Упражнения речедвигательного тренинга
план-конспект занятия по логопедии на тему

Шевченко Марина Юрьевна

Упражнение - игровой массаж «Мошка»

Упражнение – игровой массаж «Весёлые ежата»

Упражнение – игровой массаж «Очень вкусно»

Упражнение – игровой массаж «Весёлые свинки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_rechedvigatelnogo_treninga.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения речедвигательного тренинга

Упражнение - игровой массаж «Мошка»

Рассказывание стихотворения, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:

Вот кулак, а вот ладошка,

(Сжимаем, разжимаем  кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)

На ладошку села мошка.

(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)

И пошла, пошла, пошла,

(Растираем фаланги пальчиков, начиная с большого пальца.)

До мизинчика дошла.

Упражнение – игровой массаж «Весёлые ежата»

На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:

Этот ёжик танцевал,

Этот ёжик в мяч играл.

Этот ёжик песни пел,

Этот ёжик супчик ел.

Самый маленький ежонок,

Спал под ёлочкой зелёной.

Упражнения речедвигательного тренинга

Упражнение – игровой массаж «Весёлые свинки»

Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:

Эта свинка танцевала,

Эта свинка рисовала.

Эта свинка умывалась,

Эта свинка наряжалась.

А эта свинка – малышка,

Маленькая, как мышка.

Упражнение – игровой массаж «Очень вкусно»

Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:

Этот пальчик съел ватрушку(очень вкусно),

Этот пальчик – с маком сушку (очень вкусно).

Этот пальчик – кренделёк (очень вкусно),

Этот пальчик – пирожок (очень вкусно),

А мизинчик скушал блинчик (очень вкусно).

Упражнения речедвигательного тренинга

Упражнение «В Африке»

Проводим пальчиковую гимнастику, на каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца. Гимнастику сочетаем с самомассажем, растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку.

Лев в тенёчке сладко спит,         (Мизинчик.)

Львица рядом с ним лежит        (Безымянный.)

Носорог идёт домой,

И качает головой.                        (Средний.)

Зебры скачут рядом с ним,        (Указательный.)

А жираф стоит один.                  (Большой.)

Упражнение – игровой массаж «Гуси и гусята»

Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого), гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:

Гуси важные идут,

И гусят с собой ведут:

Раз гусёнок – очень белый,

Два гусёнок – очень смелый.

Три гусёнок – очень важный,

А четыре – был отважный.

Пятый - был уж очень мал,

Потому от всех отстал!

Упражнения речедвигательного тренинга

Упражнение «Скороболтушка»

Педагог вместе с детьми рассказывает скороболтушку: спокойно, быстро, очень быстро. Затем дети повторяют скороболтушку по очереди самостоятельно:

Испугались лягушонка,

Ёж с ежихой ежонком.

Тихо – громко, медленно – быстро, затем по очереди самостоятельно:

Зайка с мышкою дружил,

Её в гости пригласил

И морковкой угостил.

Тихо – медленно, громко – быстро, затем по очереди самостоятельно:

Ясный месяц и мышатки

По ночам играют в прятки.

Педагог вместе с детьми  нараспев рассказывает скороболтушку.Предлагает детям по очереди пропеть скороболтушку самостоятельно:

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.

Спокойно, быстро, очень быстро, затем по очереди самостоятельно:

Вот идут на задних лапках две лисички в модных шляпках

Упражнения речедвигательного тренинга

Упражнение «Скороболтушки»

Педагог вместе с детьми рассказывает скороболтушку, затем просит повторить по очереди самостоятельно:

У Наташечки – ромашечки,

У Галочки – фиалочки.

У Людочки – незабудочки,

А у Андрюши две большие груши.

Педагог предлагает детям пропеть скороболтушку вместе, затем самостоятельно:

Гуси сели на качели,

Га-га-га они запели.

Медленно, быстро, очень быстро, затем по очереди самостоятельно:

Мягкой кисточкой покрашу,

Стульчик, стол и кошку Машу.

Педагог вместе с детьми рассказывает скороболтушку, выполняя определённые движения:

«Киска, кисонька, кисуля, -

Позвала котёнка Уля. –

(Делаем вращательные движения раскрытой ладонью к себе.)

