Логоритмика "Говорушки"
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа) на тему
Групповую работа с детьми на занятиях логоритмики, которые включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, дидактические игры сопутствующие развитию: чувства ритма, слухового внимания и памяти, дыхания, моторных и сенсорных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_logoritmike_ml_i_sr_gruppa.docx | 68.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логоритмика для малышей»
(младшая и средняя группа)
Составитель:
Панкова Вера Сергеевна
воспитатель
г. Догопрудный 2015г
Информационная часть программы: образовательная.
Образовательная область: познавательная, коммуникативная.
Форма реализации программы: фронтальная (При фронтальном обучении воспитатель управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы, работающей над единой задачей. Он организует сотрудничество и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения воспитателя держать в поле зрения всю группу и при этом не упускать из виду работу каждого ребёнка. Ее результативность повышается, если воспитателю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность ребят).
Возрастная направленность: младшая и средняя группа Продолжительность программы: два года.
Пояснительная записка.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующе развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия в младшей группе от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными, в средней – 20 минут. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 2 раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 36 часов в год.
По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Направленность программы: тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Цель кружка:
*развитие музыкально-речевых способностей у детей 3-5 лет;
*использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми 3-5 лет;
*преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;
*адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;
Задачи кружка:
*создание на занятиях логоритмического кружка атмосферы праздника, радости; ввести ребёнка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;
*развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
*воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;
*развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
*выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
*развитие слухового внимания и памяти;
*укрепление костно-мышечного аппарата;
*развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
*развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
Взаимодействие с родителями:
- индивидуальные консультации;
- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
- анкетирование;
- информирование о результативности работы;
- открытые занятия.
Предполагаемый результат:
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков;
- сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
- способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
- улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- улучшения показателей диагностики развития речи;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Использование наглядного материала:
- иллюстрации и репродукции;
- дидактический материал;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- аудиоматериалы;
- индивидуальные зеркала.
Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям:
- познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;
- социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);
- музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
- физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;
- коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности:
содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.
Формы работы кружка: подгрупповая и групповая.
Структура логоритмического занятия:
1.Вводная часть длится 3-5 минут: приветствие, разминка: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть: включает в себя пальчиковая гимнастика, упражнения для развития общей моторики, слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания, итоги занятия, поощрительный момент.
Развивающая среда:
- размещение в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;
- размещение в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.
Календарно-тематический план занятий кружка
в младшей группе
Месяц | № занятий | Тема |
Сентябрь | № 1 | Знакомство с группой, правила поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик» |
С предметами: -шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик. Тема: «Овощи» | ||
№ 2 | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». | |
С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму «Волшебный мешочек» (Овощи) | ||
№ 3 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел». - самомассаж под песню Е.Железновой | |
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик» Тема: «Осень» | ||
№ 4 | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | |
С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка» Игра «Кто спрятался» | ||
Октябрь | № 5 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха |
С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку Тема: «Посуда» | ||
№ 6 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: -бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка» Игра «Свари компот» | ||
№ 7 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». | |
С предметами: -канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца» Считалка «Часики» | ||
№ 8 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». 2. Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: -шнуровка – делаем дорожку -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки | ||
Ноябрь | № 9 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха |
С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку - собираем геометрический конструктор (малый): строим «Солнце» | ||
