Консультации для родителей
консультация по логопедии на тему

Хлюстова Надежда Сергеевна

В работе учителя - логопеда огромное значение имеет просвещение родителей, как равноправных участников коррекционно - развивающего процесса. В данном разделе логопедического просвещения представлены консультации, семинары - практикумы и мастер - классы на развитиюе речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ум ребёнка – на кончиках пальцев»

(консультация для родителей)

Подготовила и провела

учитель – логопед:

 Хлюстова Надежда Сергеевна

г.Тутаев

Консультация для родителей

«Ум ребёнка – на кончиках пальцев».

Уровень развития речи детей в 3 года.

  1. Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов.
  2. Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза.
  3. В словарном запасе появляются слова - обобщения, начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но их цвет, форму, качество, пример: красный, зелёный, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.
  4. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
  5. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
  6. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
  7. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
  8. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
  9. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок. 

Когда нужно начинать беспокоиться?

  • Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов.
  • Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них.
  • Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.
  • Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы.
  • Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.

Выражение «Ум ребёнка – на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. В этих словах содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

Исследования учёных показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с раннего возраста.

Роль пальчиковых игр в развитии речи.

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3 Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У ребенка развивается воображение и фантазия.

7. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Для развития мелкой моторики рук детям можно предложить:

  1. Игры и упражнения с предметами:

1.«Белкины гостинцы».

Взрослый объясняет, что встретил на улице белочку, которая передала малышу шишку. Затем предлагает ребёнку положить шишку между ладонями и делать круговые движения, движения вверх – вниз. Чтобы почувствовать какая она шершавая. Это своеобразный массаж ладошек и пальцев.  

2. Массажные мячи.

Для игры понадобятся мячи – ёжики, Су Джоки. Их иголки воздействуют как массажёр. Предложите ребёнку положить мяч между ладонями и делать круговые движения, движения вверх – вниз. Затем сжимать мяч сначала двумя руками, затем одной. Колечки Су Джока надеваем поочерёдно на каждый палец правой руки, затем левой.  

3. Игры – шнуровки. Бусы.

Эти игры развивают координацию, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», способствуют развитию речи. В играх со шнуровками и бусами так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук. Шнуровки продаются готовые, а можно вырезать такие же фигурки из картона, проделать по контуру дырочки и с помощью обычного шнурка, ребёнок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь, …Собирая бусы, ребёнку предлагается сначала собрать крупные, а затем более мелкие бусы.

4. «Разноцветные прищепки».

Игры с прищепками рассчитаны на работу детских пальчиков. Развивая мелкую моторику, мы одновременно развиваем логическое мышление ребенка и его творческий потенциал. Вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг ёжика, шляпку гриба, треугольник для ёлочки и т.д.). Взрослый берёт одну прищепку тремя пальцами и показывает ребёнку, как прищепить её к картону. Далее ребёнок выполняет упражнения самостоятельно.

5. «Волшебный поднос».

На поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, домик, цветок, … Затем ребёнок сам рисует на подносе.

6. Сухой бассейн.

Небольшую глубокую миску заполняют на 8 см промытыми и просушенными фасолью и горохом, прячут мелкие игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

7. «Золушка».

В миске смешивают белую и цветную фасоль (позднее можно использовать более мелкие, контрастные по цвету крупы, например, рис и гречку). В две другие тарелочки ребёнок сортирует крупу.

8.«Разноцветные резинки».

Для игры необходимы фломастеры и резинки различных цветов. К фломастеру определённого цвета ребёнок подбирает резинки и надевает их на фломастер.

9. Узоры из счётных палочек.

По образцу, сделанному взрослым, ребёнок выкладывает квадраты, треугольники, ёлочки, домики, грибочки, … Нехитрые задания со счетными палочками помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомится с геометрическими фигурами.

10. Конструкторы, мозаика, развивающие игры.

Существуют различные типы и размеры конструкторов, мозаик, развивающих игр для детей любого возраста. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

11.Узелки, застёжки.

Завязывать узелки, а потом развязывать их, застегивать и расстёгивать пуговки.

12.Рисование разными способами.

Это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу и песке, на асфальте. Полезно рисовать пальцами, ладонью, палочкой, делать отпечатки поролоном, ватными палочками.

13.Игры с пластилином.

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития ребенка. Гнём и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

14.Игры с бумагой.

