Логоритмика "Говорушки"
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа) на тему

Ермишкина Вера Сергеевна

Групповую работа с детьми на занятиях логоритмики, которые включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, дидактические игры сопутствующие развитию: чувства ритма, слухового внимания и памяти, дыхания, моторных и сенсорных функций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_logoritmike_ml_i_sr_gruppa.docx68.39 КБ

Предварительный просмотр:

        

 «Логоритмика для малышей»

(младшая и средняя группа)

Составитель:

Панкова Вера Сергеевна

воспитатель

г. Догопрудный 2015г

Информационная часть программы: образовательная.

Образовательная область: познавательная, коммуникативная.

Форма реализации программы:  фронтальная (При фронтальном обучении воспитатель управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы, работающей над единой задачей. Он организует сотрудничество и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения воспитателя держать в поле зрения всю группу и при этом не упускать из виду работу каждого ребёнка. Ее результативность повышается, если воспитателю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность ребят).

Возрастная направленность: младшая и средняя группа Продолжительность программы: два года.

 

Пояснительная записка.


             Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
            Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

          Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.  
        Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующе развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Занятия проводятся во вторую половину  дня. Продолжительность занятия в младшей группе от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными, в средней – 20 минут.  Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 2 раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 36 часов в год.

По желанию педагога  возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Направленность программы: тематическая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Цель кружка:

*развитие музыкально-речевых способностей у детей 3-5 лет;

*использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми 3-5 лет;

*преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и  речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;

*адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;

Задачи кружка:

*создание на занятиях логоритмического кружка атмосферы праздника, радости; ввести ребёнка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;

*развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

*воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;

*развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

*выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;

*развитие слухового внимания и памяти;

*укрепление костно-мышечного аппарата;

*развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;

*развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.

Взаимодействие с родителями:

  • индивидуальные консультации;
  • тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
  • анкетирование;
  • информирование о результативности работы;
  • открытые занятия.

 

Предполагаемый результат:

  • сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • способность правильно выполнять артикуляции звуков;
  • сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
  • способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
  • улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • улучшения показателей диагностики развития речи;
  • воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. 

Использование наглядного материала:

 

  • иллюстрации и репродукции;
  • дидактический материал;
  • игровые атрибуты;
  • музыкальные инструменты;
  • аудиоматериалы;
  •  индивидуальные зеркала.

 

Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям:

  • познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;
  • социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);
  • музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
  • физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;
  • коммуникация: овладение способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности:

содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного  возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

 

Формы работы кружка: подгрупповая и групповая.

 

Структура  логоритмического занятия:

1.Вводная часть длится 3-5 минут: приветствие, разминка: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2.Основная часть: включает в себя пальчиковая гимнастика, упражнения для развития общей моторики, слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических  движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа,  упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания, итоги занятия, поощрительный момент.

 

Развивающая среда:

  • размещение в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений,  массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;
  • размещение  в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.

Календарно-тематический план занятий кружка

 в младшей группе

 

Месяц

занятий

Тема

Сентябрь

 № 1

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.

Тема: «Овощи»

№ 2

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму

«Волшебный мешочек» (Овощи)

   № 3

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел».

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик»

Тема: «Осень»

 № 4

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»

Игра «Кто спрятался»

Октябрь

 № 5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

Тема: «Посуда»

№ 6

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«едем-едем», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»

Игра «Свари компот»

№ 7

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

С предметами:

-канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца»

Считалка «Часики»

№ 8

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

Ноябрь

№ 9

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

- собираем геометрический конструктор (малый): строим «Солнце»

№ 10

Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

С предметами:

- бельевые прищепки – делаем «сороконожку»

Д/игра «Прятки»

№ 11

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты

№ 12

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «гуси-гуси», «пальчики».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

- собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду»

Декабрь

№ 13

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

С предметами:

-канцелярские скрепки – делаем цепочку

№ 14

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем длинную цепь

 № 15

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем чешую рыбе

№ 16

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

- счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучик

Январь

 № 17

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик»

- палочки Кьюзенера

№ 18

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

С предметами:

- бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору

- кубики Никитина: делаем по образцу - красно-белый дом

 № 19

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

- собираем маленькую пирамидку

 № 20

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-канцелярские скрепки – делаем «бычка»

Февраль

 № 21

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус».

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем цветок

№ 22

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка».

 Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

№ 23

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые пуговки

№ 24

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

- счетные цветные палочки: делаем зиг-заг

Март

№ 25

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет

№ 26

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

С предметами:

- бельевые прищепки – делаем осьминога

- кубики Никитина: делаем по образцу узор

№ 27

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

№ 28

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус».

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем грибы в корзине

Апрель

 № 29

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-шнуровка – делаем косичку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

№ 30

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые пуговки

- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке

- строительный конструктор: выкладываем по принципу домино

 № 31

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот

№ 32

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- шнуровка – повторяем «косичку»

 

Май

 № 33

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем сороконожку

- выкладываем из мозаики «Салют по Дню Победы»

№ 34

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

- кубики Никитина: строим самый большой дом

 № 35

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – учимся завязывать бант

- счетные цветные палочки: закрываем ими разукрашку

№ 36

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый

Календарно-тематический план занятий кружка

 в средней группе

Месяц

занятий

Тема

Сентябрь

 № 1

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях.

