Семинар - практикум "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
консультация по логопедии на тему

Филатова Ольга Владимировна

Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков.

           При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «Золотой ключик»

Семинар-практикум

«Методика проведения артикуляционной гимнастики.»

Учитель-логопед:

Филатова О.В.

Дата проведения:

12.10.2016 г.

2016 г.

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

          Я думаю, воспитатели, заметили, что всё чаще в группы раннего возраста приходят неговорящие дети, а уровень речи детей более старшего возраста снижается из года в год.

         Нарушения речи можно условно разделить на две большие группы:

- нарушения, которые возникают в нервных центрах (незрелость коры и т. д.) 

- нарушения, возникающие из-за недостаточности развития речевого аппарата.

И, если в первом случае помощь ребёнку оказывается в большей степени медикаментозно, то во втором случае можем помочь мы с вами.

         Каким же образом? Наш речевой аппарат – это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них – мышцы, а процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные – то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.

     Каждый ребёнок неосознанно  выполняет артикуляционные упражнения с младенчества: гуление, лепет, разнообразные мимические и артикуляционные движения языком, губами, челюстью. Не малую роль играет роль процесс сосания, а в дальнейшем и пережевывание пищи. Но в эпоху современности этого недостаточно, поэтому для развития мышц речевого аппарата и их подвижности необходимо использовать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков.

           При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи.

        Для наиболее эффективного результата необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Проводить артикуляционную гимнастику каждый день по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз (если вы только разучиваете их).

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет показ,поэтому артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке (или ручным зеркалом размером примерно 9х12см). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а взрослый должен находиться напротив лицом к нему.

7 Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

8 Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.

9. Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. 

10. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

           Для того чтобы работа по развитию мышц речевого аппарата была эффективной и в то же время интересной ребёнку, необходимо правильно её организовать.

Сначала взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, показывает его выполнение и только потом упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо также учитывать возрастные особенности детей 

            Сейчас я расскажу о некоторых методах и приёмах проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

      Самый распространённый приём – использование картинок (показываю). Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

Практикум с педагогами.

       Возможно использование фотографий других детей с правильным показом необходимого упражнения.

       Для детей старшей и подготовительной группы возможно использование трафаретов«Весёлые язычки». Ребёнку предлагается силуэтное изображение языка, той формы, которую он принимает при выполнении того или иного упражнения.

      Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога.

       Для повышения интереса к деятельности можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их выполнять заданное упражнение. А может быть герою нужно помочь преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и наградит после выполнения. В качестве героев могут выступать игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи.

        Одним из распространённых приёмов является использование коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают

         В методической литературе и в интернете часто можно встретить специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие сказки и прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком.

Зоопарк 

(Е.М. Косинова)

 

 

Зоопарк

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

 Бегемотикиhttp://logopeddoma.ru/_nw/1/s53720167.jpg

Рот пошире открываем, 

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик, 

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, 

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

                        О. Перова

 

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

 

Лягушкиhttp://logopeddoma.ru/_nw/1/91810069.gif

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки – 

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

 

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

 

Слонhttp://logopeddoma.ru/_nw/1/s45218611.jpg

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

 

Змеяhttp://logopeddoma.ru/_nw/1/56070205.jpg

Подражаем мы змее, 

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем, 

Только так, а не иначе.

 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

 

Лошадкаhttp://logopeddoma.ru/_nw/1/s80927645.jpg

Я – веселая лошадка, 

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко – 

Стук копыт услышишь звонкий.

 

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

 

Расческаhttp://logopeddoma.ru/_nw/1/26622966.jpeg

С волосами я дружу, 

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

 

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так, 

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

 

Шарикиhttp://logopeddoma.ru/_nw/1/89465238.jpg

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

 



Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Золотой ключик»

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

Учитель-логопед:

Филатова О.В.

2016 г.

Нарушения речи можно условно разделить на две большие группы:

- нарушения, которые возникают в нервных центрах (незрелость коры и т. д.) 

- нарушения, возникающие из-за недостаточности развития речевого аппарата.

Наш речевой аппарат – это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма.

Для развития мышц речевого аппарата и их подвижности необходимо использовать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков.

        Для наиболее эффективного результата необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Проводить артикуляционную гимнастику каждый день по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз (если вы только разучиваете их).

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные.

 

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо (для контроля за правильностью выполнения) и лицо взрослого, который осуществляет показ,поэтому артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке (или ручным зеркалом размером примерно 9х12см). В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а взрослый должен находиться напротив лицом к нему.

7 Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

8 Для выполнения артикуляционных 

упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.

9. Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. 

10. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

Для того чтобы работа по развитию мышц речевого аппарата была эффективной и в то же время интересной ребёнку, необходимо правильно её организовать.

Сначала взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, показывает его выполнение и только потом упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Методы и приёмы проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

Самый распространённый приём – использование картинок (показываю). Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

http://www.coollady.ru/pic/0003/032/01.jpg http://logopeddoma.ru/_nw/1/s53720167.jpg

       Возможно использование фотографий других детей с правильным показом необходимого упражнения.

http://csh237.mskobr.ru/images/l_c81c20bc.jpghttp://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/eb/71/eb71df307920d687a88892aec973e0f4.jpghttp://cs621817.vk.me/v621817893/2846d/_iraW6VHjCI.jpg

   Для детей старшей и подготовительной группы возможно использование трафаретов«Весёлые язычки». Ребёнку предлагается силуэтное изображение языка, той формы, которую он принимает при выполнении того или иного упражнения.

http://www.psihdocs.ru/kulikovskaya-t-a-k90-artikulyacionnaya-gimnastika-v-stihah-i-k/50967_html_35a1f42f.jpg

 Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога.

http://edu-toys.ru/pic/136b462455b072ab9eecca62bae21586.jpg

Одним из распространённых приёмов является использование коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают

         

В методической литературе и в интернете часто можно встретить специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие сказки и прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика проведения артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед: Филатова О.В.

Слайд 2

Нарушения речи можно условно разделить на две большие группы : 1. Нарушения , которые возникают в нервных центрах 2. Нарушения , возникающие из-за недостаточности развития речевого аппарата.

Слайд 3

Р ечевой аппарат – это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма.

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика - это основа для формирования речевых звуков . При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи.

Слайд 5

Для наиболее эффективного результата необходимо придерживаться следующих рекомендаций : 1. Проводить артикуляционную гимнастику каждый день по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут. 2. Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-7 раз . 3. Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд . 4. Выполняются сначала более простые упражнения и только затем более сложные. 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. 6. При выполнении упражнений ребёнок должен видеть своё лицо . 7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ . 8. Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены . 9 . Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

Слайд 6

Организация проведения артикуляционной гимнастики : Сначала взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, показывает его выполнение и только потом упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует . Взрослый, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей

Слайд 7

М етоды и приёмы проведения артикуляционной гимнастики с детьми . Использование картинок.

Слайд 8

Бегемотик

Слайд 9

Хоботок

Слайд 10

Змейка

Слайд 11

Использование фотографий.

Слайд 12

Использование трафаретов «Веселые язычки».

Слайд 13

Использование специальных мягких игрушек.

Слайд 14

Использование коротких стихотворений. «Расческа» С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа. А зовут меня… расческа. «Шарики» Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик. Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я . «Часики» Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? «Лягушка» Уголки потянем к ушкам Улыбнемся, как лягушки .

Слайд 15

Использование артикуляционных сказок.

Слайд 16

Артикуляционная сказка «Зоопарк»

Слайд 17

Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик . Закрывать его нельзя, Да пяти считаю я. А потом закроем рот- Отдыхает бегемот.

Слайд 18

Уголки потянем к ушкам Улыбнемся, как лягушки.

Слайд 19

Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю

Слайд 20

Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.

Слайд 21

Я – веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко Стук копыт услышишь звонкий.

Слайд 22

С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа. А зовут меня… расческа.

Слайд 23

Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

Слайд 24

Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик. Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с  основными упражнениями артикуляционной гимнастики....

Семинар-практикум «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Цель семинара-практикума: повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития артикуляционной моторики в домашних условиях.Участники семинара-практикума: родители детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Семинар-практикум состоит из 2х частей. В первой части раскрывается актуальность  артикуляционной гимнастики, правила проведения ее дома. Во второй части родителей знакомят с комплексами артикуля...

Семинар - практикум для воспитателей "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

           Познакомить воспитателей с методикой проведения  артикуляционной гимнастики, с основными требованиями. Дать воспитателям специально подобранный кар...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...