Чтобы пальцы ребёнка стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, предлагаем игры с бумагой. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать. Игры с бумагой – складывать, сминать, разглаживать, рвать на мелкие кусочки (чем мельче кусочки, тем выше развита мелкая моторика малыша).

  1. Упражнения без речевого сопровождения:

1. «Заяц».

Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.

2.«Стол».

Левую руку сжать в кулак. Сверху опустить правую ладошку с выпрямленными пальцами.

3.«Стул».

Поставить левую ладонь вертикально вверх. Правую сжать в кулак и поставить к нижней части левой.

4. «Лиса».

Соединить средний и безымянный пальцы с большим. Указательный и мизинец поднять вверх.

  1. Упражнения с речевым сопровождением:
  1. «Дом и ворота».

На поляне дом стоит,

(изобразить крышу дома правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.

(развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх (ворота)

Мы ворота открываем,

(развернуть ладони параллельно друг к другу)

В этот домик приглашаем.

(изобразить крышу дома)

  1. «Засолка капусты».

     Мы капусту рубим, рубим,

     (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

     Мы морковку трём, трём,

     (трём кулаком о кулак)

     Мы капуску солим, солим,

     (движения пальцев, имитирующие посыпание солью)

     Мы капуску жмём, жмём.

     (интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулак

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений у детей.

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком!

Рекомендации для родителей

«Как научить ребёнка говорить?»

Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?» Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

3. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

5. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухомоторная координация.  Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

9. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

10. Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

Рекомендации для родителей,

 чьи дети долго не могут заговорить:

1.Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

2.Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.

3.Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. «изображайте стихи» (пример: мишка косолапый по лесу идет, ребенок показывает мишку).

4.Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

5.Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

6.Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой- маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

7.Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».

8.Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки, «Делай как я», «Как киса говорит?» Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.

9.Как можно чаще рассматривайте сюжетные картинки, при этом взрослый задает постепенно усложняющиеся вопросы (делая паузы, поощряя ребенка к любому ответу) и сам на них отвечает (покажи где мячик, вот мячик, у кого мячик? У куклы, ляли).

10.Развивайте у малыша ротовое внимание, приучая его смотреть на лицо говорящего.



Предварительный просмотр:

“Речевое развитие детей

5 – 6 лет”

 

        

Подготовили и провели

 учитель – логопед:

Хлюстова Н.С.

г. Тутаев

Консультация для родителей

“Речевое развитие детей 5 – 6 лет”

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь в возрасте 5-6 лет детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к шести годам словарь детей достигает 3000-4000 слов.

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. К шести годам ребёнок должен уметь:

1. Называть обобщающие понятия.

Самолет, автобус, трамвай, лодка – это все вместе что? Указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный (катер, паром...), наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).

Стрекоза, бабочка, комар, гусеница - это все вместе кто?

2. Правильно называть части целого предмета (у стула есть – ножки, спинка, сиденье; у чайника есть – носик, ручка, крышка, донышко. Так же с другими словами: кукла, грузовик, птица, дом, дерево и т.д.).

3. Называть животных и их детёнышей, профессии, дни недели, время года, части суток, домашний адрес, место работы родителей.

4. Использовать в речи слова – признаки (лимон какой? - жёлтый, кислый, большой, спелый, вымытый, овальный, … Лиса какая? - хитрая, рыжая, большая, пушистая, … Платье какое? - шёлковое, красное, короткое, детское, пышное, красивое, новое, …).

5. Использовать в речи антонимы (большой - маленький, белый - чёрный, весёлый - грустный, горячий - холодный, широкий - узкий, …). 

6. Использовать в речи слова – действия («Кто что делает? Пример: Повар что делает? - варит, готовит, … Врач что делает? - лечит, слушает, … «Кто как голос подаёт?» Пример: кошка - мяукает, корова - мычит, свинья - хрюкает, лягушка – квакает, …).

Сформированность грамматического строя речи детей характеризуется:

1. Умением образовывать множественное число существительных (кукла – куклы, лимон – лимоны, окно – окна, книга – книги, …). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (кукол, книг, ботинок, окон и т. д.).

2. Умением согласовывать существительные с числительными (одно ухо, три уха, пять ушей; один стул, три стула, пять стульев, …).

3. Умением образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением (стул – стулик, дом – домик, …).