№ 10 | Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | |
С предметами: - бельевые прищепки – делаем «сороконожку» Д/игра «Прятки» | ||
№ 11 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок (один) -соты Кайе: собираем только желтые соты | ||
№ 12 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «гуси-гуси», «пальчики». Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - эспандер –сжимать и разжимать под музыку - собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду» | ||
Декабрь | № 13 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». |
С предметами: -канцелярские скрепки – делаем цепочку | ||
№ 14 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: -бельевые прищепки – делаем длинную цепь | ||
№ 15 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – делаем чешую рыбе | ||
№ 16 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок(один) - счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучик | ||
Январь | № 17 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» - самомассаж под песню Е.Железновой |
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик» - палочки Кьюзенера | ||
№ 18 | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | |
С предметами: - бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору - кубики Никитина: делаем по образцу - красно-белый дом | ||
№ 19 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку - собираем маленькую пирамидку | ||
№ 20 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: -канцелярские скрепки – делаем «бычка» | ||
Февраль | № 21 | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». |
С предметами: -мозаика мелкая: делаем цветок | ||
№ 22 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: -шнуровка – делаем дорожку | ||
№ 23 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – отделяем черные и белые пуговки | ||
№ 24 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок (один) - счетные цветные палочки: делаем зиг-заг | ||
Март | № 25 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» - самомассаж под песню Е.Железновой |
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет | ||
№ 26 | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | |
С предметами: - бельевые прищепки – делаем осьминога - кубики Никитина: делаем по образцу узор | ||
№ 27 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – отделяем больших от маленьких | ||
№ 28 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». | |
С предметами: -мозаика мелкая: делаем грибы в корзине | ||
Апрель | № 29 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». 2. Самомассаж с помощью колючего мяча |
С предметами: -шнуровка – делаем косичку -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки | ||
№ 30 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - эспандер –сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – отделяем черные и белые пуговки - кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке - строительный конструктор: выкладываем по принципу домино | ||
№ 31 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок (один) -соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот | ||
№ 32 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» - самомассаж под песню Е.Железновой | |
С предметами: - шнуровка – повторяем «косичку»
| ||
Май | № 33 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча |
С предметами: -бельевые прищепки – делаем сороконожку - выкладываем из мозаики «Салют по Дню Победы» | ||
№ 34 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку - кубики Никитина: строим самый большой дом | ||
№ 35 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -шнуровка – учимся завязывать бант - счетные цветные палочки: закрываем ими разукрашку | ||
№ 36 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» - самомассаж под песню Е.Железновой | |
С предметами: - канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый |
Календарно-тематический план занятий кружка
в средней группе
Месяц | № занятий | Тема |
Сентябрь | № 1 | Знакомство с группой, правила поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу «Журавли» CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова |
Тема: «Овощи» С предметами: -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки | ||
№ 2 | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой | |
С предметами: -знакомство с Блоками Дьёнеша: все формы, цвета, толстый и тонкий Игра «Тень» | ||
№ 3 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой Самомассаж под песню Е.Железновой | |
С предметами: -знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета Игра «Свари компот» | ||
№ 4 | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой | |
С предметами: - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 1стр. Игра «Угадай настроение» | ||
Октябрь | № 5 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой Самомассаж с помощью грецкого ореха |
С предметами: -пуговицы – делаем бусы, разные по размеру и по цвету - собираем маленькую пирамидку Игра «Самолеты» | ||
№ 6 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 2,3стр. Тема: «Осень» | ||
№ 7 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой | |
С предметами: - соты Кайе – знакомство с новым материалом, учимся вытаскивать и снова засовывать соты Игра «Свари суп» | ||
№ 8 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой 2. Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки - палочки Кьюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр. 1 Считалка «Ушки» | ||
Ноябрь | № 9 | CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова «Журавли». Самомассаж с помощью грецкого ореха |
С предметами: -пуговицы – делаем колеса и фары машине, разные по размеру и по цвету - собираем геометрический конструктор (малый): строим «Солнце» | ||
№ 10 | Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. CD «Музыка с мамой. Е.Железнова» «Магазин игрушек» Игра «Орешки для белочки» | |
С предметами: - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 4,5стр | ||
