Консультация для родителей: "Роль фонематических процессов в развитии детей"
консультация

Почивалина Инна Юрьевна

В материале раскрывается онтогенез фонематических процессов и его роль в развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia_dlya_roditeley_1.docx49.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 "Ручеёк" комбинированного вида

 города Искитима Новосибирской области

Консультация для родителей

Тема: Роль фонематических процессов в развитии детей

        

Учитель-логопед первой категории Почивалина Инна Юрьевна

Искитим 2016г.


Начиная разговор о роли фонематических процессов в развитии ребенка, необходимо рассказать о развитии данных процессов.

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов жизни. Мать начинает разговаривать с малышом еще до появления его на свет. Это не безразлично для будущего психического благополучия ребенка и его речевого развития. Мать разговаривает с малышом и тогда, когда он еще не в состоянии что-либо воспринять и понять. Это общение с матерью не проходит бесследно. Малыш активно откликается на голос матери и других близких, возбуждается, начинает улыбаться, перебирает ножками, гулит. К концу 1 месяца младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу 3 месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. К 6 месяцам под влиянием общения со взрослыми у ребенка появляется лепет.  Это как-бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух- умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова. Таким образом, фонематический слух начинает формироваться очень рано, в процессе естественного развития. Еще с колыбели ребенка учат реагировать на интонацию слов, смысл которых еще не ясен, на ритм речи.

С 1 года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию, т.е. физическим слухом ребенок овладевает со дня рождения, а фонематический появляется только к году и одновременно с первыми словами. Ребенок начинает отличать одни речевые звуки от других и стараются их правильно произносить.

Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (миска – мишка).

А в 3-7 лет пытаются исправлять неправильную речь своих сверстников, т.е для ребенка становится доступным фонематическое различение звуков в слове.

Если малыш в 2 года имел чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различал на слух и произносил все звуки родного языка, это говорит об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений. 

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, а потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 6 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, к этому времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка  к анализу и синтезу речевых звуков, т.е определенного уровня развития фонематического слуха.

Нарушение хода онтогенеза ведет к недоразвитию фонематических процессов. Чаще всего эти нарушения возникают  в результате нарушения деятельности левой височной области коры головного мозга вследствие родовых травм, воспалительных заболеваний в раннем детстве или в результате отсутствия необходимого опыта, обусловленное отсутствием внимания к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых.

Таким образом, развитие фонематических процессов начинается с первых дней жизни ребенка, без них невозможно представить развитие малыша, благодаря сохранному слуховому анализатору новорожденный ребенок слышит сначала шумы неживой природы, далее при развитии фонематического восприятия и слуха ребенок начинает различать голоса близких. В более позднем возрасте фонематические процессы становятся базой для развития правильного звукопроизношения. Несформированность фонематических процессов  к 7 годам (к началу школьного обучения) ведет к нарушению формирования процессов чтения и письма.

Список использованной литературы:

  1. Акименко В.М. Ваш домашний логопед: развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учеб.-метод. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  4. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  5. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  6. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  7. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  8. Аркин Е.А. Дошкольный возраста. – М., 1972.
  9. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
  10. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  11. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект; Культура, 2005.
  12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.
  13. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
  14. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972.
  15. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков / Автор-составитель И.Г. Сухин. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  16. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. – СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993.
  17. Винарская Е.Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XX—XXI веков // Проблемы детской речи: сборник. – СПб., 1999.
  18. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. — М.: Лабиринт, 1966.
  19. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  20. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  21. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1980.
  22. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология, 1994, № 2.
  23. Голубева Г.Г., Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
  24. Горохова И.А. Речевая гимнастика для малышей. Учимся говорить правильно. – СПб.: Питер, 2010.
  25. Голубева Г.Г., Липакова В.И., Логинова Е.А., Яковлев С.Б. Логопедия. Ч II: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.
  26. Гриншпун Б.М. Логопедическая помощь детям с тяжелыми речевыми нарушениями. – М.: Просвещение, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации логопеда родителям "Роль детской книги в речевом развитии детей"

Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человечес...

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И.

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И. Родители дошколят постоянно слышат со всех советы как научить детей читать, но редко...

Консультация для родителей " Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста"

В данной консультации даются советы для успешного музыкально-художественного развития детей....

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Воспитатель Пучкина В. А. МБДОУ комбинированного вида №4

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Воспитатель Пучкина В. А. МБДОУ комбинированного вида  №4...

Консультация для родителей "Роль сюжетно - ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя....