Значение пальчикового театра, пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей-дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кукленко Ирина Евгеньевна

Научные исследования доказали, что управляемое развитие движений пальцев рук стимулирует созревание двигательного анализатора, который в свою очередь является аппаратом межанализаторных связей и его стимуляция способствует развитию функции мозга в целом и речевых отделов головного мозга в частности.

Чем раньше начинается работа по развитию мелких тонких движений, тем больше будут результаты, и это касается не только детей-логопатов, но и всех детей дошкольного возраста, особенно младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_sayta_sada_avtosohranennyy.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ  РЕЧЬ РЕБЕНКА.

Всем известно, что все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется в семье, на примере речи родных и близких ему людей.

Имеет место быть неправильное мнение о том, что  ребенок с возрастом  сам овладевает правильным произношением, без помощи взрослого.

В действительности, невмешательство взрослых в процесс формирования речи ребенка влечет за собой отставание в развитии.

Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажать слов, четко произносить каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то ребенок слышит искаженные слова ( « не бежи», вместо « не беги», « ваще» вместо «вообще» и так далее.)

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные для ребенка слова. Когда взрослые обращаются к ребенку, они побуждают его отвечать, тем самым формируют собственно речь ребенка.

От речевого развития зависят общее психологическое развитие ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия, а также, развитие познавательных процессов:  памяти, мышления, воображения и внимания.

Если ребенок в возрасте 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки, рассказы, если у него низкая речевая активность - это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности.

Младший возраст - это возраст чувственного ( сенсорного) познания окружающего мира. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его чувства.  Достижению результата способствует игровой характер речевых упражнений.

Можно поиграть с ребенком в игру «Договори слово» ( например: кук….(ла),  неваляш…(ка) и т. д.

«Повтори чистоговорки»:

Бик-бик-бик- кубик

Бан-бан-бан-барабан

Ла-ла-ла-юла

Лет-лет-лет-самолет

На-на-на-машина

«Похлопаем в ладоши»:

Раз, два, три - на игрушку посмотри!

Раз, два, три, четыре - мы игрушечку купили.

Раз, два, три, четыре, пять - будем с ними мы играть.

«Угадай слово»: ( например: сли (ва), яб(локо), ли(мон)  и т. д.

«Похлопаем в ладоши» - прохлопывать название картинок или слов).

«Назови ласково»: ( например: стол-столик,  дом-домик, мяч- мячик и т. д.)

«Что подаришь маме?» Составление предложений по образцу:

Я подарю маме цветок (елочку, рисунок и т. д.)

«Что (кого) ты видел?»: Я видел дом ( машину, самолет и т. д. )

«Подумай и отгадай»  Ребенок по набору  слов-действий узнает объект:

Прыгает, лакает, мяукает, ловит ( кошка). И т. д.

«Небылица»:

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Мышка рычит, а медведь пищит.

Метла рубит, а топор подметает.

Огонь льется, а вода горит.

Гусь кудахчет,  а курица гогочет.

«Назови одним словом»:

Рубашка, майка, шорты, брюки - это….(одежда)

Сапоги, туфли, кроссовки, тапки - это…(обувь) т. д.

Все эти игры приносят детям не только радость и удовольствие, но и развивают речь, внимание, память, мышление, словом, то, что так необходимо ребенку в школе.

Занимаясь с ребенком, не устраивайте уроков или занятий. Просто играйте с ним искренне и непринужденно, поддерживайте хорошее настроение. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной удаче.

 Учитель-логопед высшей категории Кукленко И. Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает способность к ...

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников...

Наборное лото для развития речи детей-дошкольников

В статье представлено уникальное пособие для развития речи детей: обобщение понятий, четвертый лишний, выделение звуков в начале, середине и конце слова и пр. Это пособие очень легко изготовить из под...

Статья на тему "Развитие речи детей-дошкольников в игровой деятельности"

Статья из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Предназначена для родителей, воспитателей дошкольных учреждений....

мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."

Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....

Развитие речи детей дошкольников с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий.

Когда-то известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейк...

« Развитие речи детей дошкольников с проблемами в развитии посредством использования игр и упражнений»

В нашем дошкольном учреждении это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников....