй [5].
Использование элементов изотерапии в логопедической работе важно, так как развиваются несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное воздействие на развитие речи. Например, формированию фонемного анализа и синтеза способствует игра «Угадай слово», в которой дети угадывают слово по первым звукам. Дети рисуют предметы и по первым звукам в названии этих предметов «читают» новое слово. Например: лук, уж, арбуз, луна. На занятиях с использованием изотерапии дети сталкиваются с новыми словами, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Изотерапия способствует значительно более быстрому развитию восприятия и осознания речи, так как речь приобретает практическую направленность. Арсенал способов создания детьми дошкольного возраста изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д.
Коррекция средствами драматического искусства используется с учетом речевого недоразвития детей. Она, будучи правильно организована, способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Чаще всего используются драматизации детских сказок и потешек, которые позволяют учиться вербальному выражению эмоциональных состояний, развивают психические функции, способность к коллективному общению. Драматизации возможны не только с помощью самих детей-актеров, но и с помощью кукольного театра (марионеток, би-ба-бо). Важно, чтобы костюмы актеров, куклы были выразительными, вызывали положительные эмоции.
Сказкотерапия – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речевое и интеллектуальное развитие ребенка с нарушениями речевого развития. Здесь наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные произведения широко используются логопедами при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики пальцев рук, закрепления произношения поставленных звуков. Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок, дает значительные результаты, так как развитие фонематического слуха происходит в виде смешной и понятной игры.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности – игры, которая становится средством не только развития фонематических процессов, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, но и развития моторики, сенсорной сферы, аналитико-синтетической деятельности, формирования личности ребенка. Дидактические игры, которые используются на логопедических занятиях, становятся интересными, благодаря наличию в них игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, использование различных персонажей, постоянным усложнением игровых действий. На логопедических занятиях используются игровые обучающие ситуации (с игрушками-аналогами, путешествия, с литературными персонажами), которые создаются для решения коррекционно-развивающих задач и обладают различными дидактическими возможностями.
Как представляется, в работе с детьми дошкольного возраста можно эффективно сочетать методы арттерапии: изотерапию; сказкотерапию; терапию с использованием аппликаций и макетирования; игровую терапию и пр. Например, занятия по развитию связной речи с использованием приемов лепки из пластилина или тестопластики очень запоминаются детям и проходят с высокой мотивацией. Из соленого теста можно изготовить настольный театр, дети при этом пересказывают сказочные сюжеты, сами придумывают сказки с выбранными героями. Так же можно изготовить «сказочные» атрибуты: волшебные пирожки, молодильные яблочки и др. С этими пособиями дети активно участвуют в речевом общении, стараясь правильно строить фразы, самостоятельно ведут диалог, пересказывают сюжеты рассказов и сказок с элементами драматизации. С помощью нарисованных ими же картин дети могут составлять описательные рассказы, способствующие развитию связной речи.
2.Возможности музыкотерапии в коррекции речевых нарушений
Музыкотерапия – эффективное средство коррекции речевых нарушений дошкольников. Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера [8].
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, что способствует коррекции нарушений речевого развития. Для проблемных детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.
Инновационные музыкотерапевтические приемы включают в себя:
- Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга.
- Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Это актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т.к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему.
- Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Например: игра «Самолет». Ребенку нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Эффективны звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра; игры со звуком «Ж» («Жуки»), со звуком «З». Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т.д.
- Более традиционны двигательные ритмические упражнения, танцы, сопровождаемые пением.
Использование музыки является не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, ненавязчивым фоном логопедического занятия. С этой целью можно, например, использовать пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунную соната» Л.В.Бетховена и пр. Специалистами установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение [8].
3.Использование логоритмики в коррекции речевых нарушений
Логоритмика представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции [2]. Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению нарушений речевого развития у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы. В процессе занятий логоритмикой осуществляется тесная связь слова, музыки и движения, в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство.
Благодаря разработкам Г.А. Волковой методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе со взрослыми, страдающими афазией, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими такие нарушения речи, как дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия [2].
Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, формирование связной речи детей, совершенствование грамматического оформления фразы, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи. Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и его близкого окружения.
Специалисты рекомендуют включать в занятие по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логоритмики: вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях); упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; игру на музыкальных инструментах; музыкальную самостоятельную деятельность; игровую деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения [2].
К наиболее эффективным приемам работы по логоритмике можно отнести начертание «ритмо-схем» — графических рисунков, где длительности выстраиваются в определенных комбинациях на одной строке и передаются детьми с помощью простукивания, прохлопывания метроритмических структур. Ритмо-схемы дают конкретное представление о том или ином метроритмическом узоре. Хлопки, отстукивание сопровождают мысленное произнесение текстов детьми и позволяют контролировать правильность воспроизведения ритмического рисунка.
4. Применение тестопластики, песочной и водной терапии в логопедической работе
На основе исследований специалистов доказано, что развитие движений рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Так, о тесной взаимосвязи между ручной и артикуляционной моторикой писали М.М. Кольцова, Е.М. Мастюкова и др. [6]. Л.В. Фомина также отмечает, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук [6]. Е. Ф. Архипова отмечает, что при включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием звуков [1].
Неоценимую помощь детям с нарушениями речевого развития могут оказать логопедические занятия с применением тестопластики. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми с нарушениями речевого развития. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь, умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. Кроме того, работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию напряжения.
Тестотерапия уводит детей в увлекательную страну пластики, открывает дверцу в мир творчества и мастерства. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, могут выполнять роль наглядной опоры для речевых упражнений. Например: дошкольники лепят из теста буквы, конструируют и реконструируют из одной буквы другую. Из готовых букв дети выкладывают слоги и слова, что способствует развитию звуко-слогового анализа и синтеза. Причем важно, что в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом [7].
Коррекционная работа может быть направлена на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развития связной речи, фонетико-фонологических процессов, обучению детей грамоте. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, кроме того, метод тестопластики позволяет твердые согласные сделать, например, с рифленой поверхностью, а мягкие согласные оставить гладкими. Так же можно с помощью цвета (красного, синего, зеленого) обозначить гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, создавая, тем самым дополнительную наглядность при реализации задачи коррекции фонематических процессов.
Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых логопедом во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит - сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Например, для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами. Проблемные дети зачастую с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.[1]
Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают много положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда используют игровые мотивации. А в конце занятия предлагают детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных способностей.
Отметим, что использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать у детей такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у многих детей с речевыми нарушениями.
В логопедической работе с дошкольниками можно эффективно использовать игры и игровые упражнения с песком и водой. Так, погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. В играх дети, например, «заселяют» воду и песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Логопед при этом учит детей сочетать движения языка и пальцев в воде и песке при проговаривании слогов, слов. Например, в игре «Полоски» ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. Задача усложняется, если дети рисуют полоски на воде, так как необходимо удерживать в памяти количество полосок. Развитию фонематического анализа и синтеза способствует таких игровых приемов, как «Исправь ошибку» (логопед чертит на песке ошибочное количество полосок, а ребенок анализирует количество звуков в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.), «Определи количество звуков в слове» (ребенок печатает на песке заданное или самостоятельно подобранное слово и вертикальными полосками делит его на звуки). Обучение дифференциации звуков также эффективно происходит на игровых приемах (например, в играх «Два моря», «Шторм» и пр. дети должны различать звуки моря в различных состояниях). Развитию фонематического восприятия способствует игра «Спрячь ручки», в ходе которой дети прячут руки в песок или в воду, услышав заданный звук в словах.
5. Применение в коррекции речевых нарушений иппотерапии
Иппотерапия (райттерапия) – метод психотерапевтического лечения при помощи лошади, в медицине иппотерапию часто называют лечебной верховой ездой [10]. Принципиальное отличие лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры заключается в том, что при иппотерапии, обеспечивается одновременное включение в работу фактически всех групп мускул тела наездника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь совместно с нею и на ней, ребенок в течение всего сеанса иппотерапии инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе все мускулы своего тела.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм наездника основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического. Под психогенным фактором подразумеваются две мотивации - очень желаемое с очень опасным (страх и неуверенность в себе). Это помогает не только раскрыть потенциальные возможности ребенка, активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности, но и помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего общения с прекрасным животным - лошадью. Биомеханический фактор - влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища.