4.Умением образовывать относительные прилагательные (стакан из стекла - стеклянный, сумка из кожи – кожаная, шуба из меха – меховая, …).

5.Умением образовывать притяжательные прилагательные (лисий, волчий хвост; лисья, волчья голова, …).

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).

Фонематический слух это способность правильно слышать, узнавать и различать звуки в словах на слух и в произношении, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Сформированность фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста характеризуется:

 1.Умением придумать слова с заданным звуком.

Взрослый предлагает ребёнку придумать слова со звуком [з], например, заяц, коза, забор, зуб, заколка, ...

То же с любыми другими звуками.

 2.Умением отбирать предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.

Взрослый предлагает ребёнку отобрать картинки, в названии которых есть звук [ц]: солнце, ботинок, цепочка, самолёт, шар, заяц, цепь, цветы.

3. Умением определять первый звук в словах: ослик, утка, аист, игла, город, волк и т.д.

4. Умением определять последний звук в словах: сок, нос, кот, луна, шары и т.д.

5. Умением определять положение звука в слове (начало, середина, конец). Взрослый предлагает ребёнку определить, где находится звук [с] в словах: сова, ананас, весы, самолёт, самокат, часы, глобус, поднос, ласточка (в начале, середине или в конце слова).

6. Умением определять количества слогов в слове.

Взрослый произносит слово, а ребенок должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок говорит, сколько слогов он насчитал.

7. Умением определять количества звуков в слове.

Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.

Связная речь. На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. Cоставляют простые и распространённые предложения по предметным картинкам, серии предметных картин, рассказы по сюжетным картинкам. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

В заключении хотелось бы сказать - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!



Предварительный просмотр:

«Речевая готовность

ребёнка к школе»

(консультация для родителей будущих первоклассников)

Учитель – логопед:

 Хлюстова Надежда Сергеевна

г.Тутаев

Консультация для родителей

Речевая готовность ребёнка к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к школьному обучению во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Основные критерии  речевой готовности к школьному обучению:  

1.Полностью сформировано звукопроизношение.

Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

2.Сформирован фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

Звуковой анализ – основа для обучения ребёнка чтению и письму. Развитие предпосылок звукового анализа нужно начинать с раннего возраста. Непосредственная же работа по формированию данных процессов начинается в дошкольном возрасте.

        Звуковой анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный звуковой анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он выполняется у детей дошкольного возраста спонтанно.

        1.Выделение звука на фоне слова.

        Задания:

        1.Отобрать предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.

        2.По сюжетной картине назвать слова с определённым звуком.

        3.Придумай слова с заданным звуком.

        4.Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду, игрушки, в названии которых есть заданный звук.

        5.Добавь слог с определённым звуком, чтобы получилось слово (го…ра, ко…ра).

        Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова).

        2.Выделение первого гласного звука в слове.

        Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков.

        Задания:

        1.Определить первый звук в словах: ослик, утка, аист, игла и т.д.

        2.Подобрать слова, которые начинаются на гласные звуки: а, и, о, у.

        3.Отобрать картинки, которые начинаются на ударные гласные звуки: а, и, о, у.

        3.Выделение первого согласного звука в слове.

        Основная сложность – это расчленение слога, особенного прямого на составляющие его звуки. Причина этого – нерасчленённое восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слога и узнавать звук, находящийся в начале слова. Например, дети сначала определяют, что в слове «мыло» есть звук [м], который находится в начале слова и является первым звуком этого слова.

        Задания:

        1.Подобрать названия животных, овощей, фруктов, растений, посуды, игрушек, которые начинаются с заданного звука.

        2.Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

        3.Назвать слова по сюжетной картине, названия которых начинаются с заданного звука.

        4.Изменить первый звук слова (гость – кость, моль – соль, …).

        4.Выделение последнего согласного звука в слове.

        Проводить в начале на обратных слогах, таких как, ум, ух, ус. Затем вычленяется последний согласный непосредственно в словах типа (дом) на слух, при самостоятельном произношении. Действие закреплено, если ребёнок, не называя слова, сумеет определить конечную согласную. При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

        5.Определение положения звука в слове (начало, середина, конец).

        Уточнять, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине.

        Задания:

        1.Разложить в три ряда картинки, где звук слышится в начале, середине, конце слова.

