Учимся играя Артикуляционная гимнастика во взаимодействие с родителями, повышение их компетентности
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Чигарина Татьяна Дмитриевна

Учимся, играя!!! Артикуляционная  гимнастика.....Взаимодействие с родителями при ознакомлении их с артикуляционной гимнастикой, используя разные формы работы- консультации, открытые просмотры индивидуальных занятий, мастер- классов,  анкетирование родителей, использование в работе ЗСТ: самомассаж, Су - Джок, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения . Повышение  педагогической  компетентности  родителей  в проведении  артикуляционной гимнастики дома, способствует  сокращению   сроков  по постановке  нарушенных звуков, когда  упражнения  повторяются  вместе  с мамой или папой, бабушкой, закрепляются навыки  по подвижности артикуляционного аппарата, а это соответсвенно ведет  к  правильному произношению  звуков.....

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Проект  
 « Артикуляционная гимнастика – Учимся, играя!»
Вид проекта:
долгосрочный,
                      подгрупповой.

Практико-ориентированный,  направленный на повышение компетентности родителей.
Срок реализации проекта:   сентябрь – май  2015 – 2016 г.г.

Участники проекта: 

  учитель-логопед, воспитанники и  родители дошкольников  старшей  группы, воспитатели.

                                                                                                                                                                       Цель проекта:

Коррекция звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста,
во взаимодействии учителя – логопеда с родителями, через повышение
компетентности родителей.


Задачи проекта:

*Познакомить  с особенностями развития звукопроизношения  детей старшего  дошкольного возраста.
*Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата, объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;
*Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях, познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;
*Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые проблемы и методами закрепления навыков у детей.
Актуальность.
Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения  — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и  педагогических знаний в вопросах звукопроизношения   детей.  Развивать же  речь детей можно  не только на занятиях, но и в транспорте, по дороге из детского сада до дома, даже, готовя ужин на кухне. Логопед  помогает  родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях,  познакомить с приемами обучения  правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
 
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта.
*. Повышение педагогической компетенции  родителей в вопросах исправления  нарушенных звуков  у  детей старшего дошкольного возраста.
Качественное и регулярное использование упражнений артикуляционной гимнастики   в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности  движений  органов речевого аппарата, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
 Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с ОНР 3 ур. р. р. мотивированно   активизируют правильное произношение звуков, обогащают свой словарный запас,  развивают  связную речь.
 Работа логопеда с родителями ребенка всегда была тесной, но недостаточно вариативной. Основные формы взаимодействия логопеда с родителями это индивидуальные консультации, родительские собрания, информационные стенды. Не всегда, даже при индивидуальной консультации удается должным образом мотивировать родителей на активную работу по речевому развитию их ребенка. Но  организация детско-родительского проекта, я  думаю,  покажет   положительные результаты в плане мотивации родителей, повышение их заинтересованности на активное участие в образовательном процессе и  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Возможные риски:

  • Нежелание родителей участвовать в анкетировании,  индивидуальных  консультациях, практикумах, конкурсах.
  • Пассивное участие родителей в проведении рекомендованных упражнений,
    по выполнению артикуляционной гимнастики   за отсутствием навыков организации или низкой  педагогической грамотности.
                           
    Что мы знаем

Вопросы детей и родителей

Примерные ответы  родителей

ДЕТИ
Я не выговариваю - Ш, Ж, почему – то , не получается?
Какие  «звуки  трудные»? Р?  Я не могу его говорить…
Родители

- Как  научиться правильно, говорить детям? Почему не получается?

- Как этому можно научиться быстро?
Не слышит  звуки в слове,  не может определить, есть звук в слове или нет? Почему  он (она)  не слышит?

« Говорим Назару, подними язык наверх и рычи»;

Почему – то не выговаривает  букву Р , не пойму….
«Трудным  был -  Р, а теперь, почему – то пропал  Л ……

« Сколько мы будем заниматься,
 к  школе должны  заговорить  правильно…..»

Нужно  проверить  слух.

                    Что хотим узнать?

           Дети

    Родители

 Хотят научиться  говорить, однако им пока трудно произносить “непослушные” звуки. В этом нам может помочь артикуляционная гимнастика и «Сказка о веселом язычке», логопедические сказки.  Кроме того, необходимо научиться “слышать” и различать эти звуки между собой.  Можно использовать различные игры и упражнения» Назови звук», «Поймай звук», «Какой звук ты слышишь?»

Что нужно сделать, для того, чтобы научиться правильно,  говорить, надо: очень захотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда, в этом могут помочь воспитатели, родители и друзья. Чтобы запомнить правильное произношение трудных звуков, можно сделать  игры, подобрать сказки о «Веселом язычке», интерактивную сказку
» У дедушки с бабушкой в гостях», картинки для успешного овладения трудными звуками, речевое лото. «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции»…..

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

 Зачем язык тренировать?  Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.  Язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.  Научиться  заниматься артикуляционной гимнастикой  вместе с ребенком, в домашних условиях.