Поиграй, дружок, со мной!»

И погладила рукой.

(Делаем плавные волнообразные движения кистью, имитирующие поглаживания.)

Упражнения речедвигательного тренинга

Упражнение «Весёлое новоселье»

Педагог читает стихотворение и предлагает детям поиграть в подвижную игру.

    По правилам игры дети по команде педагога:

«Бабочки» - изображают летающих бабочек (движения очень плавные, неторопливые).

«Таракашки» - ходят, бегают на «четвереньках» (движения спокойные).

«Мошки» - скачут, прыгают (быстро, активно).

Упражнение «Мушка Жужа»

Проводим бинарное упражнение:

Зелёная мушка. Мохнатое брюшко.

Летает.Ж-ж-ж-ж-ж.

(Дети изображают летающих мушек.)

Села на листок. Подняла хоботок.

Отдыхает.

(Садимся на коврик, голова поднята вверх, глаза закрыты, фиксируем позу 30 секунд.)

Кушать захотела. Опять полетела.

(Дети изображают летающих мушек.)

Увидела сырок. Села, поела.

(Садимся на коврик, голова опущена вниз, фиксируем позу 30 секунд.)

И опять полетела. Ж-ж-ж-ж-ж.

(Дети изображают летающих мушек.)

Упражнение – речедвигательная гимнастика «Весёлая зарядка»

Вот идёт жираф домой

(Руки свободно опущены вдоль тела, шагаем на месте.)

Вместе с дочкой Варенькой.

У жирафа рост большой,

(Становимся на носочки. Руки разводим в стороны, поднимаем вверх и округло соединяем над головой, фиксируем позу 5-10 секунд.)

А у дочки – маленький.

Упражнение «Зайчишки на зарядке»

Педагог вместе с детьми выполняет определённые движения и рассказывает стихотворение:

В белой маленькой избушке

(Руки подняты высоко над головой «домиком».)

На краю лесной опушки

(Руки на уровне груди, разводим в стороны.)

Жили зайки - попрыгушки.

Зайки делали зарядку,

(Руки высоко над головой. Делаем наклоны вправо, влево, вперёд, обратно, 2-3 раза.)

Мыли ушки, шейку, лапки.

Упражнение – речедвигательная гимнастика «Учим стихи по картинкам»  

Педагог показывает детям картинку. Рассказывает стихотворение, затем вместе с детьми обыгрывает стихотворение движениями:

Пляшут мышки – шалунишки

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, мышки, не шумите,

Кота Прошку не будите.

Глазки Прошка открывает,

Мышки дружно убегают.

Упражнение «Запоминалка»

Педагог предлагает детям выучить стихотворение, сопровождая его движениями:

Чай попили черепашки,

(Сжимаем и разжимаем кисти.)

За собой помыли чашки.

(Гладим одну ладошку другой.)

После ужина чистюли

Чистят чайник и кастрюли.

(Трём ладошки между собой.)

Упражнение – речедвигательная гимнастика «Рыбки шалунишки»

Педагог рассказывает стихотворение, выполняя с детьми определённые движения:

Рыбки плавали, шалили,

(Руки согнуты в локтях на уровне диафрагмы, пальчики прижаты друг к другу. Кисть слегка напряжена. Делаем одновременные круговые движения кистями рук.)

Дядю краба разбудили.

(Положение рук то же. Сгибаем пальчики - кисть напряжена, разгибаем пальчики - кисть расслаблена, 3-4 повтора.)

Краб на рыбок осерчал,

Рассердился, наказал.

( «Грозим» указательным пальцем.)

Он забрал у них игрушки,

Разноцветные ракушки.

(Положение рук то же. Раскрываем ладонь, пальчики разводим в стороны, сжимаем в кулак. Имитируем «хватательное» движение, 3-4 повтора.)

Упражнение «Ласковые ручки»

Дети сидят на коврике. Педагог рассказывает стихотворение, сопровождая движениями:

Для плюшевого мишки  сшили мы штанишки.

(Гладим ножки.)

Красный жилетик,

(Гладим грудь, животик.)

Голубой беретик.                                                                                                                                  (Делаем поглаживающие движения головы.)

Упражнение-речедвигательная гимнастика «Мишка и шарик»

Педагог рассказывает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения:

Мишка по лесу,

(Руки на поясе, шагаем на месте.)