        2.Подобрать слова, где звук находится в одной из трёх позиций.

        3.Работа со звуковыми линейками.

        Самая сложная форма звукового анализа – это определение последовательности звуков в слове, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

        6.Развитие сложных форм звукового анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).

        1этап – формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

        Детям предлагается картинка – слово, название которого можно проанализировать и составить с помощью фишек графическую схему. Первоначально для анализа даются однозначные слова типа «мак», «кот», «дом», «лук». По мере выделения звуков в слове, дети составляют схему – модель звукового строения слова. Овладение звуковым анализом основывается на ранее сформированных навыках выделения первого и последнего звука, определение положения звука в слове (начало, середина, конец).

        2этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане.

        Дети называют слово, определяют 1, 2, 3 звуки, уточняют количество звуков.

        3этап – формирование действия звукового анализа в умственном плане.

        На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки в названии которых 5 звуков, при этом они не называются.

        Задания на закрепление звукового анализа:

        1.Подобрать слова с определённым количеством звуков.

        2.Выбрать предметные картинки с определённым количеством звуков.

        3.Преобразовать слова:

        а) добавляя звук в начале слова (рот – крот);

        б) добавляя звук в конце слова (бок – бокс);

        в) изменяя один звук слова (цепочка слов) – сок – сом – сук – суп.

        4.От одного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – ток - …

        5.Назвать слова, в которых буквы расположены в обратном порядке: нос – сом, кот – ток.

        6.Какой звук выпал из слова: крот – рот, лампа – лапа, рамка – рама.

        7.Назвать общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окно – дом.

        8.Составь слово из первых звуков названий картинок.

        

        На начальных этапах работы звукового анализа делается опора на проговаривание слова. В процессе которого уточняется характеристика звука, последовательность звука в слове. Конечной же целью работы является сформированность действия звукового анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание.

        Обучая детей, очень важно с самого начала научить их правильно называть буквы. Все согласные буквы мы называем так же, как произносим сам звук! Нельзя говорить: буквы «пэ», «тэ», «рэ», так как это уже не одна буква, а целый слог из двух букв. Если ребёнок запомнит такие названия букв, он не сможет правильно сливать слоги. Нельзя говорить: «эр», «эль», «ка», «эс». Это правильные алфавитные названия букв, их вводят в школе. Но сейчас преждевременно знакомить ребёнка – дошкольника не следует, так как это затруднит развитие звукового анализа и процесс обучения грамоте. Таким образом как произносится звук – так же называется и буква!

        Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

3.Владение большим словарным запасом:

- умение называть обобщающие понятия;

- умение правильно называть части целого предмета;

- умение называть животных и их детёнышей, профессии, дни недели, время года, части суток, домашний адрес, место работы родителей;

- использовать в речи антонимы (горячий - холодный, далеко – близко), синонимы, слова – действия, слова – признаки.

              4.Сформированность грамматического строя речи:

- умение правильно согласовывать слова в предложении;

- умение согласовывать существительные с числительными (одно ухо, три уха, пять ушей; один стул, три стула, пять стульев);

- умение изменять слова по лицам и числам;

- умение образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением (стул – стулик, дом – домик);

- умение образовывать относительные прилагательные (стакан из стекла - стеклянный, сумка из кожи – кожаная, шуба из меха – меховая);

- умение образовывать притяжательные прилагательные (лисий, волчий хвост; лисья, волчья голова);

- умение правильно употреблять предлоги.

              5.Владение связной диалогической и монологической речью:

- умение составлять простые и распространённые предложения по предметной картинке, серии предметных картин;

- умение составлять рассказы по сюжетной картине;

- умение составлять рассказы по графическим рисункам, опорным схемам;

- умение пересказывать короткий рассказ, сказку, мультфильм, событие из жизни.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по развитию ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.



Предварительный просмотр:

«Специфика работы

 учителя-логопеда в ДОУ»

        

Подготовили и провели

 учителя – логопеды:

Хлюстова Н.С.,

Атоян С.Е.,

 Гонялова А.А.

г. Тутаев

«Специфика работы учителя-логопеда в ДОУ».

В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический пункт, куда зачисляются дети пятилетнего возраста с различными речевыми нарушениями, т. е. дети старшей и подготовительной групп. Так как процесс овладения звуками родного языка заканчивается к пяти годам.

