Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме:
    Авторская дидактическая игра "Красная страна". Автоматизация звука [Р].

    Коньякова Наталия Вадимовна

    Предлагаем Вашему вниманию авторскую коррекционно-дидактическую многофункциональную игру "Красная страна" .

    Игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р] в словах и фразовой речи.

    Цель игры. Формирование правильной фонетически и грамматически оформленной речи у детей с ОНР.

    Задачи.    

    Образовательная область «Речевое развитие». 

    Формирование правильного звукопроизношения:

    -автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, фразовой и связной речи.

    Развитие фонематических процессов:

             -определение позиции звука [Р] в словах (в слове «провода» звук [Р] слышится в середине слова);

             -деление слов на слоги (про-во-да, три слога).

    Развитие навыков звуко-слогового анализа слов:

                       -подбор звуковых схем к словам;

                       -подбор слоговых схем к словам.

    Развитие грамматических категорий:

                       -согласование прилагательного «красный» с именами существительными в роде, числе и падеже (красный помидор, красная кружка…);

                       -согласование числительных с именами существительными в роде, числе и падеже (один карандаш, два карандаша…). Усложнение: согласование числительных со словосочетанием                                  имя существительное + имя прилагательное в роде, числе и падеже (один красный карандаш, два красных карандаша…);

                       -закрепление навыка образования слов при помощи суффикса -ниц (икра – икорница).

    Формирование навыков чтения:

                       -чтение слов; соотношение слова с предметом.

    Развитие словаря:

                       -закрепление обобщающих понятий.    

    Развитие фразовой и связной речи:

             -закрепление навыка распространения предложений путем перечисления предметов (Карандаш нарисовал красную кружку, красную терку, красную открывалку, красное ведро…);

             -составление описательных загадок (рассказов) по плану – схеме.

    Образовательная область «Познавательное развитие».

    Закрепление навыка количественного счета, соотношения количества предметов с цифрой.

    Закрепление навыка порядкового счета.

    Закрепление навыка ориентировки в пространстве: закреплять умение различать правую и левую руку, ногу; закреплять умение различать пространственные понятия: справа – слева; закрепление навыка расположения предметов на плоскости слева – направо.

    Анализ ряда предметов.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

    Развивать умение работать в группе, договариваться,  учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дорогие взрослые! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу. От того, как развита речь ребенка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

    Уже к пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована. Дефекты звукопроизношения, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, неизбежно приводят к ошибкам при письме. Однако у многих детей дефекты произношения речевых звуков не исчезают без специальной логопедической помощи, и надежда, что «все пройдет само собой», не всегда  оправдывается. Зачастую дефекты произношения звуков остаются у людей и в зрелом возрасте.

    Бывает и так, что ребенок умеет правильно произносить звук изолированно, а в словах, предложениях, высказываниях выпускает его, или заменяет более легким для произношения. И здесь без тренировок обойтись чрезвычайно трудно. Данная авторская дидактическая игра как раз и предназначена для такой цели – автоматизация поставленного звука [Р] в словах, фразовой и связной речи.

    Если Вашему ребенку 5-7 лет, он посещает логопедическую группу, и логопед научил его правильно произносить звук [Р], то эта игра как раз для него! Лучше, если в игре участвуют 2 и более ребенка (можете играть и всей семьей).

    Ободряйте ребенка, поощряйте даже малейшие успехи. Занимайтесь понемногу (10-15 минут), играйте в 1-2 игры, но регулярно, не менее 3 раз в неделю. Учите, играя, тогда ребенку будет интереснее, он сможет быстрее и легче овладеть «трудным» звуком. А, следовательно, сможет в будущем успешно заниматься в школе.

    Итак, предлагаем Вам побыть в роли педагога.

    Примечание. Игру могут проводить учителя – логопеды и воспитатели на подгрупповых занятиях.

    Оборудование.

    Нам понадобятся: дидактическая игра «Красная страна», магнитная доска, маркер (или мел).

    В комплект игры входят: 1 лист с изображением сказочного персонажа Карандаша, Карандаша на кухне, Карандаша на даче; 1 лист с изображением 2 красных карандашей (распечатать 8 листов); 16 предметных картинок (икра, корзина, спасательный круг, мишура, пружина, арбуз, шар, тёрка, кружка, открывалка, краска, помидор, рак, рыбы, ведро, провода). Набор цифр 1-10; карточки: звуковые схемы – слияния, слоговые схемы, напечатанные слова – названия картинок. Планы – схемы для составления описательных рассказов о посуде и посудинах, фруктах и овощах, жителей водоемов.

    Перед началом игры вырезать все картинки, на красные карандаши приклеить клеящимся карандашом картинки, в названии которых слышится звук [Р], заламинировать, с обеих сторон приклеить магнитную ленту. Остальные карточки и картинки вырезать, заламинировать, приклеить магнитную ленту.

    Цель игры. Формирование правильной фонетически и грамматически оформленной речи у детей с ОНР.

    Задачи.        

