Развиваем пальчики - улучшаем речь
консультация по логопедии по теме

Стельмах Светлана Назаровна

Решающее значение играет мелкая моторика для речевой функции?...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем пальчики - улучшаем речь

Все советуют наперебой: развивайте мелкую моторику...слово новое и модное - надо говорить...

Развитие мелкой моторики стало чуть ли не панацеей от всех проблем с развитием речи и одним из основных инструментов в арсенале логопеда. Наши дети лепят, перебирают бисер(крупы), заплетают шнурки и завязывают бантики... Безусловно, мелкая моторика рук жизненно необходима, также как и крупная моторика, также как и общая физическая подготовка. Но такое ли уж решающее значение она играет для речевой функции и, тем более, мышления?
Люди, рожденные без рук, не страдают недоразвитием речи. Примером может служить Ник Вуйчич, родившийся без рук и без ног.

Я придерживаюсь мнения, что во всем в т.ч. и в развитии ребенка должен быть комплексный подход . И действительно, физической развитие важно как основа, а развитие мелкой моторики  само по себе речь не разовьет, конечно.

Давайте поговорим о детках от рождения до года. Советы мамам детей до одного года. Почаще выкладывайте кроху на большую клеенку, лежащую на полу и покрытую простыней. Что дает данная позиция малышу лежащему животиком на полу? Прежде всего обзор, манипуляции с предметами разложенными на этом импровизированном развивающем пространстве. Заметьте, именно с предметами, а не обязательно с игрушками. Давайте малышу для игр самые разнообразные предметы  различной фактуры, размера и материала. Многие мамы замечают, что деткам очень нравятся бытовые предметы, а не игрушки. Например, чайная ложка, прищепка, коробочка от аудиокассеты или старая использованная катушка для ниток. Поэтому,  прежде чем вы загляните в ближайший магазин с развивающими играми, поскребите по сусекам у себя дома. Малыши совсем не нуждаются в дорогостоящих, многофункциональных игрушках, которые кстати очень быстро надоедают.

Развивать ребенка лучше ВСЕСТОРОННЕ -  и слух,  и зрение , и движение развивать. На стене в детской комнате на уровне роста малыша можно повесить обучающие плакаты,  а чуть пониже модули или их аналоги. На фанерном щите прикрепляются разные материалы  для ощупывания, проталкивания,  веревочки для завязывания и  развязывания и многое другое. Ценность модулей не только в том, что малыш в любой момент может подползти или подойти и поупражняться на нем , но и в том, что игрушки всегда на месте. Следуя логике принципа саморазвития предложите малышу игры, связанные с разрушением, дроблением. Научите малыша рвать газету на кусочки, стройте для крохи башенки и поощряйте их рушить - так малыш удовлетворит свою потребность управлять предметами (до года). К году малыш научится бегать, приседать, подниматься по лесенке, расстегивать и раскручивать , отрывать и складывать. Поскольку его моторные возможности растут день ото дня предлагайте игры посложнее. Хороши игрушки связанные с прокатыванием шариков по скатам, с нажиманием кнопок с последующим звуком или световым сигналом, или выскакиванием фигурки. Малыши этого возраста обожают тыкать пальчиками в различные отверстия, нажимать на кнопочки. Если вы удовлетворите эту потребность, малыш ее перерастет и она не превратится в навязчивую идею, например,  сунуть палец в запретную розетку. Из игрушек годовичкам подойдут те, где нужно проталкивать геометрические тела в  отверстия. Лучше выбрать самые простые на две три фигуры. Бесценна для получения первого сенсорного опыта кухонная утварь. У всех малышей от 6 месяцев это бессменный хит. Вкладывание мисочек друг в друга, раскладывание вокруг себя, грохотание половника о кастрюлю, подбор крышек, сковородка на кастрюлю, целое развивающее поле для малыша. Если очень шумно -замените посуду на деревянную или пластмассовую . Пригодятся кусочки разнофактурных тканей их можно как просто ощупывать, так и подбрасывать, потому что кусочки летят по-разному. Обычные детские носочки, набитые разными крупами,  сгодятся для ощупывания и сравнения, пока что на уровне ощущений. Крупные пуговицы из всевозможных материалов можно не только рассматривать , но и классифицировать, делать из них бусы. Можно ходить босиком по дорожкам из полотенец с нашитыми на них пуговицами. Для развития мелкой моторики и тактильного восприятия всегда держите дома мягкий пластилин, цветную бумагу -  так мы учим малыша отрывать кусочки,  сминать их  и обязательно заведите пальчиковые краски.