Большое значение такая двигательная стимуляция имеет для развития восприятия и ощущений у детей с задержкой речевого развития, с задержкой психо-речевого развития, при которых страдает либо только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме, либо у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. Отмечен положительный эффект иппотерапии для общего развития и развития речи детей с ДЦП.
Занятия по иппотерапии проходят в составе группы, в которую входят кроме логопеда и самого ребенка еще и инструктор-коневод [9]. Если пациент очень тяжелый, то инструктор прибегает к помощи своего коллеги, который идет по другую сторону от ребенка, подстраховывая его от падения. Для иппотерапии лошади подбираются «особые», главным при отборе лошади в иппотерапевтии становится ее характер, так как не все лошади способны работать с больными людьми или детьми.
Занятия по иппотерапии, проходящие в эмоционально насыщенной атмосфере, сопровождаются, как правило, общим подъемом активности ребенка, повышение настроения, психического тонуса. Иппотерапия в существенной степени решает проблемы ориентации ребенка в пространстве своего тела и в пространстве в целом. Занятия иппотрапией обеспечивают развитие столь необходимой общей и ручной моторики проблемного ребенка, а, кроме того, дают им возможность общения с лошадью. В силу вышеперечисленных реабилитационных возможностей, иппотерапия создает уникальную, комплексно воздействующую на ребенка, лечебную и развивающую ситуацию [10]. При групповых занятиях иппотерапией проблемные дети приобретают дополнительное общение друг с другом, благодаря которому происходит более быстрое развитие психики и речи.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что применение рассмотренных в данной работе инновационных методик в логопедической работе по коррекции речевых нарушений способствует развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических представлений, обогащению словаря, развитию связной речи, а также развитию познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), нормализации мышечного тонуса, улучшению психоэмоционального состояния дошкольников повышению интеллектуального развития и адаптивных возможностей дошкольников. Общение в процессе занятий со взрослыми и сверстниками благоприятно сказываются на развитии речевой деятельности, на развитии взаимоотношений, общения дошкольников. Все это - важные предпосылки успешности будущей учебной деятельности дошкольников.
Для повышения эффективности коррекционных занятий следует учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: например, на занятиях логоритмикой необходима связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, уровня развития личности ребенка. При проведении коррекционных занятий по любой из методик необходимо наладить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать у него интерес к занятиям и желание говорить. Виды логопедических работ на разных этапах коррекционных занятий должны быть разнообразными, интересными, с элементами наглядности.
Список литературы
- Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. - М., 2008. – 256с.
- Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л.Бабушкина, О.М. Кислякова / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. – 108 с.
- Белова, Е.В. Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников посредством двигательной активности / Е.В. Белова // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 31-33.
- Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми / М.В. Киселева. - СПб: Речь, 2008. – 104с.
- Копытин, А. И. Арттерапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - М.: Когито - Центр, 2007. – 98с.
- Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 703с.
- Маслова, Н.В. Лепим из соленого теста / Н.В. Маслова. - СПб: Каро, 2008. – 64с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Е.А. Медведева, Л.Н.Комиссарова и др. – М.: Академия, 2002. – 224с.
- Пособие по терапевтической верховой езде. Вопросы и ответы / Ф.Джосвик, Киттередж М. и др. - М.: МККИ, 2000. – 114с.
- Трубачева, Т.П. Иппотерапия / Т.П. Трубачева. – Красноярск, 2008. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»
Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ» Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик Нор...
Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»
Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ» Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик Нор...
Современные аспекты подготовки детей обучению к школе в условиях детского сада
Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться.» ...
Современные аспекты подготовки детей к школьному обучению
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ?...
«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...
«Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада».
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе...
«Современные аспекты взаимодействия учителя – логопеда и родителей в рамках ФГОС
презентация опыта по взаимодействию учителя-логопеда и родителей в рамках ФГОС...