На логопункте с детьми проводится специализированная коррекционная работа по следующим направлениям:

1.Развитие артикуляционного аппарата посредствам артикуляционной гимнастики.

2. Формирование правильного звукопроизношения (постановка и поэтапная автоматизация и дифференциация звуков).

3. Развитие дыхания (дифференциация ротового и носового дыхания).

4.Развитие фонематических процессов, т.е. умение различать на слух звуки, схожие по звучанию и артикуляции.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Совершенствование лексико – грамматического строя речи.

7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

8. Развитие психических процессов.

Вся перечисленная работа проводится в форме занятий – индивидуальных и подгрупповых 2 раза в неделю с каждым ребёнком.

С детьми среднего возраста проведена диагностика состояния речевого развития. Для родителей детей данного возраста в нашем дошкольном учреждении работает консультативный родительский клуб «Речецветик», где родители получают информацию для развития речи детей данного возраста.

С детьми младшего возраста во второй половине учебного года будет проведено логопедическое обследование состояния речевого развития.

В коррекции и профилактике речевых нарушений необходимо принимать участие родителям, выполняя несложные упражнения с детьми где угодно: на прогулке, дома, по дороге в детский сад.

Развивая мелкую моторику пальцев рук мы оказываем положительное влияние на развитие активной речи ребёнка. Самыми простыми и доступными являются следующие упражнения и игры с предметами.

Для развития мелкой моторики рук детям можно предложить:

  1. Игры и упражнения с предметами:

  1. «Белкины гостинцы».

Взрослый предлагает ребёнку положить шишку между ладонями и делать круговые движения, движения вверх – вниз. Чтобы почувствовать какая она шершавая. Это своеобразный массаж ладошек и пальцев.  

2. Массажные мячи.

Для игры понадобятся мячи – ёжики, Су Джоки. Их иголки воздействуют как массажёр. Предложите ребёнку положить мяч между ладонями и делать круговые движения, движения вверх – вниз. Затем сжимать мяч сначала двумя руками, затем одной. Колечки Су Джока надеваем поочерёдно на каждый палец правой руки, затем левой.  

3. Игры – шнуровки. Бусы.

Эти игры развивают координацию, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», способствуют развитию речи. В играх со шнуровками и бусами так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук. Шнуровки продаются готовые, а можно вырезать такие же фигурки из картона, проделать по контуру дырочки и с помощью обычного шнурка, ребёнок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь, …Собирая бусы, ребёнку предлагается сначала собрать крупные, а затем более мелкие бусы.

4. «Разноцветные прищепки».

Развивая мелкую моторику, мы одновременно развиваем логическое мышление ребенка и его творческий потенциал. Вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг ёжика, шляпку гриба, треугольник для ёлочки и т.д.). Взрослый берёт одну прищепку тремя пальцами и показывает ребёнку, как прищепить её к картону. Далее ребёнок выполняет упражнения самостоятельно.

5. «Волшебный поднос».

На поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, домик, цветок, … Затем ребёнок сам рисует на подносе.

6. Сухой бассейн.

Небольшую глубокую миску заполняют на 8 см промытыми и просушенными фасолью и горохом, прячут мелкие игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

7. «Золушка».

В миске смешивают белую и цветную фасоль (позднее можно использовать более мелкие, контрастные по цвету крупы, например, рис и гречку). В две другие тарелочки ребёнок сортирует крупу.

8. «Разноцветные резинки».

Для игры необходимы фломастеры и резинки различных цветов. К фломастеру определённого цвета ребёнок подбирает резинки и нанизывает их на фломастер.

9. Узоры из счётных палочек.

По образцу, сделанному взрослым, ребёнок выкладывает квадраты, треугольники, ёлочки, домики, грибочки, … Нехитрые задания со счетными палочками помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомится с геометрическими фигурами.

10.Узелки, застёжки.

Завязывать узелки, а потом развязывать их, застёгивать и расстёгивать пуговки.

11. Рисование разными способами.

Это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу и песке, на асфальте. Полезно рисовать пальцами, ладонью, палочкой, делать отпечатки поролоном, ватными палочками.

12. Игры с пластилином.

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития ребенка. Гнём и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

13. Игры с бумагой.

