Фразеологический КВН
методическая разработка по логопедии на тему

Фролова Валентина Андреевна

Знание фразеологии  - необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.

Фразеологические обороты  обогащают язык,  делают речь яркой, образной, меткой.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologicheskiy_kvn.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Октябрьский детский сад «Светлячок»                        

                                                                                                        Учитель-логопед Фролова В.А.

                                 

Фразеологический КВН

Цель.

Пробудить интерес к фразеологизмам.

 Формировать навык пользования фразеологическим богатством в устной  и письменной речи.

Отметить эмоционально-выразительное достоинство фразеологических оборотов.

 Приобщить к народному творчеству, национальной культуре.

  Участники: воспитатели, родители дошкольников.

                                                           Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые участники  фразеологического КВНа.

Бывают моменты, когда нам трудно выразить сложную мысль, даже обладая сравнительно большим запасом слов, и тут нам на помощь приходят пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Это и кладезь народной мудрости, и некий сгусток эмоциональных, нравственных энергий. В них  отражена душа народа

Фразеологизмы помогут нам выразить мысли образно, эмоционально,  неся при этом отпечаток неповторимого  национального колорита. И если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск.  Несомненно, знание фразеологии  - необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.

Фразеологические обороты  обогащают язык,  делают речь яркой, образной, меткой.    

 Умело используют фразеологизмы писатели, учёные: И.А. Крылов, А.С.Пушкин, А.М. Горький.

Что такое фразеологический оборот? Это воспроизводимая языковая единица из двух и более ударных слов, целостная по своему значению и устойчивая в своём составе и структуре.

Хотите, чтобы в кругу друзей  вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения-фразеологизмы.

Конкурсная программа

Представление команд

Разминка « Полминутки для шутки»

Есть ли ноги у газеты, книги?

Из какого  фразеологизма инопланетяне  могли бы заключить , что у человека не две ноги, а больше?

Есть ли у земли лицо?

Можно ли что-нибудь перелить из… пустого сосуда?

Может ли вопрос…заболеть? Есть ли у него…ребро?

Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? 

 

Задания для команд

Баллы определяются по количеству правильных ответов, время - готовность одной из команд.  Количество заданий зависит от степени подготовленности команд.

1конкурс «В двух словах»

-Перед вами  описания различных случаев из жизни. Внимательно прочтите их и попытайтесь  подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл сказанного.

                                         

                                      Задание для первой команды

                                                             

1.Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда  « бьют в цель». Как говорит Вадим?

2. Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и технику  сам отремонтировать  может. Как можно назвать дядю Мишу?

3. Только что мы вспоминали  о Викторе, а он  тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае?

                                             Задание для второй  команды

1. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?

2. Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем?

3.Наш руководитель говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?

                                         

  1. конкурс  «Рисунки подсказки»

Команды получают карточки с изображением различных предметов.

-Рисунки  напомнят фразеологизмы, в которых эти предметы упоминаются

                                      У первой команды карточки:

Нож, коса, вилы, корыто, калоша

У второй команды карточки:    

Нога, рука, глаза, уши, нос

                                 

                                   3 конкурс. «Постоянные сравнения»  

     

У каждой команды одинаковый набор карточек с рисунками, зачитывается начало фразы, для продолжения поднимается карточка. Ответ засчитывается той команде, которая первой подняла карточку и продолжила фразеологический оборот.

-Наша речь богата  фразеологическими оборотами, которые представляют собой очень меткие и образные постоянные сравнения.  

Постарайтесь назвать 12 постоянных сравнений. В этом вам помогут рисунки: бочка, рыба, белка, гусь, стрела, сноп, колесо, грибы, иголка, ведро, рука, глаз.

1.Очень много людей в тесном помещении.

2.Хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать.

3. Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

4. Ничего не действует на кого-либо.

5.Очень быстро бежать

6.Рухнуть тяжело, всем телом

7.Дело идет с трудом, еле ладится.

8. Появляться быстро, в большом количестве.

9 .Чувствовать себя неловко, волноваться , нервничать

10.Проливной дождь, ливень.

11. Все видно очень ясно, отчетливо.

12.Тщательно, заботливо охранять что-либо.

Задания для капитанов команд.

Загадки-шутки

Что это?

1.Её не сваришь с тем, с кем трудно сговорится.

Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить

2.На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Её набирают в рот, когда молчат.

4 конкурс. «Фразеологический зверинец».

Участникам команд раздаются карточки с изображением животных.

-Припомните не мене двух фразеологизмов с названием каждого изображённого зверя и птицы:

Задание для первой  команды

заяц, медведь, волк, белка, ворона

Задание для второй  команды

собака, куры, гусь, свинья, лошадь

5 конкурс. «Окончи фразеологизм»

 На карточках написаны начальные слова фразеологизмов,  дописать окончания их.

                                               

                                               Задание для первой команды

1. Золотые…

2.Изо дня…

3.Ломать…

4.Лакомый …

5.От нечего…

6.Лицом…

7.Спустя…

8.До поры…

9.Калачом…

10. Битком..

Задание для второй  команды

1.Несолоно…

2.С горем…

3.Как снег…

4.Выбиться…

5.Ни к селу…

6.Чёрным …

7. Насиженное

8.Тише воды…

9.Чужими руками…

10.Голубь…

                                                    

6 конкурс. «Отгадай выражение»

-Вы видите фразеологические обороты с неизменяющейся частью основного слова,

которая заменена смайликом. Отгадайте все выражения.