    Образовательная область «Речевое развитие».  

    Формирование правильного звукопроизношения:

    -автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, фразовой и связной речи.

    Развитие фонематических процессов:

            -определение позиции звука [Р] в словах (в слове «провода» звук [Р] слышится в середине слова);

            -деление слов на слоги (про-во-да, три слога).

    Развитие навыков звуко-слогового анализа слов:

                    -подбор звуковых схем к словам;

                    -подбор слоговых схем к словам.

    Развитие грамматических категорий:

                    -согласование прилагательного «красный» с именами существительными в роде, числе и падеже (красный помидор, красная кружка…);

                    -согласование числительных с именами существительными в роде, числе и падеже (один карандаш, два карандаша…). Усложнение: согласование числительных со словосочетанием существительное + прилагательное в роде, числе и падеже (один красный карандаш, два красных карандаша…);

                    -закрепление навыка образования слов при помощи суффикса -ниц (икра – икорница).

            Формирование навыков чтения:

                    -чтение слов; соотношение слова с предметом.

            Развитие словаря:

                    -закрепление обобщающих понятий.        

    Развитие фразовой и связной речи:

            -закрепление навыка распространения предложений путем перечисления предметов (Карандаш нарисовал красную кружку, красную терку, красную открывалку, красное ведро…);

            -составление описательных загадок (рассказов) по плану – схеме.

    Образовательная область «Познавательное развитие».

    Закрепление навыка количественного счета, соотношения количества предметов с цифрой.

    Закрепление навыка порядкового счета.

    Закрепление навыка ориентировки в пространстве: закреплять умение различать правую и левую руку, ногу; закреплять умение различать пространственные понятия: справа – слева; закрепление навыка расположения предметов на плоскости слева – направо.

    Анализ ряда предметов.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

    Развивать умение работать в группе, договариваться,  учитывать

    мнение партнера, формировать доброжелательность в общении.

    Правила игры.

    Примечание: не забывайте следить за правильным произношением звука [Р]!

    Игра «Что нарисовал Карандаш».

    Картинки расположить на доске карандашами вверх. Педагог объясняет, что дети очутились в Красной стране, нарисовал эту страну Карандаш.  

    Дети берут «карандаши», переворачивая картинкой вверх, называют предмет и его цвет. Отрабатываются фразы типа: «Я взял красный карандаш. Это красная пружина», или «Карандаш нарисовал красную пружину».

    Игра «Где живет звук?»

    На магнитной доске нарисовать полоску из трех частей, дети определяют позицию звука [Р] (Это рак звук [Р] слышится в начале слова), прикрепляют картинку на соответствующее место.

    Игра «Слоговая пирамида».

    На магнитной доске нарисовать слоговую пирамиду, дети делят слова на слоги, «расселяют» картинки по этажам.

    Игра «Посчитай сколько».

    Карандаши выставлены в ряд, дети считают: «Один карандаш, два карандаша… ». С усложнением: «Один красный карандаш, два красных карандаша…». Далее дети находят соответствующую цифру и прикрепляют ее на доску: «Пять карандашей», с усложнением: «Семь красных карандашей».

    Игра «Посчитай, который».

    Далее 1 ребенок (или педагог) переворачивает карандаши картинками вверх, дети считают: «Первый арбуз, второй помидор, третья кружка…»

    Педагог просит назвать третий предмет, пятый, первый.

    Так же можно анализировать ряд: назови первый предмет в ряду, где он стоит: слева или справа? Арбуз стоит первый, в начале ряда, справа. Поднимите левую руку (или ногу), покажите начало ряда. Назови последний предмет в ряду, где он стоит? Пружина стоит последняя, в конце ряда, справа. Поднимите правую руку (или ногу), покажите конец ряда. Сколько предметов в середине ряда? Покажите двумя руками. Назовите второй предмет, четвертый…

    Игра «Расшифруй».

    На доске – 3-4 картинки, педагог прикрепляет к доске карточку со звуковой схемой, спрашивает: «Какое слово зашифровано?» Дети подбирают соответствующую картинку.

    Примечание. Если Вы не владеете звуковым анализом слов, то данную игру рекомендуется проводить только после консультации учителя – логопеда.

    Игра «Угадай предмет».

    На доске – 3-4 картинки, педагог прикрепляет к доске карточку со слоговой схемой, произносит: «Угадай предмет». Дети подбирают соответствующую картинку.

    Игра «Ураган».

    На доске – 3-4 картинки, и карточки с названиями этих предметов. Педагог сообщает, что по Красной стране пронесся ураган – сильнейший ветер. Ураган раскидал все предметы и их названия. Дети подбирают соответствующую карточку к картинке.

    Примечание. Если ребенок еще не умеет читать, то можно вместе с ребенком «прочитать» название предмета на карточке и подставить к соответствующей картинке. Далее картинка и карточка остаются на доске в течение нескольких дней, ребенок «читает» слово, соотносит его с предметом. Аналогично проводится работа с другими словами.   

    Игра «Помоги Карандашу».