Чтобы пальцы ребёнка стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, предлагаем игры с бумагой. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать. Игры с бумагой – складывать, сминать, разглаживать, рвать на мелкие кусочки (чем мельче кусочки, тем выше развита мелкая моторика малыша).

  1. Упражнения без речевого сопровождения:

1. «Заяц».

Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.

2.«Стол».

Левую руку сжать в кулак. Сверху опустить правую ладошку с выпрямленными пальцами.

3.«Стул».

Поставить левую ладонь вертикально вверх. Правую сжать в кулак и поставить к нижней части левой.

4. «Лиса».

Соединить средний и безымянный пальцы с большим. Указательный и мизинец поднять вверх.

  1. Упражнения с речевым сопровождением:
  1. «Дом и ворота».

На поляне дом стоит,

(изобразить крышу дома правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.

(развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх (ворота)

Мы ворота открываем,

(развернуть ладони параллельно друг к другу)

В этот домик приглашаем.

(изобразить крышу дома)

  1. «Засолка капусты».

     Мы капусту рубим, рубим,

     (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

     Мы морковку трём, трём,

     (трём кулаком о кулак)

     Мы капуску солим, солим,

     (движения пальцев, имитирующие посыпание солью)

     Мы капуску жмём, жмём.

     (интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулак

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений у детей.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, принимающих участие в речи.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой  некоторые дети сами смогут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
  • Артикуляционная гимнастика полезна так же детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят "каша во рту".
  • Надо помнить, что чёткое произношение является основой при обучении письму на начальном этапе.

1. «Бегемотики».
Голова держится прямо, открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета “пять”, потом закрыть рот.

2. «Улыбочка».
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета “пять”, затем вернуть губы в исходное положение.

3. «Слоник».
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

4. «Чашечка».
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти.

5. «Вкусное варенье».
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем).

6. «Качели».
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

         Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

При выполнении дыхательных упражнений следует помнить:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Упражнения для развития дыхания:

  1. «Снежинка».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки. Губы округлены. Щеки не надувать!

  1. «Задуй огонёк».

Ребенку предлагается подуть на пламя свечи.

  1. «Буря в стакане».

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

  1. «Футболисты».

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»).

Также – «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик».

В развитии речи детей большая роль отводится играм со словами, в ходе которых приобретаются навыки словоизменения и словообразования, обогащается словарный запас, улучшается звукопроизношение, развивается фонематический слух и связная речь.

Совместные игры с родителями доставляют ребёнку огромное удовольствие и для этого совсем не обязательно отводить определенное время. У многих родителей сформировалось ошибочное представление о том, что развитие речи – это только занятия с детьми. И почему-то сейчас считается, что обычное бытовое общение с малышом в ходе прогулки, уборки дома, приготовления ужина, поездки в транспорте или похода в магазин – это не развитие речи. Это мнение ошибочно. Ведь можно играть с ребенком «между делом» или «на ходу».

Словесных игр огромное множество и сейчас мы с вами поиграем в некоторые их них.

1. «Слова вокруг».

Какие слова можно вынуть из борща? Из компота? Из кухонного шкафа? Назови все деревянное, желтое вокруг?

2. «Из чего какой?»

Из яблок приготовим какой сок? – яблочный. Из абрикосов? Из моркови? А затем наоборот: апельсиновый сок из чего делают? А вишневый?

Кисель из черники какой? – Черничный.

Суп из мяса какой? – Мясной.

Варенье из груш какое? – Грушевое.

Мороженое из клубники какое? – Клубничное.

Икра из кабачков какая? – Кабачковая.

Скамейка из дерева какая? – Деревянная.

Шапка из меха какая? – Меховая.

Игрушка из пластмассы какая? - Пластмассовая.

3. «Назови одним словом».

Самолет, автобус, трамвай, лодка – это все вместе что?

Стрекоза, бабочка, комар, гусеница - это все вместе кто?

4. «Скажи наоборот».

Далеко-…, выше-…, белый-…, большой-…, чистый-…, холодно-…, широкий-…, кривой-…, сухой-…, светлый-…, строить-…, слабый-…, открывать-…, здоровый-…, длинный-.., кричать-…, молодой-…, счастье-горе, победа-поражение, старт-финиш, труд-отдых.

5. «Отгадки-загадки».

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, бурый, косолапый….

трусливый, серый, быстрый, пушистый….

