Доклад "Использование элементов логоритмических упражнений на занятиях в детском саду"
консультация по логопедии на тему

Прыткова Любовь Григорьевна

Увеличение контингента детей с речевыми нарушениями, посещающих образовательные дошкольные учреждения, в последние  годы, к сожалению, отмечается всё чаще. А именно по развитию речи, её лексико-грамматической наполненности, словарному запасу судят о готовности ребёнка к школе, о его умственном развитии. Красивая, правильно поставленная интонационно-выразительная речь – это залог будущей успешности ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж»

ДОКЛАД

«Использование элементов логоритмических упражнений на занятиях в детском саду»

Подготовила:

Учитель-логопед ВКК

Л.Г. Прыткова

2011г.

Увеличение контингента детей с речевыми нарушениями, посещающих образовательные дошкольные учреждения, в последние  годы, к сожалению, отмечается всё чаще. А именно по развитию речи, её лексико-грамматической наполненности, словарному запасу судят о готовности ребёнка к школе, о его умственном развитии. Красивая, правильно поставленная интонационно-выразительная речь – это залог будущей успешности ребёнка. Но в массовом дошкольном учреждении, где над нарушением речи ребёнка работает логопед в условиях логопункта, дети со сложными речевыми нарушениями получают недостаточную помощь. По этой причине в некоторых садах страны разработана система профилактических мер, призванных уменьшить или, по крайней мере, предупредить незначительные нарушения речи и тем самым дать возможность логопеду уделять больше внимания детям со сложными речевыми нарушениями. Такой профилактикой в нашем детском саду является применение элементов логоритмических упражнений на занятиях,   проводимых музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, воспитателями, преподавателями дополнительного образования, начиная с младшего возраста. Эти дыхательные, ритмические, речевые упражнения лаконично и органично включаются в структуру занятия любого специалиста. Речь активнее развивается, когда есть ритм и движение. Многими учёными отмечено, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д. Отсюда следует вывод, что развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, чёткие упражнения для ног, рук, туловища, головы работники детского сада умеют применять начиная с утренней зарядки и в игровых упражнениях в разные режимные моменты. И если такие упражнения проводятся систематически, то незаметно с младшего возраста идёт подготовка и совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей  и т.д. стимулируется развитие мозга и соответственно - речи.

Использование на занятиях в детском саду элементов логоритмических упражнений, которые сочетают речь и движения, речь и музыку, ритмопластику способствует нормализации моторики  и темпо-ритмической стороны речи.

В структуру своих занятий воспитатели и все специалисты детского сада легко включают такие элементы как:

- ходьба, бег, прыжки;

- артикуляционную гимнастику;

- пальчиковые игры;

- упражнения на развитие речевого дыхания;

- упражнения на развитие мышечного тонуса;

- счётные упражнения;

- элементы аэробики, танцевальные движения;

- упражнения с предметами;

- слушание музыки;

- вокальные упражнения;

- чтение стихов под музыку;

- игры на развитие просодической стороны речи;

- разучивание четверостиший, сопровождаемых движениями;

- театрализованная деятельность;

- драматизация сказок;

- упражнения на развитие мимики.

Всё это проводится с учётом  темы и задач занятия.

 Используя на занятиях элементы ритмических и логоритмических упражнений, педагоги постепенно приучают детей к выполнению ритмических движений, умению отхлопывать, отстукивать заданный ритмический рисунок, менять темп и тембр голоса, слушать музыку повторять её акустическую окраску (тихо - громко, быстро-медленно, высоко-низко).

Здесь важно обеспечивать преемственность работы воспитателей, логопеда, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя, чтобы развитие музыкально-ритмических движений проходило на всех занятиях.

Постепенно дети учатся согласовывать выполняемые движения с содержанием слов педагога и музыкальным сопровождением. Во всех упражнениях стихотворные строки изначально произносит педагог, однако роль текста может меняться. По мере развития речевых возможностей дети могут самостоятельно проговаривать (пропевать) слова, одновременно выполняя движения.    

Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учётом их речевых возможностей. Выполняя задание и упражнения воспитателя дети с ясельного возраста учатся понимать обращённую к ним речь, получают возможность использовать речь в различных её формах  (от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы).

Музыкально-ритмические, логоритмические  и просто ритмические упражнения для становления и развития речи ребёнка применяются в нашем саду наравне с традиционными логопедическими занятиями по исправлению звукопроизношения.

Почему же музыка и ритм, так активно способствуют развитию речи? А дело в том, что всё окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических, речевых упражнениях, музыкально-двигательных и коммуникативных играх и танцах.

На своих занятиях логопед, воспитатели и другие специалисты включая в него те или иные логоритмические упражнения, отрабатывают не только технику дыхания, голоса, темпа, тембра, ритма, но и их взаимосвязь, их слаженность.

На занятиях, где есть связь речи с музыкой, движением, ритмом кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка развиваются детские эмоции  и повышается интерес ребёнка к занятиям, пробуждается его мысль и фантазия.

Я считаю, что слаженная, как в хорошем оркестре, ритмическая работа всех участников педагогического процесса, полезна всем воспитанникам, имеющим проблемы в становлении речевой функции: в том числе задержки речевого развития, задержки психо-речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикания и др., которые есть в каждом детском саду. Но в результате использования элементов логоритмических, музыкально-ритмических, физкультурно-ритмических упражнений к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.            

     

Литература:

1. С.И. Лопухина «Логопедия – речь, ритм, движение», С.П. «Дельта», 1997.

2. Е.В. Кузнецова «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи» М., «Гном и Д», 2002.

3. Т.А. Замятина «Логоритмичексие занятия для младших дошкольников», ж. «Логопед №4 – 2008.

4. С.А. Забриян, Ю.Ф. Гаркуша «Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи», ж. «Логопед» №6 – 2008.

5. М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», М., Творческий центр «Сфера», - 2005 .

6. Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ», М., «Айрис Пресс», 2006.

7. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», М., «Академия», 2002.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмические упражнения на занятиях в детском саду

Логоритмические упражнения на занятиях в детском саду...

Логоритмические упражнения на занятиях в детском саду

Начинать заниматься  логоритмикой рекомендовано со среднего возраста. Логоритмика предполагает решение:- оздоровительных;- образовательных;- воспитательных;- коррекционных зада...

методическая разработка "логоритмические упражнения на занятиях в детском саду"

В данной методической разработке описаны логоритмические разработки для занятий в детском саду...

Мастер-класс с педагогами Тема: «Использование логоритмических упражнений на занятиях в детском саду»

Мастер-класс  с педагогами Тема: «Использование логоритмических упражнений назанятиях в детском саду»...

«Логоритмические игры на занятиях в детском саду», 2019г.

Логоритмические игры на занятиях в детском саду...