Дидактические игры
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Бырдина Ольга Сергеевна

 

       В современной методической ли­тературе по логопедии можно найти огромное количество ди­дактических игр, которые рекомендует­ся использовать в целях коррекции де­фектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо бы­стрее, чем при использовании только ди­дактических приемов воспитания и обу­чения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

       В современной методической литературе по логопедии можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, как хорошо знают логопеды, наши дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Но даже и с применением дидактической игры логопеду не всегда удается добиться активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. Причина в том, что большинство воспитанников логопедических групп соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость.

      На своих занятиях я всегда сочленяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы (здесь детям-логопатам присуще некоторой отставание) и самостоятельности, что является наиболее узким местом в области дошкольного воспитания. Разработанные мною игры с точки зрения логопедических целей делятся  на две группы:

1)подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте;

2) игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.

    Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет четко определенные учебные и коррекционные задачи, причем решение логопедических задач тесно связано с коррекцией двигательной сферы. За основу взяты подвижные игры, составленные Н. В. Вавиловой, Л. В. Кармановой, А. И. Фоминой, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой; подвижные игры разных народов, собранные А. В. Кенеман, а также дидактические игры, переработанные в подвижные, из сборников 3. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, А В. Артемовой, Г. С. Швайко, Г. А. Тумаковой, А. И. Максакова, А. Л. Бондарен ко, В. И. Селиверстова.

Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмичными движениями («Ловишка из круга», «Салки в кругу», «Космонавты», «Быстро возьми, быстро сложи», «Ищи свою игрушку», «Живая стрелка»).

Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп: их речь под воздействием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Например, в игре «Кто быстрее построит пирамиду?» участники только в том случае построят пирамиду правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу; в игре «Умей слушать», чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже дома должен жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.

     В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесет предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные — те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков, — самостоятельно переносят их в определенное место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.

   Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию. Например, детям предлагается одно и то же задание: делить слова на слоги (в играх «Один, два и три», «Найди свой домик», «Сундучок», «Космонавты», «Стук да стук, найди слово, милый друг»). Дети не слепо выполняют команды педагога, не бездумно подчиняются, а сотрудничают с педагогом, который не только руководит игрой, но сам участвует в ней («птица» в игре «Найди свой домик», «хозяйка» в игре «Птицы», «сторож» в игре «Сторож» и др.), при необходимости дает образец поведения, следит за выполнением правил. У детей здесь есть возможность выбора (куда хочешь спрячь, какую хочешь игрушку возьми, стань  каким хочешь насекомым, цветком; кто хочет быть «стрелкой», «ловишкой», «сторожем»?; выбери любой конверт с заданием; выбери, с кем будешь выполнять задание, и т. д.).

В подвижных играх совершенствуются способы быстрой и правильной ориентировки в пространстве (двигаются по кругу, бегают врассыпную, строятся и перестраиваются в шеренгу, колонну, парами, тройками, бегают «змейкой» и т. п.). Например, в игре «Прятки» дети должны сориентироваться, чтобы найти то место, куда можно спрятать игрушку, и сделать это нужно очень быстро. Некоторые игры проводятся с пением, отдельные игры драматизируются («Пилоты», «Стук да стук, найди слово, милый друг», «Цветик-семицветик», «Найди такое дерево»), В этих играх от детей требуется соизмерение темпа движения с пением. Дети выполняют те или иные движения в соответствии с текстом песни.

В коррекционных целях используются подвижные игры со звукоподражаниями («Найди свой домик», «Пилоты», «Цветик-семицветик», «Гонки на автомобилях»),

В подвижных играх дети имитируют различные движения: изображают самолеты, машины, лошадок, цветы, деревья, спортсменов и т. д. Логопеду нужно внимательно следить за выполнением заданий детьми, а особенно за их речью, стараться не пропускать не только ошибки, но даже мельчайшие неточности, пытаться приучать к этому и детей.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринужденно. При выборе игры нужно учитывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях.

Проводя подвижную игру, необходимо помнить о ее основном назначении — развитии движений. Детям надо предоставлять максимальную возможность удовлетворять свою потребность в движении.

Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы логопеда.

I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И СЛОГОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА

«Мяч в воздухе»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, координацию, ловкость, точность движений.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается — выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не скажет 2—3 слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие — проигравшими.

«Мяч в кругу»

Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком с, а другой со звуком ш, следующий — со звуком с и т. д. Затем задание можно изменить: подбирать слова попеременно со звуками з — ж, ш — ж, р — л, с — з, с — ц и т. д. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие — проигравшими.