    Педагог выставляет предметную картинку: Карандаш на кухне и сообщает, что после урагана, все предметы потеряли свои места. Просит найти те, которые нужны на кухне. Дети обобщают, что это все – посуда и посудины. Здесь же педагог сообщает, что для икры тоже есть посуда, просит назвать ее (икра - икорница).

    Педагог выставляет предметную картинку: Карандаш на даче и просит помочь найти то, что растет в огороде, назвать этот предмет другим словом (овощи). Спрашивает, как по-другому можно назвать арбуз (ягода).

    Педагог от имени Карандаша может спросить, для чего нужен тот или иной предмет. Дети полным предложением отвечают на вопросы.

    Игра «Отгадай загадку».

    Педагог от имени Карандаша загадывает 2-3 загадки о предметах.

    Рос весною, рос я летом.                         Я, наверное, непрост:

    Был зеленым, незаметным,                         Клешни есть, а также хвост.

    Твердым, мелким и невкусным                 Я на дне бы жил да жил,

    Потому-то был я грустным!                         Здесь такой хороший ил,

    Но когда кончалось лето –                         Тишина, вода и мрак...

    Стал я красного вдруг цвета,                         Всё, что нужно, я ведь ...(рак).

    Знают все, о чем тут спор.

    Я – красавец …(помидор).

    Кто ходит задом наперёд?                         Вместо пальцев – ножницы,

    Кто в чистой лишь воде живёт?                 Панцирь, вместо кожицы.

    В норе глубокой он сидит                         В мутной речке прячется

    Усами тихо  шевелит? (Рак.)                        И все время пятится. (Рак.)

    В воде мы живём,                                 У родителей и деток

    Без воды пропадём. (Рыбы.)                        Вся одежда из монеток. (Рыба.)

    Захочешь чай –                                         Мы в шкафу рядком стоим,

    Любую выбирай!                                 Чистотой своей блестим.

    Вот они – толстушки.                                 Приглашают нас на чай.

    Кто такие? (Кружки.)                                Знаешь нас? Так отвечай! (Кружки.)

    Скажите, как назвать ее:                         Жесткая, дырявая,

    Все в дырках зубы у нее,                         Колючая, корявая.

    Но свеклу, редьку, хрен, морковку                 Что ей на спину положат,

    Она перетирает ловко. (Тёрка.)                Все она тотчас изгложет. (Тёрка.)

    Далее педагог сообщает, что дети тоже могут придумывать загадки.

    На доске картинки с изображением посуды и посудин, мнемокартинки для составления описательных рассказов о посуде. Дети по плану составляют описательные загадки.

    План рассказа: цвет, форма, размер, части предмета, как его используют люди.

    На доске картинки с изображением арбуза и помидора, мнемокартинки для составления описательных рассказов об овощах и ягодах. Дети по плану составляют описательные загадки.

    План рассказа: цвет, форма, размер, вкус, части предмета, где растет, как его используют люди.

    На доске картинки с изображением рыбы и рака, мнемокартинки для составления описательных рассказов о жителях водоемов. Дети по плану составляют описательные загадки.

    План рассказа: цвет, размер, части предмета, среда обитания, что ест, что делает (как передвигается).

    Желаем удачи!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    C:\Users\user\Pictures\76211341_NF845D35DA1CD.jpg



    Предварительный просмотр:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Звуковые схемы.

    Слоговые схемы.

    Карточки со словами.

    Цифры.

    Карандаш на кухне.

    Карандаш на даче.

    Карандаши.

    Мнемокартинки. Тема «Посуда. Посудины».

    Мнемокартинки. Тема «Овощи. Фрукты. Ягоды».

    Мнемокартинки. Тема «Волшебница вода. Рыбы».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    икра корзина  круг мишура пружина арбуз шар тёрка кружка  открывалка краска помидор рак рыбы ведро провода



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    2 3  4 5

    6 7 8 9 10 1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

    В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

    Дидактические игры на автоматизацию звука Р

    Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы малыш научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап  так и называется — «автоматизация звука р», что реб...

    Авторская дидактическая игра для автоматизации звуков на различных этапах коррекции.

    Центральное место в коррекции звукопроизношения имеет этап автоматизации звука. Я предлагаю разнообразить этот длительный процесс. Данная игра не требует больших финансовых затрат и занимает минимум м...

    Дидактическая игра на автоматизацию звука "Р" в словах "День Рождения Чебурашки"

    Данная игра поможет быстрее автоматизировать звук "Р" в словах...

    Авторская дидактическая игра "Звездочёт". Автоматизация звуков.

    Игра "Звездочет”Цели игры:·       формировать правильное произношение звука в словах;  ·       учить соотносить звук и букву, подбирать...

    Авторская дидактическая игра " Автоматизация звука р в словах на др-тр"

    Авторская игра " Автоматизация звука р в словах на др-тр" поможет в занимательной форме отработать звук р....

    Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " р"

    Дидактический материал поможет автоматизировать звук р в речи....