№ 11 | «Спортивная семья», «Дом». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -соты Кайе: собираем только желтые соты - счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик | ||
№ 12 | «Мамины помощники» CD «Аэробика. Е.Железнова» Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: -пуговицы – делаем части лица на картоне - собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду» Считалка «Часы» | ||
Декабрь | № 13 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу 2. «Мороз» CD «Аэробика. Е.Железнова» |
С предметами: - соты Кайе – собираем половину синих, половину желтых сот Тема «Наш город» | ||
№ 14 | CD Весёлая логоритмика «Е.Железнова «Зима» CD «Ах, вы, сени!» Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 7стр. Д/игра «Прятки» | ||
№ 15 | CD Весёлая логоритмика «Е.Железнова «Игры для здоровья» «Лепим снежки» Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: -пуговицы – делаем чешую рыбе - знакомство с Кубиками Никитина: выкладываем только красный цвет. | ||
№ 16 |
CD «Игры для здоровья» Е. Железнова» 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок (один) -соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки Считалка «Ушки» | ||
Январь | № 17 | Фонограмма записи крика петуха. CD «Пальчиковые игры» Е. Железнова» «Разминка», «Цыплята» - самомассаж под песню Е.Железновой |
С предметами: - шнуровка – повторяем «дождик» - палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.5 Игра «Что где лежит» | ||
№ 18 | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. «Рыбки, Ракушки». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. | |
С предметами: - бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр. | ||
№ 19 | CD «Игры для здоровья» «Играем с мячем», «Покатай мячик», «Играем с бубном». Е. Железнова Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – отделяем больших от маленьких
Игра «Волшебный мешочек» (настроение) | ||
№ 20 | CD «Игры для здоровья Е. Железнова» «Погреем руки», «Погреем ноги» Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: - палочки Кьюзенера | ||
Февраль | № 21 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу 2. CD «Игры для здоровья Е. Железнова» «Поднимаем палочку»,«Пылесос» |
Тема: «Моя семья» С предметами: - соты Кайе – делаем стрелку синим | ||
№ 22 | 1. CD «Игры Топ – топ, хлоп». «Шапочки» (дорожка 35) Е. Железнова 2. Самомассаж с помощью колючего мяча | |
С предметами: -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки Игра «Кто (что) лишний(ее)» | ||
№ 23 | CD «Пальчиковые игры «Замочек» Веселая логоримика «Ходим, ходим - стоп» Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: -пуговицы – отделяем черные и белые пуговки - кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке | ||
№ 24 | 1. CD «Пальчиковые игры «Коза рогатая» Е. Железнова» 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки - счетные цветные палочки: делаем зиг-заг П/игра «Попади мешочком в круг» | ||
Март | № 25 | «Мамины помощники» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Цветочек». CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова |
С предметами: - шнуровка – привязать предмет - палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик», стр.11 Игра «Через ручеёк» | ||
№ 26 | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. «Зайка» CD Е.Железнова «Лимпопо» | |
С предметами: - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр. - кубики Никитина: делаем по образцу узор | ||
№ 27 | «Утята» CD «Аэробика. Е.Железнова» «Червяки» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - собираем маленькую пирамидку - геометрический конструктор (малый):делаем машину | ||
№ 28 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу 2. CD «Корабль игрушек. Е.Железнова» . «Поезд игрушек», «Крокодил» | |
С предметами: - соты Кайе – делаем по образцу узор Тема: «Профессии» | ||
Апрель | № 29 | 1. CD «Игры для здоровья Е. Железнова» «Раскачаем маятник», «Пружинки» «Упражнение на дыхание » 2. Самомассаж с помощью колючего мяча |
С предметами: -шнуровка – делаем косичку - палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу | ||
№ 30 | CD «Аэробика. Е.Железнова» «Маленькая мышка», «На диване» CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: - кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке - строительный конструктор: выкладываем по принципу домино | ||
№ 31 | 1. CD Е.Железнова «Лимпопо» «Мы попрыгаем» 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок (один), завязываем бантик - счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки | ||
№ 32 | CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова. «Дом»,«Замок» | |
С предметами: - палочки Кьюзенера: альбом Колокольчик»,стр.13 Игра: «Зеркало» | ||
Май | № 33 | CD «Аэробика. Е.Железнова» Самомассаж с помощью колючего мяча |
С предметами: - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр «Волшебный мешочек» | ||
№ 34 | «Ква-ква», «Лягушата». CD «Аэробика. Е.Железнова» Самомассаж с помощью грецкого ореха | |
С предметами: -пуговицы – делаем браслет - кубики Никитина: строим башню | ||
№ 35 | 1. CD «Веселая логоритмика.. Е.Железнова» «Ку - ку», «Пчёлки», «Гусеница», «Цветочек». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | |
С предметами: -шнуровка – завязываем бант -соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки | ||
№ 36 | CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» «автобус» Самомассаж под песню Е.Железновой | |
С предметами: - палочки Кьюзенера: альбом Колокольчик»,стр.15 Подводим итоги учебного года. Обсуждаем все самое интересное. |
Литература:
- О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
- Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
- Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
- Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
- Аудиодиск Железновой
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007
Почему – ЛОГОРИТМИКА?
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
- Мне нравится (1)