Круглый, оранжевый, сладкий…

Серый, маленький, колючий…

Можно предложить ребенку самому придумать подобную загадку про обувь, овощи, мебель, используя для описания цвет, величину, форму, материал, из которого изготовлен предмет, для чего он предназначен и т.п.

6. «Один-много».

Стул-стулья (или один стул-много стульев).

Окно-окна (или одно окно-много окон).

Ухо-уши (одно ухо-много ушей).

Ведро-ведра (одно ведро-много ведер).

7. «Новые слова».

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая.

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий.

У девочки голубые глаза – голубоглазая.

У мамы светлые волосы – светловолосая.

У папы черные брови – чернобровый.

8. «Кто больше?»

- придумает слов на звук Р

- придумает слов на слог МА – мама, Маша, машина, майка, математика, маяк

- придумает названий деревьев, диких животных, цветов

9. «Съедобное-несъедобное».

Называете букву, а ребенок придумывает на эту букву съедобное и несъедобное. Например:

Б – банан – билет

К — клюква- ковёр

Ш – шоколад-шампунь

Г – груша-гуашь

И – изюм-иголка

10. «Рифмоплет».

Придумывайте рифмы к словам.

Например,

огурец-молодец, Саша-каша, ночка-дочка, топор-забор, мишка-шишка, крыса-крыша, рак-лак, руки-брюки, бочка-почка, рожки-ложки, трава-дрова.

11. «Цепочка».

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего. Образуется цепочка слов: дом-магазин-нога-альбом-морковь-веник-краски-иголка и т.д.

12. «Отвечай – не спеши».

Взрослый задает ребенку вопросы:

- «Придумай слово, которое начинается на последний звук слова «камыш» (шкаф, шуба, шорты).

- Вспомни названия животных, в которых был бы последний звук слова «мак» (корова, крот, кошка, кабан, кролик).

- Подбери такое слово, чтобы первый звук был [М], а последний звук – [А] (Маша, машина, муха).

- Какое слово получится, если к слогу [СО] прибавить звук [К]? (кот).

- Назови цветы, в названиях которых есть звук [Р]: ромашка, роза, нарцисс, георгин, и т.д.

Особое внимание необходимо обратить на культуру родного языка. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно. Очень важно взрослым самим следить за своим произношением, говорить не торопясь, четко произнося все звуки и слова. Не следует произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля», «сатри» вместо «смотри»). Не упускайте малейшего повода что-то обсудить со своим ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно.

В заключении хотелось бы сказать - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!



Предварительный просмотр:

                                 Консультация для родителей

Домашние упражнения по подготовке

руки к письму

Существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Некоторые приёмы подготовки руки к письму.

Учить ребёнка правильно сидеть при письме, правильно держать руку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнётся непосредственное письмо - новая и трудная для ребёнка деятельность, делать это гораздо труднее. У детей, поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка – у леворуких детей. Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

1.Показать правую руку, затем левую.

2.Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.

3.После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению двух частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

4.Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

        Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве.

Для формирования ориентировки в окружающем пространстве можно рекомендовать следующие упражнения:

1.Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку: «Покажи, какой предмет находится с права от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребёнку трудно выполнять это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.

2.Определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами или изображениями.

3.Ребёнку предлагается взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребёнку задаётся вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

4.Ребёнку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева  от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.

5.Беруться три предмета. Ребёнку предлагается положить книгу перед собой, слева от неё положить карандаш, справа – ручку и т.д.

D:\Мои документы\Изображения\Дет сад\0_1c22a_74146f83_XL.jpegТрудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили бы руку ребёнка к письму.

Для подготовки руки ребёнка к письму можно рекомендовать следующие упражнения:

1.Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки – раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребёнок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

2.Можно предложить ребёнку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узора, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребёнка к написанию прописных букв.

D:\Мои документы\Изображения\Дет сад\60945_.jpg3.Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

4.Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

5.Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти её модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20 – е годы.

        

D:\Мои документы\Изображения\Дет сад\1552.jpg

Готовя ребёнка к школе, можно проводить ещё и такие задания:

        Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним.

1.Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

2.Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

3.Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

4.Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

D:\Мои документы\Изображения\Дет сад\solnyshko-pravilnoe.jpg5.Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

 Подготовила учитель-логопед: Хлюстова Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...