Развитие словаря у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему

Демкова Ирина Анатольевна

Рассказывается о том, как можно обследовать словарь дошкольников и как его развивать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный –  насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.

Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Особенности развития словарного запаса дошкольников

На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.

В возрасте одного-трёх лет малыш усваивает следующие категории слов:

  • названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда);
  • слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений и животных;

В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.

В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000) слов, но и в его качественном содержании. Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:

  • слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;
  • оценивать предметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;
  • пробовать свои силы в словообразовании, употребляя уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка. Образовывать словоформы однокоренных слов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д;

В возрасте 5–6 лет количественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000–4000 тысяч слов, при этом также происходит очередной рывок в его качественном наполнении. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:

  • лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы. Слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;
  • простые и сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать);
  • слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд национальная армия, государство;

Наблюдая за развитием словарного запаса дошкольников, специалисты выделили  моменты, на которые необходимо обращать внимание.

Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи

Быстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами. А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно. Между тем активное использование имён прилагательных позволяет сделать речь красивой и насыщенной, даёт возможность составлять распространённые предложения и полноценные речевые конструкции. Поэтому необходимо уделять больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам.

Активный и пассивный словарный запас

Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие таких слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.

Развиваем словарный запас дошкольника

Читаем с ребёнком

Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:

  • чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию;
  • обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.

Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.

Привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.

Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.

Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников

На основе практического опыта обследования детей старшего дошкольного возраста, была составлена методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследование синонимии; 5) Исследование объяснения значения слова; 6) Свободный ассоциативный эксперимент.

1. Исследование пассивного словаря

Для анализа особенностей пассивного словаря детей используется традиционная методика с выбором картинки, называемой педагогом, из предлагаемого набора. По количеству группы существительных, прилагательных и глаголов не равны. В список слов 52 имени существительных, 26 глаголов, 12 имен прилагательных. Картинный материал можно использовать из пособия И.В. Баранникова, Л.А. Варковицкой и/или О.Б. Иншаковой. В список были включены слова, без знания и использования которых нормальное речевое общение ребенка с окружающими затруднено.

Детям предъявляются картинки с изображениями:

1. овощей: морковь, репа, редис, огурец, лук, помидор, капуста, картофель;
2. одежды: брюки, рубашка, пальто, шапка, шарф, платье, юбка, кофта, шуба, платок;
3. обуви: ботинки, сапоги, туфли:
4. предметов домашнего обихода: лейка, утюг, метла, швейная машина, стиральная машина, пылесос, холодильник, телевизор;
5. транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, теплоход, самолет, вертолет, поезд, самосвал, легковой автомобиль;
6. людей различных профессий: учитель, шофер, продавец, повар, строитель, врач, парикмахер, космонавт;
7. логических групп: овощи, одежда, обувь, транспорт;
8. эмоциональных состояний: веселая, грустная, сердитая;
9. величины: маленький, большой, одинаковые (грибы), узкая, широкая (полоски);
10. качеств: грязные, чистые;
11. конфигурации: прямая, кривая;
12. занятий и движений: рисует, читает, пишет, играет, идет, едет, несет, ведет, везет;
13. бытовых действий: поливает, стирает, шьет, гладит, подметает, чистит, режет, варит, жарит, покупает;
14. профессиональных действий: строит, продает, лечит, стрижет, бреет, учит.

В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов.

2. Исследование активного словаря

Для выявления объема активного словаря и умения адекватно употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями используется называние картинок.
Материалом является тот же набор картинок, что и в задании 1. В ходе обследования ребенку поочередно предъявляются картинки, предлагается рассмотреть их и назвать, что на них изображено. В соответствии с содержанием картинок и ожидаемым ответом задается вопрос: «Что это?», «Кто это?», «Что делает, -ют?», «Какая, -ой, -ие?».

3. Исследование антонимии

Третье задание направлено на выявление степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным словам.

Материалом являются слова-стимулы:

1) существительные: горе, день, друг, смелость; 
2) прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, здоровый, старый, мягкий, пустой, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий; 
3) глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться.

4. Исследование синонимии

Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам.

Материалом являются слова-стимулы:

1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец; 
2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый; 
3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть.

5. Исследование объяснения значения слова

Для определения уровня осознания лексического значения слова используется «объяснение» слова, что часто применяется в логопедической практике. Логопед называет слово и задает вопрос: «Что это такое?» (о существительных); «Это какой?» (о прилагательных); «Что значит?» (о глаголах).

Детям предлагается объяснить значение:

* 25 имен существительных конкретного значения: дом, душ, замок, иголка, книга, конфета, кошка, кукла, автобус, барабан, балкон, ботинки, вишня, волосы, гриб, дети, дверь, майка, молоток, мяч, нос, письмо, платье, рука, санки;
* 5 имен существительных обобщающего значения: мебель, овощи, посуда, транспорт, цветы;
* 10 имен прилагательных: маленький, круглый, высокий, низкий, короткий, длинный, легкий, тяжелый, большой, веселый;
* 10 глаголов: бежать, идти, ехать, шить, читать, нести, рисовать, играть, прыгать, собирать.

6. Свободный ассоциативный эксперимент

Методика ассоциативного эксперимента предполагает последовательное предъявление  слов-стимулов, которые обозначают предметы, действия и признаки предметов и относятся к разным частям речи. При этом имена существительные обозначают, как конкретные предметы (стол), так и абстрактные понятия (смелостьПроцедура исследования: ребенку предлагается назвать первое пришедшее в голову слово в ответ на предъявленное слово-стимул. Задание проводится в соответствии с особенностями проведения ассоциативного эксперимента. Перед началом эксперимента детям дается инструкция: «Внимательно послушай слово, которое я скажу и, как можно быстрее, ответь другим словом, которое первым придет в голову».

Материалом служат (существительные, прилагательные, глаголы): посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, громкий.

 Исследования состояния словаря младших дошкольников.

1.Звукоподражания. Как тикают часы? Как лает собака? Как кричит петух?

2.Существительные. Называние окружающих людей, предметов, животных и их детёнышей, растений, овощей, фруктов, частей тела человека и животных.

3.Глаголы, обозначающие некоторые трудовые процессы-мыть, стирать, гладить, лечить, взаимоотнощении-отдать, помочь, пожалеть.

4.Прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус.

5.Наречия-сейчас, близко, далеко, быстро, темно.

6.Местоимения, предлоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития словаря у детей дошкольного возраста

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а...

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Доклад "Методика развития словаря у детей дошкольного возраста"

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть ...

Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста

Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.  Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов...