Консультация для родителей на тему: «Поговорим о связной речи…»
консультация по логопедии на тему

Новикова Елена Владимировна

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_svyaznoy_rechi.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: 

«Поговорим о связной речи…»

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 18 «Радуга» Новикова Е.В.

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и не много их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

        Что означает понятие «связная речь»? Связная речь- это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

        Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

        Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и специальные методики обучения. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

        Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если задания будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.

        Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картине.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов, пусть он сам самостоятельно попробует свои силы в этом не легком деле. Хорошо, если вы запишите рассказ ребенка дословно. Это поможет спокойно проанализировать сочиненную историю. Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Речь была плавной и выразительной.

        Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В.Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В.А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.

        Хорошо если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребенок смог найти начало истории, ее продолжение и конец.

        Вас должно насторожить если:

  • Ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
  • Ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов;
  • Ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
  • Значение слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
  • Речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома.

Удачи вам и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : " Поговорим о звуках".

Игры - упражнения для детей 5 - 7 лет помогут в домашних условиях развить слуховое внимание, звуко - слоговой анализ, логическое мышление....

Беседа-консультация для родителей на тему: «Поговорим о форме на музыкальных занятиях»

Беседа-консультация для родителей «Поговорим о форме на музыкальных занятиях»...

Консультация для родителей на тему "Поговори со мною мама"

Материал будет полезе родителям детей дошкольного и школьного возраста....

Консультация для родителей на тему: «Поговорим о витаминах»

Консультация для родителей на тему:«Поговорим о витаминах»   Витамины – важные, необходимые для жизни человека вещества. Они активизируют участие во всех процессах, происхо...

Консультация для родителей на тему: «Поговорим о витаминах»

Зимой и в начале весны нам нехватает витаминов, особенно это заметно по детям. Эта консультация поможет сохранить иммунитет у детей ....

Консультация для родителей на тему " Поговорим о связной речи дошкольников"

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребеноу знает цифры, названия букв и немного их пишет, то это обозначает, что он готов к школе....