Профилактика речевых нарушений и задержки речи у детей
консультация по логопедии по теме

Валентиенко Наталья Юрьевна

Как будет говорить Ваш ребенок зависит от Вас

В чём же заключается забота о правильном речевом развитии ребенка? 

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_narusheniy_rechi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК ЗАВИСИТ ОТ ВАС

Профилактика речевых нарушений и задержки речи

в детском возрасте

По данным мировой статистики число речевых расстройств растёт. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связанна с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья.

Для своевременного развития речи мама и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что даже на самых ранних этапах жизни ребёнка его общение с мамой имеет форму диалога. Малыш отвечает на обращения мамы оживлением общих движений, улыбкой, произнесением разных звуков. Необходимо создавать условия для разнообразных двигательных реакций крохи, способствовать голосовым "играм" младенца. Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук. Поэтому очень полезно делать ребёнку массаж кистей рук, а позже использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребёнка. Поэтому родители поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

Лингвистическое воспитание ребёнка должно в первые годы жизни происходить на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребёнка трудной задачей, его речь может развиваться медленнее. В этом плане в семье должен быть установлен единый подход, который позволит ребёнку в последующем овладеть двумя и более языковыми системами.

В семье должны знать требования, предъявляемые к речи ребёнка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены.

Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.

Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

К 3-м годам у нормально развивающегося ребёнка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространённые предложения, его общение со взрослыми и детьми становится речевым.

Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление реи в этом возрасте ещё несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков "р", "л", наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).

3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).

4. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Помимо осмотров педиатра, ребёнка важно показать невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, а также логопеду. Такие углублённые осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки.

В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?

  • 1. Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).
  • 2. Поощрение лепета ребенка мимикой радости.
  • 3. Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.
  • 4. Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.
  • 5. Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.
  • 6. Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению.
  • 7. Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.
  • 8. Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.
  • 9. Занятия ритмикой, музыкой и пением, что способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.
  • 10. Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
  •  

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика речи детей 5-6 лет. Профилактика речевых нарушений.

Уважаемые педагоги и родители! Хочу представить вашему вниманию краткую характеристику речи детей 5-6 лет и дать некоторые рекомендации по профилактике речевых нарушений в этом возрасте....

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Логопедические пятиминутки, как средство профилактики речевых нарушений и развития речи детей в ДОУ

В последние годы количество детей с тяжёлыми нарушениями речи увеличилось. В условиях логопедического пункта нашего дошкольного учреждения охватить всех детей, имеющих речевые нарушения невозможно. По...

Потешки и их значение в профилактике речевых нарушений и в развитии речи детей раннего возраста

Данный материал будет полезен родителям и воспитателям детей раннего возраста для развития речи малышей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ  учителя-логопеда для воспитателей младших групп   на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников»....