В лапке шарик он несёт.

(Руки на уровне груди, через стороны поднимаем вверх и округло соединяем над головой. Сопровождаем движения рук звуком ш-ш-ш, от тихого до громкого.)

Шарик в небо улетел,

(Качаем руками над головой.)

Мишка грозно заревел.

(Произносим звук р-р-р, громко и сердито.)

Упражнение «Лягушата»

Педагог рассказывает стихотворение, обыгрывая его движениями. Дети повторяют:

Лягушата в лодке плыли

(Ладошки сложены  «лодочкой».)

И комариков ловили.

(Хлопаем в ладоши.)

Лапкой,

(Чередуем: кисть раскрыта, собрана в кулак. По очереди правую, левую руку)

Шапкой

(Гладим ладошкой по голове.)

И сачком.

(Переплетаем пальцы правой и левой руки в «замок».)                                                          

Самый ловкий - язычком!

(Показываем язычок.)

Упражнение «Помощники»

Взять листы бумаги формата А4. Ввести детей в игровую ситуацию:

«Будем мы бельё стирать, нашей маме помогать».

Листы бумаги - это платочек, давайте его постираем:

Мы бельё стираем,

(Мнём бумагу двумя руками до комочка.)

Маме помогаем.

Выжали,

(По очереди сжимаем бумажный комочек правой, левой рукой.)

Повесили.

(Раскрываем бумажный комочек, разглаживаем.)

Стирка – это весело!

Упражнение – речедвигательная гимнастика «Шла собака через мост»

Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, выполняя определённые движения:

Шла собака по тропинке,

И несла она в корзинке:

(Шагаем пальчиками по коленям.)

Раз – сосиску,

Два – редиску,

Три – лягушку,

А четвёртую – подушку.

(Показываем четыре пальца, большой прижимаем к ладони.)

Пять куда – то подевалось.

(Четыре пальца собраны в кулак, большой палец поднят вверх.)

Видно где – то затерялось.

(Руки подняты на уровне груди, ладони направлены вверх. Делаем переворот, ладони направлены вниз.)

Упражнение «Тихий час для мышат»

Мышки бегать подустали

(Руки на поясе, бег на месте.)

И тихонько пропищали.

В норку мы к себе пойдём

(Переходим на спокойный шаг.)

И немножко отдохнём.

Ляжем на пол поудобней

(Дети ложатся на ковёр.)

И представим себе так:

(Включается релаксационная музыка.)

Мышки в норке отдыхали,

Глазки дружно закрывали.

Свои лапки расслабляли,

Носиком они дышали.

(Раз-вдох, два-пауза, три-выдох….5 повторений.)

Вот и утро наступило,

Солнышко в окно светило.

Глазки мышки открывают,

Ушки лапкой растирают.

(Растираем круговыми движениями мочки ушей.)

Ножки кверху поднимаем,

А затем их опускаем.

(2 повторения.)

Не спеша мышата встали,

Маму-мышку поискали.

(Лёгкие повороты головы: вправо-влево, вверх-вниз…2 повторения.)

Дружно весело сказали:

-После отдыха такого

Снова мы играть готовы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование упражнений "Веселый тренинг"

перспективное планирование упражнений на развитие гибкости, красивой осанки, расчитанное на год...

Консультация для педагогов и родителей на тему: "Речедвигательный тренинг как метод коррекции речевых нарушений"

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные виды интегрированных занятий, с целью укрепления физического и психического здоровья детей. Одним из таких методов является речедвигат...

Упражнения речедвигательного тренинга.

Речедвигательный тренинг как метод коррекции рекомендован для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими лёгкие задержки психоречевого и психомоторного развития, может использоваться в коррекционн...

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Сборник упражнений и тренингов.

Цель: коррекция агрессивности, снижение психоэмоционального напряжения детей, вызванного той или иной проблемой.Задачи: - учить детей адекватно передавать агрессивное состояние в движении, мимике...

Проект "Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на стимуляцию процесса речевой и психической деятельности детей со стертой дизартрией посредством использования речедвигательной ритмики....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

«Речедвигательный тренинг - как метод коррекции процесса речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста.»

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям с...