«Умей слушать»

Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание, координацию движений, физиологическое дыхание, воспитывать быструю реакцию на сигнал.

Оборудование: макет 4-этажного домика, предметные картинки с изображением животных.

Описание игры. Дети идут друг за другом в колонне по одному и по сигналу выполняют тихо названное логопедом движение (повернуться, остановиться, присесть, попрыгать, поднять руки вверх и сделать вдох, опустить руки вниз — выдох, наклониться и т. д.). Логопед хвалит детей за то, что они умеют быть внимательными, хорошо слушать и правильно выполнять задание. Говорит, что такие внимательные дети сумеют разрешить спор животных: кто на каком этаже дома должен жить (выставляется макет дома).

Построим новый,

Светлый дом.

Каких жильцов

Поселим в нем?

 

    Дети берут картинки и выполняют задание: на первом этаже помещают картинки с изображением зверей и птиц, в названиях которых есть звук с (собака, свинья, суслик, сорока), на втором — звук ш (мишка, кошка, лошадь, шакал, мышка), на третьем — з (заяц, зубр, коза, зебра, обезьяна), на четвертом — ж (жаб.~ ежик, журавль, жираф, медвежонок). Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, дает оценку.

«Ловишка из круга»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков р-р', л-л'; учить понимать в тексте и использовать в речи глаголы; развитие произвольной памяти, фонематического слуха; воспитание выдержки, честности, быстроты, увертливости

Оборудование: у детей фанты.

Описание игры. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка, назначенный логопедом, находится в центре круга. Играющие двигаются по кругу и говорят:

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три — лови!»

На последнем слове все разбегаются, а ловишка догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 3—4 детей. Ловишка забирает у пойманных
фанты. Чтобы продолжить игру, пойманные дети должны получить назад свои фанты, выполнив задание логопедa. Ловишка спрашивает у логопеда: «Что должен сделать этот фант?» Логопед дает каждому фанту задание. Дети его запоминают, а затем выполняют. Игра возобновляется. Примеры заданий:

Назови пары звонких и глухих звуков.

Назови пары твердых и мягких согласных звуков.

Назови гласные звуки.

Вспомни слово из трех звуков.

Вспомни слово из четырех звуков.

Вспомни слово со звуком ш в начале, середине, в конце.

Сколько звуков в слове и какие эти звуки? (мак, кит, зубы и т. д.).

«Найди себе пару»

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух; воспитывать ориентировку в пространстве, быстроту, сообразительность.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним звуком, например: коза—коса, миска—мишка, удочка—уточка и т. д.; стулья с цифрами.

Описание игры. Логопед объясняет, что нужно взять картинки и подобрать к ним другие картинки, названия которых звучат сходно с названиями предметов на их картинках. Картинки разбросаны по полу в разных местах группы. Дети ищут парную картинку и стараются быстро сесть на стул с меньшим номером. Логопед анализирует выполнение задания и определяет места победителей.

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА

«Один, два, три»

Цель: определение количества слогов в словах, воспитание произвольного внимания, упражнение в построении и перестроении.

Оборудование: доска или подставка, крупные предметные картинки.

Описание игры. Дети ходят врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание!» — дети смотрят на выставленную на доске картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками в зависимости от количества слогов в названии предмета на картинке.

«Найди свой домик»

Цель: определение количества слогов в словах, обогащение словарного запаса детей (усвоение названий насекомых), закрепление обобщающего понятия «насекомые», упражнение в беге врассыпную, воспитание быстрой реакции на сигнал, развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование: три домика, шапочки насекомых (жук, шмель, моль, муха, пчела, оса, комар, бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, саранча, божья коровка и др.), шапочка птицы.

Описание игры. В разных местах группы расставлены «домики» насекомых. Логопед говорит, что в первом домике живут насекомые, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех. Затем предлагает детям стать насекомыми, выбрать любые шапочки. В одном из углов группы очерчивается кружком домик для «птицы». По сигналу «насекомые» разбегаются по группе, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет насекомых. Через некоторое время логопед говорит: «Птица!» — и «насекомые» прячутся в свои домики. Логопед проверяет, правильно ли занят домик, дети помогают, затем дети меняются шапочками, игра возобновляется.

«Найди сундучок»

Цель: определение количества слогов в словах, развитие ориентировки в пространстве, внимания.

Оборудование: сундучок, предметные картинки, цифры 1,2,3.