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

«Журавли»

CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова

Тема: «Овощи»

С предметами:

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

№ 2

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой

С предметами:

-знакомство с Блоками Дьёнеша: все формы, цвета, толстый и тонкий

Игра «Тень»

   № 3

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой

Самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

-знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета

Игра «Свари компот»

 № 4

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой

С предметами:

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 1стр.

Игра «Угадай настроение»

Октябрь

 № 5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

-пуговицы – делаем бусы, разные по размеру и по цвету

- собираем маленькую пирамидку

Игра «Самолеты»

№ 6

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 2,3стр.

Тема: «Осень»

№ 7

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой

С предметами:

- соты Кайе – знакомство с новым материалом, учимся вытаскивать и снова засовывать соты

Игра «Свари суп»

№ 8

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр. 1

Считалка «Ушки»

Ноябрь

№ 9

CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова   «Журавли».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

-пуговицы – делаем колеса и фары машине, разные по размеру и по цвету

- собираем геометрический конструктор (малый): строим «Солнце»

№ 10

Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

CD «Музыка с мамой. Е.Железнова» «Магазин игрушек»

Игра «Орешки для белочки»

С предметами:

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 4,5стр

№ 11

«Спортивная семья», «Дом».

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-соты Кайе: собираем только желтые соты

- счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик

№ 12

«Мамины помощники»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

-пуговицы – делаем части лица на картоне

- собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду»

 Считалка «Часы»

Декабрь

№ 13

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. «Мороз»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

С предметами:

- соты Кайе – собираем половину синих, половину желтых сот

Тема «Наш город»

№ 14

CD Весёлая логоритмика «Е.Железнова «Зима» CD

«Ах, вы, сени!»

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 7стр.

Д/игра «Прятки»

 № 15

CD Весёлая логоритмика «Е.Железнова «Игры для здоровья» 

«Лепим снежки»

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

-пуговицы – делаем чешую рыбе

- знакомство с Кубиками Никитина: выкладываем только красный цвет.

№ 16

  1. «Паровоз», «Катаемся на лыжах»

CD «Игры для здоровья» Е. Железнова»

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

Считалка «Ушки»

Январь

 № 17

Фонограмма записи крика петуха. CD «Пальчиковые игры» Е. Железнова»

 «Разминка», «Цыплята»

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- шнуровка – повторяем  «дождик»

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.5

Игра «Что где лежит»

№ 18

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

«Рыбки, Ракушки».

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

С предметами:

- бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр.

 № 19

CD «Игры для здоровья» «Играем с мячем», «Покатай мячик», «Играем с бубном». Е. Железнова 

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

 

Игра «Волшебный мешочек» (настроение)

 № 20

CD «Игры для здоровья Е. Железнова»

«Погреем руки», «Погреем ноги»

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

- палочки Кьюзенера

Февраль

 № 21

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. CD «Игры для здоровья Е. Железнова»

«Поднимаем палочку»,«Пылесос»

Тема: «Моя семья»

С предметами:

- соты Кайе – делаем стрелку синим

№ 22

1. CD «Игры Топ – топ, хлоп». «Шапочки» (дорожка 35)  

Е. Железнова

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

Игра «Кто (что) лишний(ее)»

№ 23

CD «Пальчиковые игры «Замочек» Веселая логоримика «Ходим, ходим - стоп»

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

-пуговицы – отделяем черные и белые пуговки

- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке

№ 24

1. CD «Пальчиковые игры «Коза рогатая»

 Е. Железнова»

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: делаем зиг-заг

П/игра «Попади мешочком в круг»

Март

№ 25

«Мамины помощники»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

«Цветочек».

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова

С предметами:

- шнуровка –  привязать предмет

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.11

Игра «Через ручеёк»

№ 26

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

«Зайка» CD Е.Железнова «Лимпопо»

С предметами:

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр.

- кубики Никитина: делаем по образцу узор

№ 27

«Утята»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

«Червяки»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- собираем маленькую пирамидку

- геометрический конструктор (малый):делаем машину

№ 28

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. CD «Корабль игрушек. Е.Железнова»

. «Поезд игрушек»,  «Крокодил»

С предметами:

- соты Кайе – делаем по образцу узор

Тема: «Профессии»

Апрель

 № 29

1. CD «Игры для здоровья Е. Железнова»

«Раскачаем маятник», «Пружинки» «Упражнение на дыхание »

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-шнуровка – делаем косичку

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу

№ 30

CD «Аэробика. Е.Железнова»

«Маленькая мышка», «На диване»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова 

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке

- строительный конструктор: выкладываем по принципу домино

 № 31

1. CD Е.Железнова «Лимпопо»

«Мы попрыгаем»

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один), завязываем бантик

- счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки

№ 32

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Дом»,«Замок»

С предметами:

- палочки Кьюзенера: альбом Колокольчик»,стр.13

Игра: «Зеркало»

Май

 № 33

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр

«Волшебный мешочек»

№ 34

«Ква-ква», «Лягушата».

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

-пуговицы – делаем браслет

- кубики Никитина: строим башню

 № 35

1. CD «Веселая логоритмика.. Е.Железнова»

«Ку - ку», «Пчёлки», «Гусеница», «Цветочек».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка –  завязываем бант

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

№ 36

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» «автобус»

Самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- палочки Кьюзенера: альбом Колокольчик»,стр.15

Подводим итоги учебного года. Обсуждаем все самое интересное.

Литература:

  • О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
  • Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
  • Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
  • Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
  • Аудиодиск  Железновой
  • Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2004;
  • Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
  • Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. -  М.: Айрис-пресс, 2007

Почему – ЛОГОРИТМИКА?

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.