Игровые упражнения для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

Савосткина Екатерина Николаевна

игры на развитие фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_fonematicheskoe_vospriyatie.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста

Автор: Савосткина Екатерина  Николаевна,

Учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой Петушок»

г. Тамбова

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

Кто лучше слушает?

Вариант 1.

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: " Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 - со звуком ш, 5 - со звуком ж, 5 - где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой - со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

       Вариант 3.

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому - со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении. То же можно проделывать и с другими парами звуков.

                                   Слова могут звучать громко и тихо.

    Цель данной игры - развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

    Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков л - ль можно использовать такую фразу:   В уголок Аленка села, У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.

В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.

Аналогично проводится игра "Слова могут звучать быстро и медленно".

Какой звук есть во всех словах?

 Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - ж; чайник, ключ, очки - ч; щетка, ящик, щавель — щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось - сь; коза, замок, зуб - з; зима, зеркало, вазелин - зь; цветок, яйцо, курица - ц; лодка, стул, лампа-л; липа, лес, соль —ль; рыба, ковер, крыло-р; рис, крепость, букварь-рь.

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Назови первый звук в слове.

 Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ-в слове Вадик).

Назови последний звук в слове.

 Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

1.        Упражнение на выявление фонематического восприятия.

Осуществление тонкое дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. (Приёмы: предметное лото - отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант - записать первую букву слов -«труба», «дом», «дуб», «трамвай»).

2.        Упражнения на выявление недостатков звуко-буквенного анализа.

а)        Придумать слова или отбирать картинки, название которых
начинается на определённый звук, например, на звук «с», но чтобы
после него стоял бы гласный звук «а».

б)        «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)
шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.

3.        Сравнение слов.

(выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами).

  • Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?
  • Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?
  • Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?
  • Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?
  • Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?
  • Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
  • Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?
  • Какое слово короче: «усики» или «усы»?

4.        Мягкие буквы.

(направлено на запоминание формы буквы соотношения её частей и пропорций).

Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

5. Волшебный домик.

Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики ч должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

6.        Допиши букву.

Ход игры: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

7. Отгадай, кто я.

Цель: Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

8. Полминутки на шутки.

Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

1.Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!»

2.Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

-   Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

3.Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

4.Мы собрали васильки, На голове у нас щенки

Считалки под мяч:        

 Дружим мы со звуком «А»  

 Повторяем: «А- А-А»  

 Апельсин, ананас, абрикос волнует нас.

 Мы со звуком «У» играем  

 «У-У-У» мы повторяем

  Ухо, усик, умница, ушка, угол, улица.

Мы со звуком «С» играем:

 «С-С-С» мы повторяем,

 Мы стараемся, свистим.

 Стоп! И снова посвистим!

Произносим «С» в слогах.

Произносим «С» в словах:

Са-са-са - ананас. Са-са-са - абрикос.

Физминутки

Мы с ребятами играем части слова называем (дети произносят слова по теме и делают шаг на каждый слог или хлопают и топают)

  • Мы с картинками играем по слогам их называем. Мы руками хлопаем и ногами топаем.
  • Мы с картинками играем по слогам их называем

Покажи свои ладошки их похлопаю немножко (дети лицом друг к другу произносят слова и отхлопывают по ладоням друзей слоговую структуру слова.)

  • Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки.
  • Мы с ребятами шагаем части слова называем.

Игра «Дружные звуки»

 Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки: «И» «В» «А», «Г» «Н» «О» «М»... - Что получилось?

Игра «Чего не бывает»: Не бывает самолета без хвоста

Собаки без носа Автобуса без колес Стула без спинки Капусты без листьев Лестницы без ступенек Весны без солнца Подсолнуха без лепестков и т.д.

«Сказка о буквах»

В магазине продавалась «АЗБУКА». Ее никто не покупал. Скучно стало буквам и они отправились в гости друг к другу. К букве «А» пришла буква «3», к букве «3» - буква «Б», к букве «Б» - буква «У», к «У» - «К», к букве «К» - «А». И получилась «АЗБУКА»

  • Сколько букв ходило в гости?
  • Какие дружили?
  • Слоговой анализ

Игра «Гости»:

В гости к слогу -МА- пришел слог -ША. Что получилось?

В гости к слогу -МИС- пришел слог -КА-. Что получилось? И т.д.

Игра «Звук-озорница»

Неизвестно как случилось, только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква озорница очень странные дела
Начали твориться.        (А. Шибаев)

  • Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку.
  • Русская красавица своей коЗоюна поляне весной славится.на
  • На поляне весной вырос Зуб молодой.
  • У Печки с удочкой сижу от рыбы глаз не отвожу.
  • Усатый кИт сидит на печке выбрав теплое местечко.
  • Под березами, где тень, притаился старый День.
  • На виду у детворы крыСу красят маляры.
  • Мишка плачет и ревет: просит пчел, чтоб дали Лед
  • Слезы льются у Оксанки , у нее сломались Банки, (санки)
  • Тает снег, течет ручей, на ветвях полно Врачей.

Что вас смущает? Почему вы считаете, что здесь ошибка? Как должно звучать слово?