При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.  Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной  группы звуков.  Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Заниматься с ребенком ежедневно по 5–7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру.
«Возьмите чашу терпения,

наполните её до краёв

полным сердцем любви,

бросьте две пригоршни щедрости,

плесните туда же юмора,

посыпьте добротой,

добавьте как можно больше веры,

хорошо всё это перемешайте и

дарите своему ребёнку»

  

Ожидаемые           результаты:
Эффективность данных результатов: 
Для детей: 
- положительная динамика речевого развития
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. 


Для родителей:  
- готовность и желание помогать, сознательно  включаются в коррекционный процесс,
- активизация педагогического потенциала родителей, 
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; создается особый эмоциональный микроклимат в отношениях родитель – ребенок – учитель-логопед, благодаря которому ребенок более успешен
- чувство удовлетворенности от совместного творчества. 

 Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I Этап: подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи:

  • Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей;
  • Изучить мотивы, движущие родителями во взаимодействии с педагогами;
  • Проанализировать  полученные  данные  и  разработать перспективный план работы с родителями.

Содержание работы:

1. Для определения уровня педагогической компетентности родителей проводится:

—  анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?».

— индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых выясняется:

  • Представление  родителей  об  особенностях ребенка с речевыми нарушениями;
  • Способность  родителей   продолжить коррекционную работу в условиях дома;
  • Желание родителей взаимодействовать с логопедом и воспитателем;

2.  Подбор  и  изучение методической литературы и  материалов.

3. Разработка перспективного плана работы  с  родителями  по повышению уровня педагогической компетентности на 2015 – 2016 учебный год.

II этап основной (практический).

Задачи:

  • Апробировать  систему  методических  мероприятий разработанных для родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей с речевыми нарушениями;

Мероприятия:

1.     Проведение  индивидуальных занятий - практикумов для родителей по вопросам речевого развития дошкольников « РОДИТЕЛЬ + РЕБЕНОК»
2.    Проведение консультаций  для родителей по речевому развитию.
3.    Проведение совместных мероприятий: КВН, конкурсов, Олимпиад.
4.     Ведение рубрики «Советы логопеда» в родительском уголке

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;
  • Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.

Содержание работы:

Анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения.

Эффективность  коррекционно-логопедической  работы  с  детьми анализируется на материале диагностики их речевого развития на конец года.

Результаты проделанной работы учитель-логопед  представляет  в отчетах по итогам учебного года.

  ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ  ПРОЕКТА

1 этап
подготовительный
Создание проблемной, игровой  ситуации, мотивация детей

Формы и методы совместной деятельности  с детьми

Взаимодействие
     с
семьями

Предметно-речевая  среда

Сроки

В ходе НОД  Назар рассказывая об осени, не произносил звук “Р”, Соня удивилась и сказала: “Это очень просто, нужно просто подуть на язык” В ходе беседы выяснилось, что  Соня  научилась правильно говорить этот звук дома. Я решила поддержать этот разговор и стала задавать вопросы детям: Какие еще звуки “трудные”?
Дети предложили некоторые варианты решения: выполнение упражнений для язычка - (
артикуляционной гимнастики), играть в игры:   лото, картинки; В создании игровой ситуации при выполнении артикуляционной  гим-ки приходили гости, которых нужно было научить или помочь: Заяц, Петрушка, Гном, Тигренок, Лиса, прилетал воздушный шарик, Путешествие в страну ЖЖужжандию., Речевые  ситуации: Кто свистит, а кто шипит (  звуки С –Ш)

 Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки 
Использование  игровых  приемов (логопедические сказки,  игрушки,
ИКТ -  « Игры  для ТИГРЫ», интерактивные игры « МЕРСИБО»
« Звуковой калейдоскоп»).

Беседы с родителями
выяснение образовательных потребностей, запросов, интересов, уровень их компетентности в вопросах развития мышц артикуляционного аппарата и выполнения упражнений артикуляционной моторики, установление с ними контакта.

Консультации «Особенности строения артикуляционного аппарата у детей с нарушениями речи, особенности развития звукопроизношения (по результатам логопедического обследования)

Сообщение в рамках консультации: «Для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику?» «Зачем язычку делать гимнастику?»

Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования

 Рекомендации в выборе литературы по звукопроизношению.

Информационные листы в логопедическом уголке: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику».

Приобретен    учебно – демонстратив-ный  материал «Артикуляция звуков в графическом изображении» (автор Новикова Е.В.);

интерактивные игры « МЕРСИБО»
« Звуковой калейдоскоп»).

Сентябрь октябрь

В течении

года

2 этап
Практический

 Занятия  НОД
подгрупповые и индивидуальные. Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки 
Подгрупповое занятие  - разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», кота Мурлыки.
 
Индивидуальное занятие – для постановки определенных звуков  или группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные).  

Выполнение домашних заданий по артикуляционной гимнастике.

