Нормы речевого развития
методическая разработка по логопедии на тему

Кондратюк Анастасия Олеговна

           Родителям очень важно знать о том, как и когда ребенок начинает говорить. Такие данные говорят о развитии его сенсорной системы, о работе и развитии головного мозга и речевого аппарата. Формирование речи, психики и мышления происходит взаимосвязано и параллельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rechevogo_razvitiya.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Сергиево – Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №7»

141300. Московская область, город Сергиев Посад,

улица Птицеградская дом 6 «а»

телефон 551-69-77

«Нормы и отклонения речевого развития»

 

Учитель-логопед

Калинина Анастасия Олеговна

г.Сергиев Посад

Нормы и отклонения речевого развития

           Родителям очень важно знать о том, как и когда ребенок начинает говорить. Такие данные говорят о развитии его сенсорной системы, о работе и развитии головного мозга и речевого аппарата. Формирование речи, психики и мышления происходит взаимосвязано и параллельно.

Возраст

Принятая норма речевого развития

Отклонение от нормы

До 1 года

7 месяцев – долго и активно лепечет, повторяя слоги по два-три раза.

Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

8 месяцев – наблюдается четкое и громкое произношение слогов, частое их повторение, можно выделить выразительные интонации.

10 месяцев – подражая родителям, произносит лепетные слова и новые слоги;

имитирует разные звуковые сочетания в большом количестве;

попытка имитации предложения.

Малыш выполняет простые просьбы.

12 месяцев – первые простые слова: баба, папа, мама, дай; лепетные слова: ня-ня, та-та и др.;

выражает интонацию просьбы;

понимает соотношение звуков с предметами и лицами.

Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю и др.

Малоактивный лепет;

Ребенок не поворачивает голову в ответ на обращение к нему.

 

Малая активность лепета, отсутствие выразительности и интонаций.

Неактивный лепет, преобладание в лепете только губных звуков и гласных;

отсутствие лепетных слов;

нет интонационно-мелодической имитации фразы.

 

Ребенок очень тихий, у него слабовыраженный лепет, только два-три лепетных слова;

отсутствие подражания словам и звукам;

нет соотношения слова и предмета, действия, лица.

Не способен реагировать на похвалу или замечание.

До 2 лет

1 год 3 месяца – разговаривает отдельными словами и лепечет, когда активно двигается, играет или очень удивляется;

сильно вырастает количество слов, которые малыш понимает.

1 год 6 месяцев – использует упрощенные слова для названия предметов и действий, когда у него есть сильная заинтересованность;

появляется способность к обобщению предметов по определенным признакам.

1 год 9 месяцев – составляет комментарии из нескольких слов для своих действий;

дает ответы на многие вопросы;

может воспринимать простые истории, которые рассказывают по картинкам.

2 года – умеет говорить предложениями, состоящими из трех слов с прилагательными и местоимениями;

легко воспринимает рассказ о том, что он знает уже без картинок.

Плохо понимает обращенную к нему речь; произносит только отдельные слоги.

 

 

Не понимает значение звуков, названий предметов, своего имени и простых слов.

Не удается выполнение элементарных просьб: сядь, подойди, встань и т.д.

 

Может многократно произносить один слог, заменяя им другие слоги («нана» означает все что угодно)

 

 

Вместо предложений пользуется отдельными словами;

не повторяет слова и звуки.

 

До 3 лет

2,5 года – строит предложения из трех и более слов;

постоянно спрашивает «куда?» и «где?»;

называет свое имя, возраст;

понимает значение предлогов.

3 года – говорит сложными предложениями, спрашивает «почему?» и «когда?»;

использует множественное число существительных и глаголов.

Выполняет задания типа «положи карандаши в коробку».

Не называет части тела, предметы, не может показать на них по просьбе;

не в состоянии принести предмет, если не видит его;

говорит отдельными словами;

очень часто нельзя понять, о чем он просит.

Не может говорить простыми предложениями, состоящими из двух-трех слов;

не понимает простые объяснения и рассказы о событиях прошлого или будущего.

Не различает и не называет основные цвета.

До 4 лет

Словарь активно растет: от 250 до 3000 слов;

заканчивается овладение грамматикой родного языка;

в разговоре использует 10-15 вариантов предложений;

может рассказать о себе;

может произносить правильно звуки, кроме сложных («л», «р»).

Не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?»;

неправильно использует падежные окончания существительных, предлоги;

искаженное произношение многих звуков;

предложения состоят менее чем из четырех слов.

До 7 лет

5 лет – правильно произносит все звуки;

 умеет строить любое предложение;

речь становится родной;

развивается функция словообразования.

6 лет – появляется речь, не имеющая коммуникативной функции (комментирование собственных действий), затем это переходит во внутреннюю речь (мысль).

7 лет – появляется контекстная (полная, развернутая) речь.

Нарушенное произношение звуков (дефект смягчения, межзубное произношение, смешение звуков);

неправильное построение предложения.

 

Пропуски согласных там, где они стоят рядом «такан» вместо «стакан»; неправильное употребление окончаний у существительных среднего рода или множественного числа.

Бедный словарный запас;

речь носит ситуативный характер.

 

         Формирование речевых навыков происходит по мере того, как развивается речевой аппарат, головной мозг и т.д. Но без стимулирования этого процесса ребенок никогда не начнет говорить. Общаться с малышом нужно каждый день, с самого первого дня его рождения, и это очень важно. Родители и их воспитательная активность очень сильно влияют на то, какими речевыми навыками будет обладать их малыш. Любое отклонение в речи не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное. Успехов Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы речевого развития

Все родители, конечно же, хотят, чтобы у его ребёнка не было проблем с речью. Чтобы вовремя заметить, есть ли у малыша проблемы с речью, необходимо знать нормы речевого развития, то есть то, что ребён...

нормы речевого развития

Подробное описание по возрастам, как ребенок овладевает речью....

Статья о нормах речевого развития у детей.

Статья предназначена для родителей, у которых есть дети от рождения до 7-ми лет....

«Дефекты звукопроизношения и их основные причины. Нормы речевого развития»

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. На ранних этапах речевого развития  слова и фразы произносятся искаженно. Это ...

Нормы речевого развития дошкольников

Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для  речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул ра...

Нормы речевого развития детей

Буклет для родителей...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...