                                                Задание для первой команды

  1.   а  об       у.  Из        вон (плохо). Сбыть с      . Мастер на все      и .  

       Сидеть  сложа      и.  Золотые      и .

2.      ый свет.        ые стихи.      ыми  нитками шито. Среди      а дня. Сказка  про

ого бычка. Чёрным по      ому (написано).

3.Как в      у  канул.  Толочь       у в ступе. Решетом      у  носить. Тише      ы, ниже травы. Много       ы утекло.  Выйти сухим из       ы.

Задание для второй  команды

1.На       ах у кого-либо.  Вооружённым       .  Простым      ом.       а  на лоб лезут.

  а  на мокром месте.     а  разбежались.  Не в бровь, а в       .

2.(Не)         в обиду.          волю.          себя знать.            маху.            слово. Ни          ни взять.

3.      ой   век.      ое дно.        ое  время.  Обещать       ые  горы. Не всё то      , что блестит.

     ых   дел мастер.

 Подведение итогов КВНа, награждение.

Рефлексия. Выберите фразеологизмы,  которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Ответы

                                                              1.   В двух словах

1.Редко, да метко   2.Мастер на все руки  3. Лёгок на помине   4.Вышел сухим из воды  5.Выведем его на чистую воду. 6. Слов на ветер не бросает

                                                            2. Рисунки-подсказки

 Нашла коса на камень

 вилами по воде писано

 остаться у разбитого корыта

 как ножом по сердцу 

 сесть в калошу

одна  нога здесь - другая там

рукой подать, на скорую руку

глаза- стрелять глазами,  глаза разбегаются  
уши- за уши не оттащишь, держать ушки на макушке,
в одно ухо влетает, в другое вылетает
нос-  зарубить себе на носу, клевать носом, водить за нос

                                             3.Постоянные сравнения

Как сельдей в бочке.

Как рыба в воде.

Вертеться как белка в колесе.

Как с гуся вода.

Бежать как стрела.

Повалиться как сноп.

Скрипит как немазаное колесо.

Как грибы после дождя.

Сидеть как на иголках

Льёт как из ведра.

Видно как на ладони.

Беречь как зеницу ока.

                                          4.Фразеологический зверинец
Волком смотреть на кого- либо; волчий аппетит

Заячья душа, ехать зайцем

Медведь на ухо наступил, медвежья услуга -  неуклюжая, неумелая помощь в чем-то, принесшая вместо добра, пользы зло, вред, огорчение

Не в коня корм, работать как лошадь

Свинья под дубом   (О неблагодарных людях, разрушающих то, плодами чего они прежде пользовались, наслаждались). Посади свинью за стол( она и ноги на стол).

Разбираться как свинья в апельсинах - не понимать чего-либо

 Бог не выдаст, свинья не съест - ничего плохо не случится

Собака на сене  (подразумевается человек, который не пользуется чем-либо, но при этом и другим не дает. Похожее выражение "ни себе, ни людям" или "сам не гам и другим не дам»). Собачий холод

 Денег куры не клюют (применяют к состоятельным людям, которые настолько богаты, что могут не заниматься подсчетом денежных средств). Куриная память

Гусь лапчатый  (употребляется в шутливой, ироничной форме по отношению к ловкачам и хитрецам).  Гусь свинье не товарищ.

Вертеться как белка в колесе.

Пуганая ворона (и куста боится). Ворон считать.

5. Окончи фразеологизм

                                                            Первая команда

1.руки.   2.в день.  3.голову.  4.кусок.  5.делать.   6.к лицу.   7.рукава.  8.до времени.

9.не заманишь.   10.набито.

                                                               Вторая команда

1.хлебавши.   2.пополам.  3.на голову.  4.из сил. 5.ни к городу.  6.по белому. 7.место

8.ниже травы.  9.жар загребать.  10. мира.

                                                     6.Отгадай выражение

                                                            Первая команда

1.рука. 2.белый. 3.вода

Вторая команда

1.глаза.  2.дать.  3.золотой.

Литература

 1.Рябушкина С.В. Морфология современного русского языка. –М., изд. « Флинта, Наука», 2006

2.Наумова И.А. Приключения фразеологических оборотов. изд. «Белый город»,

WWW.belygorod.ru

3. Материалы по занимательной грамматике русского языка.


                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Фразеологический словарь дошкольника»

материал предназначен для педагогов детских садов....

опыт работы "Формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления с фразеологическими оборотами русского языка"

формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления их с фразеологическими оборотами русского языка...

ВЕСЁЛЫЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ВЕСЁЛЫЙ  ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ    СЛОВАРЬ( игры для детей и взрослых с ответами на вопросы )Дорогие родители !Эти игры помогут вам привить ребёнку интерес к слову, к истории родного язы...

«Использование фразеологических оборотов в словарной работе с дошкольниками»

«Использование фразеологических оборотов в словарной работе с дошкольниками»...

«Использование фразеологических оборотов в словарной работе с дошкольниками»

«Использование фразеологических оборотов в словарной работе с дошкольниками»...

Доклад "Обогащение словаря старших дошкольников фразеологическими единицами".

  "Фразеологизмы" - средство создания эмоциональной, выразительной речи, средство оценки каких-либо явлений или событий. Они находят свое отражение в произведениях художественной литератур...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...