Описание игры. Логопед говорит, что хочет посмотреть, готовы ли дети к школе, умеют ли делить слова на слоги. Сообщает, что приготовила для них красивый сундучок с картинками и спрятала его. Предлагает найти. Говорит: «Если вы будете приближаться к нему, я буду говорить «тепло», «теплее». Если совсем близко подойдете, скажу «горячо», если далеко от него — «холодно». Когда будете искать, прислушайтесь к тому, что я говорю».

Дети ищут и находят сундучок. Открывают его, берут конверты, достают картинки, определяют количество слогов в словах и несут картинки к цифрам 1,2,3. Затем логопед выполненное задание проверяет вместе с детьми, хвалит их.

«Стук да стук, найди слово, милый друг»

Цель: закреплять полученные детьми навыки деления слов на слоги; учить их замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в разное звучание слогов в слове; учить определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове; закреплять знание детьми названий цветов; упражнять в беге врассыпную, в ориентировке в пространстве; развивать зрительное внимание, речевое дыхание.

Оборудование: шапочки цветов, обручи, молоточек.

Описание игры. Логопед говорит детям, что они — «цветы маки», и предлагает им поиграть.

Одну девочку назначает «Майкой». Дети распределяются по всей группе. Речь с движениями:

Вот какие маки (2 раза),

Красные, большие в поле расцвели.

Пролетает ветер (2 раза),

Тоненькие стебли гнет он до земли.

Выпрямились ловко, подняли головки,

Солнцу золотому шлют они привет.

Маленькая Майка вышла на лужайку,

К празднику все маки собрала в букет.

О. Высоцкая

Майка собирает большой «букет из маков».

Логопед: «Маки — полевые цветы. Хотите вырастить садовые?».

Дети берут шапочки. Логопед объясняет задание. Игра называется «Стук да стук, найди слово, милый друг».

Вариант 1. «Если я стукну молоточком по столу 2 раза, то те, у кого на шапочке нарисован цветок, название которого состоит из двух слогов, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и встать во второй обруч (роза, тюльпан...). Обруч — это „клумба".

Если я простучу 3 раза, то в названии цветка должно быть 3 слога, 1 раз — один, 4 раза — 4 слога (георгин, мак, гладиолус)».

Вариант 2. «Если я стукну молоточком один раз, это значит, что в первый обруч должны встать дети-цветы, в названии которых ударение звучит в первой части; если два раза — во второй части (встать во второй обруч). Будьте внимательны...»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА СЛОВ, АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

«Быстро возьми, быстро сложи»

Цель: закреплять знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; учить прыжкам на одной ноге, быстрому бегу в прямом направлении, развивать ловкость.

Оборудование: 4 набора кубиков с буквами, 4 предметные картинки (по две для каждой команды), подставки для них.

Описание игры. Дети разбиваются на две команды. Команды строятся у подставок с картинками. На противоположной стороне группы — кубики. После слов ведущего:

«Мы умеем быстро бегать, любим прыгать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть!» — все дети прыгают на одной ноге до кубиков, берут по два кубика и возвращаются к месту старта бегом. Оставляют кубики и прыгают на другой ноге за оставшимися кубиками, вновь возвращаются бегом. Затем каждая команда из принесенных кубиков складывает по два слова, обозначающих предметы на картинках. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно сложит слова.

«Живая стрелка»

Цель: закреплять умение придумывать по картинкам предложения с предлогами, определять количество и последовательность слов в предложениях; упражнять в беге по кругу, в остановках по сигналу.

Оборудование: шапочка со стрелкой, сумка через плечо у водящего, в ней — сюжетные картинки.

Описание игры. Ребенок, изображающий «живую стрелку», находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противоположную сторону по кругу со словами:

«Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ребятам покажись,

Покажи нам поскорее,

Кто из нас тебе милее!»

«Стрелка» останавливается и указывает на какого-нибудь ребенка. Он должен придумать предложение по карточке, которую показывает «живая стрелка», и определить количество и последовательность слов в предложении.

2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ

НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИЕ  СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: активизировать словарь за счет существительных по темам «Рыбы», «Птицы», «Дикие и дом животные»; учить бросать мяч в руки и ловить его, прижимая к себе, развивать внимание, быструю реакцию.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Играющие  становятся в круг, в середине его стоит ведущий (логопед или ребенок). Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: земля воздух, огонь. Если водящий сказал слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой - либо рыбы; на слово «воздух» — названием птицы. При слове «огонь» все  должны несколько раз быстро повернутся кругом, помахивая руками, стараясь потушить огонь. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся игрок выбывает из игры.

Список литературы:

Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь, октябрь, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...