Советы мамам детей от года до двух лет. Формируйте навыки самообслуживания, учите застегивать пуговицы, ремешки, убирать за собой игрушки и посуду, мыть ее, стирать белье, наливать жидкости. Мария Монтессори писала, что только самостоятельный человек может быть по настоящему свободным. Первый шаг в развитии самостоятельности - это конечно умение позаботиться о самом себе. Нет сомнений,  что побуждение малыша раннего возраста к самостоятельности в бытовых вопросах формируют здоровую личность. Психологи бьют тревогу - отсутствие обычных застежек на обуви и одежде деток и замены их удобными липучками,  отучает маленькие пальчики трудиться. А кто же не слышал о пользе мелкой моторики? Потому  вернемся к истокам и вспомним о ремешках и пряжках.

Малыши от года и чуть ли не до самой школы так любят возиться с водой и с сыпучими материалами. Манипуляции с водой, песком, крупами не только учит ребеночка самому насыпать сахар в чай или наливать - это дело успокаивает малышей, особенно возбудимых. эмоциональных,  капризных. Считается , что чем активнее ребенок , тем больше объем воды ему нужен. Кстати,  ложку в ручку малыша сразу же вкладывайте правильно и следите за верным захватом пальцев. Отлично, если к полутора годам кроха уже уверенно держит ложку, кисточку или карандаш как взрослый тремя пальцами, а не в кулаке. Удивительно, как детки-двухлетки сосредоточенно стирают абсолютно чистые тряпочки и моют снова и снова тарелки, а все потому что  цель деятельности у малыша не такая как у нас взрослых. Работа малыша, выбранная им самим, никогда не утомляет его, наоборот, прибавляет энергии. Обучение навыкам самообслуживания помогает деткам развить мелкую моторику, активизировать нервные окончания пальчиков рук.

Для родителей этот момент особенно важен, потому что некоторые пытаются чуть ли не силой заставить кроху играть с пальчиками,  а ведь многим малышам это занятие попросту не нравится. Детки капризничают, вырывают ручки, убегают, сердятся. Давайте будем разумны, пальчиковые игры это не панацея, а лишь один из инструментов, позволяющих сделать речь красивее, чище, богаче. Если малыш упорно отказывается от каких-либо манипуляции, замените пальчиковые игры на другие полезные занятия для рук. Например, рисование пальчиковыми красками, переливание воды, игры с пластилином. Учите называть цвета, формы, различать величины, т.е. большой, маленький, больше, меньше.

Отдельно хочется сказать об играх с пальчиками и  о так называемой пальчиковой гимнастике. Как-то так повелось, что этому бесспорно полезному занятию  стало предаваться огромное коррекционное значение. Многие мамы убеждены, что с помощью пальчиковых игр, можно не только развить, но и исправить речь . Помните,  что развитие нельзя ускорить или замедлить с помощью или при отсутствии пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой моторики - стимуляция нервных окончаний, которых на кончиках пальцев особенно много. А это раздражает соответствующие зоны в коре головного мозга. Только и всего. С одной стороны, моторные и речевые отделы мозга находятся рядом и могут влиять друг на друга, что и послужило толчком к разработке игр с пальчиками, но с другой стороны- это влияние косвенное,  непрямое. Поэтому не стоит предавать ему такое эпохальное значение. С развитием речи дополнительно работать надо (кроме упражнений, связанных с развитие мелкой моторики). И делать это нужно "с пелёнок"! НЕ  СОСРЕДОТАЧИВАЙТЕСЬ  только  на  руках!  Масса  примеров,  когда  с  мелкой  моторикой  руки  все  О-кей,  но  ребенок  молчит . Возможно,  кто-то  рассказывает  вам  что  после  занятий  мелкой  моторикой  ребенок  заговорил.  Не  спрашивайте  подробностей  «что  конкретно  делали?»,  спросите,  «как  при  этом  РАЗГОВАРИВАЛИ  с  ребенком?».  Секрет  успеха  подобных  историй  именно  в  этом  вопросе. Пользоваться  речью  в  виде  хотя  бы  простых  слов  или  звукоподражаний.  Этому  и  должны  способствовать  родители,  желающие  запустить  речь  малыша. Логопеды делают массаж ручек, ножек и при этом много говорят, напевают, включают в диалог ребенка. Воздействие идет комплексно. Я думаю, роль мелкой моторики не преувеличена, просто многие неправильно её понимают. Если посадить ребенка за лепку , он не станет резко лучше говорить или писать. Большая связь между мелкой моторикой и развитием речи - только пока ребенок маленький, после трех лет хоть залепись...

Если ребенку 2-3 года , то  можно еще что-то стимулировать, но если ему 6-8 лет - это уже бесполезно. Известный нейропсихолог А.Н.Корнев писал о  работе с детьми 3-5 лет, о работе в коррекционных школах,  с помощью двигательных  нейропсихологических  заданий - эффект минимальный, 45 -75% процентов детей не поддаются нейропсихологической коррекции. Если ребенок занимается только двигательной активностью, а не учится  читать, писать, считать, думать, говорить -  то это тормозит его развитие интеллектуальное.

Л.С. Выготский писал, что если заниматься только моторным развитием в начальной школе, то через какое-то время мы ребенка  обучать вообще не сможем,  к 5 классу такого ребенка не научить ничему! Немцы ставили эксперимент в 1920 году -  у себя в Германии  было такое целое направление " зачем учить детей математике, зачем чему-то такому, сначала надо избавить их от двигательных и социальных проблем, а потом переходить к интеллектуальным вариантам обучения, т.е. их не надо с 1 класса учить".  И потом немцы очень активно на себе это почувствовали, когда  занимались с детьми в школе 2-3 года  только моторным развитием. Вывод - моторная коррекция мало когда 100 % эффективна, т.е.  тогда когда ребенок практически здоров. Моторная коррекция занимает очень много времени. Социальная адаптация и жизнь ребенка зависит от того, научится ли он думать или нет, читать, т.е. насколько разовьется интеллектуально и все будет понимать. Надо заниматься не только моторным развитием, но и интеллектуальным. Это то, что делает Г. Доман,  т.е. нужно интенсивно стимулировать зрительно- слуховую систему ребенка.

Роль моторики -очень большая, ручки надо развивать. Но для развития речи неговорящего ребенка  одной моторики мало,  это все при комплексном наблюдении и лечении у невролога, ортопеда и других специалистов. Сейчас новый виток лечения - с массажем, лекарствами. Не стоит платить логопедам  и психологам за то, что они вместо постановки звуков, исправления дефектов речи, развития зрительно-логического мышления занимаются с детьми лепкой или другим рукоделием.


Литература:

1. Н.В.  Пятибратова,

2. Л.А. Ясюкова,

3. Шарипов Р.Х.



.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем пальчики – улучшаем речь.

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть р...

Развиваем пальчики улучшаем речь.

Влияние мелкой моторики на речь детей....

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь» Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дош...

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер-класс для детей и их родителей«Развиваем пальчики - улучшаем речь»на тему «Гостинцы для лесного жителя»Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и спосо...

«Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Консультация для родителей...

Методическая разработка «Развивая пальчики, улучшаем речь»

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...