Картотека артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цели и задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Родниковский детский сад»

КАРТОТЕКА

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

                

Учитель-логопед:

О.В. Николаева


1.«УЛЫБКА»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.                                     

                                                                                         

Цель: _                Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние

                      передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:         Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и

нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«ХОБОТОК»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: _                Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: _        Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой».

Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: _                Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание:         Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование

«ХОБОТОК» - «УЛЫБКА» - «ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: _                Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения

позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: _        Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,

 «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.


5. «ЛЮБОПЫТНЫЙ  ЯЗЫЧОК»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: _                Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: _        Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот.

 Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«ЛЯГУШКА»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: _                Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место.

 Развивать  подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: _        Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место.

Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «ЗАЙЧИК»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель:                Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место.

Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: _        Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «ОКОШКО»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: _                Развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: _        Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка.

Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.


9. «ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: _                Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность.

Укреплять мышцы языка.

Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: _                Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность.

 Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.

Описание: _        Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «ОБЕЗЬЯНКА»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: _                Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: _        Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «БУЛЬДОГ»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: _                Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: _        Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.


13 «ПРЯТКИ» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: _                Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка.

Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: _        Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «ХОМЯЧОК»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: _                Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: _        Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «КРУЖОК»

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: _                Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать

 его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: _        Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком

языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – по нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении.

 «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «ТОЛСЯЧОК-ХУДЫШКА»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: _                Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: _        Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая

их в каждом положении 3-5 секунд.


17. «ШАРИКИ» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: _                        Укреплять мускулатуру щек.

 Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: _                Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

 щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «САМОВАР»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: _                        Укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: _                        Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить

 через губы, произнося «Пых!».

19. «ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: _                Расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами).

Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать

его губами, произносить: «па-па-па».

Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «ЧАШЕЧКА»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: _                Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.

 Укреплять мускулатуру языка.

Описание:          Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форму чашечки.


21. «ВКУСНОЕ  ВАРЕНЬЕ»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: _                Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Описание: _        Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.

Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

22.«СТУПЕНЬКИ» 

(Чередование «чашечка» на верхней

губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»

вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Цель: _                Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность.

Укреплять мускулатуру языка.

Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: _        Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе,

затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы.

Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

23.  «ФОКУС» («Дуем с чашечки»)

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Цель: _                Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в

форме чашечки на верхней губе.

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на

верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

24 .«НЕ РАЗБЕЙ ЧАШЕЧКУ»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цель: _                Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее.

Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание: _        Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать

обратно в рот.

Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

25. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»

(с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: _                Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка.

Отрабатывать подъем языка.

Описание: _        Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

26. «ПОКУСАЕМ  ЯЗЫЧОК»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: _                Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание:  _        Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка.

 2. Покусать середину языка.

3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.

Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та».

Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

27.  «КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫЧКА»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель: _                Преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: _        Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

28.  «ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАВРУЖИ»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: _                Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: _        Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

29.«ЗАГОНИ МЯЧ В ВОРОТА»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель: _                Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: _        Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты:         можно предложить ребёнку на вертушку,

 мелкие игрушки, которые легко катятся по столу,

ватку (сдуть с ладошки),

направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель).

При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

30.«ЛОПАТОЧКА»

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

Цель: _                Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на

 нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

31.«ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ»

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель: _                Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

32.«ГОРКА» («мостик»)

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель: _                Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

33.«ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКА»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: _                Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка.

 Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и

плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

34.«МОСТИК ПОСТРОИМ – МОСТИК РАЗРУШИМ»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Цель: _                Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание: _        Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»).

Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

35.«ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ»

(с внутренней стороны)

Ходит «горка» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Цель: _                Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами.

Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Описание: _        Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»

 нижние зубы с внутренней стороны.

36.«КАТУШКА»

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Цель: _                Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание: _        Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы.

Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта.

Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.


37.«ЖУЁМ  БЛИНЧИК»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: _                Научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

38.«ГАРМОШКА»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Цель: _                Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка.

Отрабатывать подъем языка.

Описание: _        Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

39 .«МАЛЯР»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель: _                Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: _        Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

40. «БАРАБАНЩИК»

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Цель: _                Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: _        Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,

звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).

Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

  1. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
  2. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

41 .«ЛОШАДКА»

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: _                Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: _        Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадк цокает копытами»).

42. «ГРИБОК»

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

Цель: _                Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот

(как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

43.  «КУЧЕР»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

Цель: _                Отрабатывать вибрацию губ  и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание: _        Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты:         положить между губ широкий край языка и подуть.

Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

44. «ПАРУС»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Цель: _                Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: _        Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы

кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

45.«ИГОЛОЧКА»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель: _                Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: _        Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

46.«МАЯТНИК»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель: _                Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: _        Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

Проделать упражнение 10-15 раз.

47.«ЗМЕЙКА»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

Цель: _                Развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание: _        Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

48.«ИНДЮК»

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

Цель: _                Отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Описание: _        Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от

губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем

включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).


49.«КАЧЕЛИ»

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

Цель: _                Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика  языка.

Описание: _        Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд.

 Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и

удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

50.«Пароход»

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

«Ы» тяну – и к нам идет

Белый-белый пароход.

Цель: _                Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание:  _        Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....