Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
методическая разработка по логопедии на тему

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Формирование   грамматического   строя   речи
                         у  детей  дошкольного возраста  с  ОНР.

    Своевременное овладение  грамматическим строем языка имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

 Грамматика – наука о языке, изучающая:  части речи, форму слова, соединение слов в словосочетания и предложения.

Разделы грамматики: морфология (словоизменение, словообразование) и синтаксис.

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться.

Нарушение грамматического строя у детей с ОНР - типичное проявление. 

Аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной.  

    Отмечается:

  •  структурный аграмматизм (проявляется в недостаточном количестве слов в предложении или нарушении их линейного порядка.);    
  • морфемный аграмматизм (нарушение сочетаемости слов по законам грамматики: согласования, управления);
  • трудности в овладении морфологической структурой слова.

Дети с нарушениями речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка как постоянный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя  тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми. Характерной особенностью речи является сосуществование правильных и неправильных предложений. Хаотичное и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно.

Процентное соотношение уровней сформированности морфологической стороны речи у детей с ОНР и нормой.

 

Направления: коррекционная работа направлена на то, чтобы:

      сформировать у ребенка умения и навыки

  • самостоятельно подбирать нужные грамматические формы слов;
  • правильно согласовывать слова в предложении;
  • самостоятельно строить предложения из данных слов;
  • правильно использовать словарь и предложения  определенной конструкции в     самостоятельной речи.

Задачи:

Коррекция нарушений лексико-грамматических категорий

Обогащение речи ребенка грамматическими средствами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог)

и речевого общения (эмоциональное, познавательное, личностное).

Развитие у ребенка поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых    игр.

Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности.

 

Виды коррекционной работы:

  • Логопедические фронтальные занятия   по формированию лексико-грамматических     средств языка и развитию связной речи.
  • Индивидуальные логопедические    занятия по формированию правильного звукопроизношения.
  • Познавательно-речевые занятия.
  • Дидактические развивающие игры.

Практический аспект занятий состоит:

  • в предупреждении,
  • выявлении,
  • устранении речевых нарушений.
  • Обследование проводится в форме   индивидуальной беседы с ребенком.

Примеры обследования грамматических категорий:

  • Формирование структуры предложения.
  • Формирование  морфологической стороны речи.
  • Формирование способов   словообразования.

Дидактические игры:

«Три линейки».

Цель: определение родовой принадлежности      существительных.

«У кого какая мама».

Цель: образование существительных при помощи    суффиксов (-иц, -их, -ок).

  «Назови машину одним словом».

Цель: образование сложных слов.

«Про Мишутку».

Цель: образование глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.

Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.

Требования к коррекционной работе:

  • Систематическое проведение занятий.
  • Размещение упражнений в порядке возрастающей сложности.
  • Подчиненность заданной выбранной теме.

   Обязательное условие - наблюдение за определенной языковой категорией.

  • Вариативность упражнений.
  • Развитие и воспитание внимания.

Словообразование прилагательных: 

 1.    Образование относительных прилагательных: березовый, еловая

 2.    Образование качественных прилагательных:  хитрый, правдивый.

 3.    Образование притяжательных прилагательных: кошачья, медвежий.

Упражнения по грамматике одновременно  являются  упражнениями   на закрепление материала по лексике.

  Требование к подбору  речевого материала.

  Полезно хоровое проговаривание.

Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и  ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей: 

  • сопоставление слова и предложения как речевых единиц;
  • наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоски бумаги);
  • определение первого, последнего слова в предложении;
  • определение количества слов в предложении;
  • определение главного слова в предложении;
  • учить определять границы предложения в небольшом     тексте.

 Условия для успешного овладения грамматическими нормами  языка в дошкольном детстве.

  •     Правильная языковая среда.
  •     Отсутствие двуязычия в период становления у ребенка речи.
  •     Четкий, грамматически правильный образец речи для подражания.
  •      Положительные эмоции во время занятий и общения с детьми.
  •      Развитие внимания к родному слову в игровой форме.

      Литература

 

1. Лалаеева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

2. Быстрова Г.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. -  СПб., КАРО, 2000.

3. Забродина Л.В., Ренизрук Е.С. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.   – Москва: Астрель, 2005г.

   

 4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

      Грамматический строй в процессе становления речи , если у ребенка нет соответственного диагноза, усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Пр...