Подготовка  КВН» Земля – наш общий дом»  (чтение стихотворений)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКУМЫ
Обучение  родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком, имеющим речевые проблемы.
Совместное выполнение упражнений по коррекции звукопроизношения
РОДИТЕЛЬ- РЕБЕНОК- ЛОГОПЕД (Дворецкая И.А,
,Ермакова Е.А,
,СтяжкинаН,Н, ЛиньковаН.В
.,РовноваАА)

 Памятка  с рекомендациями «Играем дома. Дыхательная гимнастика с использованием игр, пособий на развитие сильного речевого дыхания».

Приглашение родителей на индивидуальные занятия
(Дворецкую И.А
Ермакову Е.А, Ровнову  А.А.).

Заинтересовать родителей оформить  альбом  Алены Ровновой  для индивидуальной работы  с фотографиями.  

Выполнение рекомендованных заданий, по закреплению речевого материала.

пополнение папки артикуляционной гимнастики – логопедическими сказками

Приобретение ТЕТРАДЕЙ -  ТРЕНАЖЕРОВ для автоматизации и  дифференциации звуков: свистящих, шипящих, сонорных,
Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп (автор Нищева Н, В)

Октябрь Ноябрь

Декабрь

Проведение промежуточной диагностики, динамика речевого развития у детей

Автоматизация  поставленных звуков: свистящих, шипящих, сонорных, и их дифференциация.

 Родительские пятиминутки (консультации, по запросу родителей).       Информационные листы в логопедическом уголке  по лексическим темам.

Консультация для родителей  «Наши первые победы» Консультация для родителей,  вновь поступивших детей во втором полугодии, на занятия по коррекции звукопроизношения.

«Выполнение основных артикуляционных упражнений для сонорных звуков»

 Сделана речевая игра «Улитка» на автоматизацию сонорных   звуков
(Р,  Л)

Январь 2016

Январь-февраль

Индивидуальная консультация для родителей »Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики, с использованием  ЗСТ»

оформлена  картотека  чистоговорок  для автоматизации и развития четкой дикции;

март

Дома с родителями  поиграть в игры для ознакомления со звуками: «Назови звук», «Поймай звук», «Какой звук ты слышишь?»

Консультация для родителей «Систематический  контроль  речи
детей (поставленных звуков)».

Родительские пятиминутки (консультирование по запросам родителей)

апрель

3 этап
заключительный

Итоговая диагностика речевого развития детей.

 

Итоговое  анкетирование родителей

 Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития  по  окончанию реализации педагогического проекта.
Изготовление коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» 

 Беседа с родителями. Итоговые результаты, отзывы и пожелания.

май

Домашние игротеки

 (познакомить родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку", летом, в дождливую погоду.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.  Включение родителей -38% в коррекционно-логопедический  процесс

2. Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей (старшая группа – из 8 детей, занимающихся у логопеда – 60 % родителей  повысили свою компетентность)

3.  Положительная  динамика  речевого  развития  детей, свидетельствует  об эффективности проведенной работы с родителями
(Арина поставлены шипящие и сонорные звуки, Ваня 11звуков в начале года было нарушены,  апрель – 4 звука требуется коррекция звукопроизношения, Алиса поставлены  и автоматизированы сонорные звуки, Маша автоматизированы и дифференцированы шипящие звуки)
 4. Оформлен с помощью родителей  уголок  Алены  Р.  с карточками – символами и альбом для индивидуальной работы  с фотографиями.
5.Участие в конкурсе ДОУ к « ДНЮ  МАТЕРИ»-  Алиса,  Катя.
6. Проведение КВН» Земля – наш общий дом» (старшая  и подготовительная группа)
 7.Участие во Всероссийском конкурсе « К школе готов!» в номинации
     « Развитие речи» старшая группа  и подготовительная  - 7 детей.

 ПЕРСПЕКТИВЫ

Создание для родителей  странички  на мини – сайте учителя – логопеда nsportal/ru 

Разделы:

«Методическая копилка». В данном разделе размещается материал в виде всевозможных речевых игр, упражнений, авторских пособий, презентаций,  используемых  при  прохождении  лексических  тем.

Предлагаемые игры и упражнения позволяют родителям активно участвовать в коррекционном процессе, не затрачивая дополнительного времени на поиск и подбор нужной информации.

 «Консультативный кабинет».  В данном разделе родители могут получить необходимую информацию по интересующим их вопросам о речевом развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика. Ликбез для неравнодушных родителей.

Бесценный материал для тех родителей, у кого растет неговорящий ребенок или ребенок, испытывающий трудности в развитии, имеющий нарушения речи и звукопроизношения. Артикуляционное развитие и развитие ...

Буклет: памятка для родителей "Раз, два, три, четыре, пять - будем с Язычком играть!" (артикуляционная гимнастика для малышей)

Артикуляционная гимнастика имеет большую роль в становлении и коррекции звукопроизношения у детей. Предлагаю памятку для родителей по выполнению артикуляционных упражнений, которые представлены ввиде ...

22.10.2021 Домашние животные (дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкульт.минутка)

Домашние животные (дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкульт.минутка)...