Статья: "Краткая методика исправления звукопроизношения у детей дошкольного возраста".
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Цыганкова Наталья Владимировна

«Краткая методика исправления звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

 

Гармоничное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания речи взрослых. Вначале это звуки, звуковые комплексы, простые слова, простые нераспространённые предложения и т.д. До 4-4,5 лет могут быть недостатки произношения отдельно взятых звуков. Это так называемый физиологический период косноязычия. Так, для ребёнка от 2 до 4 лет вначале важно общее развитие речи: накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей. В игровой форме можно исправлять дефектные и закреплять правильные звуки используя возрастную склонность к подражанию.

Однако, если после 4,5 лет у ребенка нарушено произношение значительного числа звуков, ошибочно думать, что недостатки речи пройдут сами собой. Наоборот, они могут закрепиться и превратится в более стойкое нарушение. В последствии - речевой дефект может ограничить общение ребёнка со взрослыми и сверстниками и отрицательно повлиять на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также привести к проблемам и неуспеваемости в школе.

Чем раньше родители обратят внимание на звукопроизношение своего ребёнка, тем быстрее оно нормализуется.

Исправление речи старше 4 лет предусматривает осознание детьми работы артикуляционного аппарата, что достигается соответствующем показом и объяснением со стороны взрослого, при необходимости специалиста – учителя-логопеда.

Самый оптимальный возраст для исправления звукопроизношения составляет 4-5 лет, а при постановке звука [р] – 6 лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно.   

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в значительной степени зависит от выполнения определённых методических установок:

1.                Ребёнок должен быть подготовлен к работе (мотивирован), так как его сознательное желание научиться правильно произносить звуки имеет большое значение в положительном достижении результата.

2.                При постановке отсутствующего или неправильно произносимого звука не следует обращать внимание на другие дефектные звуки. Они должны исправляться позднее.

3.                На подготовительном этапе для контроля правильной артикуляции занятия следует проводить около зеркала.

4.                Очень важно чтобы занятия носили регулярный характер.

5.                Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.

6.                Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.

7.                В течение работы над постановкой звуков хорошо, если родители активно помогают своему ребёнку, словесно хвалят за правильное произношение, отмечают старание ребёнка.

Для формирования правильного уклада органов артикуляции ребёнка логопед может использовать механическое воздействие на речевые органы при помощи шпателя, соски, логопедического зонда. 

Ниже приведен пример развёрнутой схемы постановки звука [С]:

1.           Подготовительные упражнения.

Проводится работа по формированию артикуляционного уклада (особенно языка), напора выдыхаемой струи воздуха.

 «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (нижнюю губу не загибать). Постараться удержать язык в таком положении под счёт от 1 до 5-10 секунд.

 «Наказать непослушный язычок». Чтобы язычок был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5-6 раз, произнеся «пя-пя-пя», а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10 секунд. 

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребёнком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы ребёнок не надувал щёки, для этого можно слегка придерживать их пальцами.

«Кто дальше загонит мяч?». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу (нижнюю губу не загибать) и сдуть ватный шарик со стола, как бы длительно произнося звук «ф-ф-ф». 

«Киска сердится». Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и не отрывая его от зубов, выдвинуть спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

«Окошечко». Ротик широко открыт. Язычок спокойно лежит в ротовой полости за нижними зубками.

«Заборчик». Верхние и нижние зубки обнажены. Губы растянуты в улыбе.

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука [с]:

1.                Язычок упирается в нижние зубки.

2.                Губки растянуты в улыбке.

3.                Между зубами маленькая щёлочка.

4.                Воздух выдувается с силой посередине язычка. На ладошке, поднесённой ко рту ощущается резкая холодная струя воздуха.

5.                Струнки в горлышке не звучат. Звук [с] – согласный, глухой.

Для формирования правильного уклада органов артикуляции ребёнка логопед может использовать механическое воздействие на речевые органы при помощи шпателя, соски, логопедического зонда.

В данном случае можно воспользоваться – зондом, разработанным      Ф.А. Рау, для постановки свистящих звуков:

1. Открыть рот.

2. Распластать язычок и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы.

3. Вдоль языка ребёнка положить зонд (при этом ребёнок не должен испытывать ни каких неприятных ощущений) так чтобы прижать только переднюю часть языка.

4. Губы растянуты в улыбке. Попросить ребёнка сомкнуть зубы оставив небольшую щелочку и с силой равномерно выдувать воздух.

Напор выдыхаемого воздуха должен быть достаточным.

При правильном выполнении слышится длительный звук «с-с-с».

Так необходимо повторить несколько раз, постепенно вынимая зонд наружу и самостоятельно произнести звук без использования механического воздействия.

Поскольку при постановке звука используются элементы игры, то звук [c] можно обозначить как «Песенку Водички», и подкрепить визуальным образом - картинкой.

После автоматизации изолированного произношения звука с дальнейшая работа проводится в следующем порядке:

2. Произношение глухого твёрдого звука:

- в прямых слогах (с ударением на слоге, без ударения на слоге, со стечением согласных);

- в обратных слогах (с ударением на слоге, без ударения на слоге);

3. Произношение глухого мягкого звука:

- в прямых и обратных слогах с ударением и без ударения.

4. Дифференциация глухого твёрдого и мягкого звука.

 

Литература:

1. Хватцев М. Е. «Предупреждение и устранение недостатков речи» Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. – СПб.: Дельта+КАРО , 2004г.

2. Успенская Л.П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить», Москва, «Просвещение», 1993г.

3. Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей», пособие для логопедов, Москва, «Просвещение», 1979г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sotsset_rabotnikov_obrazovaniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Краткая методика исправления звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Гармоничное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания речи взрослых. Вначале это звуки, звуковые комплексы, простые слова, простые нераспространённые предложения и т.д. До 4-4,5 лет могут быть недостатки произношения отдельно взятых звуков. Это так называемый физиологический период косноязычия. Так, для ребёнка от 2 до 4 лет вначале важно общее развитие речи: накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей. В игровой форме можно исправлять дефектные и закреплять правильные звуки используя возрастную склонность к подражанию.

Однако, если после 4,5 лет у ребенка нарушено произношение значительного числа звуков, ошибочно думать, что недостатки речи пройдут сами собой. Наоборот, они могут закрепиться и превратится в более стойкое нарушение. В последствии - речевой дефект может ограничить общение ребёнка со взрослыми и сверстниками и отрицательно повлиять на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также привести к проблемам и неуспеваемости в школе.

Чем раньше родители обратят внимание на звукопроизношение своего ребёнка, тем быстрее оно нормализуется.

Исправление речи старше 4 лет предусматривает осознание детьми работы артикуляционного аппарата, что достигается соответствующем показом и объяснением со стороны взрослого, при необходимости специалиста – учителя-логопеда.

Самый оптимальный возраст для исправления звукопроизношения составляет 4-5 лет, а при постановке звука [р] – 6 лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно.    

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в значительной степени зависит от выполнения определённых методических установок:

  1. Ребёнок должен быть подготовлен к работе (мотивирован), так как его сознательное желание научиться правильно произносить звуки имеет большое значение в положительном достижении результата.
  2. При постановке отсутствующего или неправильно произносимого звука не следует обращать внимание на другие дефектные звуки. Они должны исправляться позднее.
  3. На подготовительном этапе для контроля правильной артикуляции занятия следует проводить около зеркала.
  4. Очень важно чтобы занятия носили регулярный характер.
  5. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.
  6. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.
  7. В течение работы над постановкой звуков хорошо, если родители активно помогают своему ребёнку, словесно хвалят за правильное произношение, отмечают старание ребёнка.

Для формирования правильного уклада органов артикуляции ребёнка логопед может использовать механическое воздействие на речевые органы при помощи шпателя, соски, логопедического зонда.  

Ниже приведен пример развёрнутой схемы постановки звука [С]:

  1. Подготовительные упражнения.

Проводится работа по формированию артикуляционного уклада (особенно языка), напора выдыхаемой струи воздуха.

 «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (нижнюю губу не загибать). Постараться удержать язык в таком положении под счёт от 1 до 5-10 секунд.

 «Наказать непослушный язычок». Чтобы язычок был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5-6 раз, произнеся «пя-пя-пя», а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10 секунд.  

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребёнком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы ребёнок не надувал щёки, для этого можно слегка придерживать их пальцами.

«Кто дальше загонит мяч?». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу (нижнюю губу не загибать) и сдуть ватный шарик со стола, как бы длительно произнося звук «ф-ф-ф».  

«Киска сердится». Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и не отрывая его от зубов, выдвинуть спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

«Окошечко». Ротик широко открыт. Язычок спокойно лежит в ротовой полости за нижними зубками.

«Заборчик». Верхние и нижние зубки обнажены. Губы растянуты в улыбе.

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука [с]:

  1. Язычок упирается в нижние зубки.
  2. Губки растянуты в улыбке.
  3. Между зубами маленькая щёлочка.
  4. Воздух выдувается с силой посередине язычка. На ладошке, поднесённой ко рту ощущается резкая холодная струя воздуха.
  5. Струнки в горлышке не звучат. Звук [с] – согласный, глухой.

Для формирования правильного уклада органов артикуляции ребёнка логопед может использовать механическое воздействие на речевые органы при помощи шпателя, соски, логопедического зонда.

В данном случае можно воспользоваться – зондом, разработанным      Ф.А. Рау, для постановки свистящих звуков:

1. Открыть рот.

2. Распластать язычок и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы.

3. Вдоль языка ребёнка положить зонд (при этом ребёнок не должен испытывать ни каких неприятных ощущений) так чтобы прижать только переднюю часть языка.

4. Губы растянуты в улыбке. Попросить ребёнка сомкнуть зубы оставив небольшую щелочку и с силой равномерно выдувать воздух.

Напор выдыхаемого воздуха должен быть достаточным.

При правильном выполнении слышится длительный звук «с-с-с».

Так необходимо повторить несколько раз, постепенно вынимая зонд наружу и самостоятельно произнести звук без использования механического воздействия.

Поскольку при постановке звука используются элементы игры, то звук [c] можно обозначить как «Песенку Водички», и подкрепить визуальным образом - картинкой.

После автоматизации изолированного произношения звука с дальнейшая работа проводится в следующем порядке:

2. Произношение глухого твёрдого звука:

- в прямых слогах (с ударением на слоге, без ударения на слоге, со стечением согласных);

- в обратных слогах (с ударением на слоге, без ударения на слоге);

3. Произношение глухого мягкого звука:

- в прямых и обратных слогах с ударением и без ударения.

4. Дифференциация глухого твёрдого и мягкого звука.

Литература:

1. Хватцев М. Е. «Предупреждение и устранение недостатков речи» Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. – СПб.: Дельта+КАРО , 2004г.

2. Успенская Л.П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить», Москва, «Просвещение», 1993г.

3. Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей», пособие для логопедов, Москва, «Просвещение», 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....

Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье".

Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье"....

Консультация для родителей «Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

В консультации даются рекомендации родителям  по исправлению звукопроизношения у детей, а так же рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков....

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности ...

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности ...

Артикуляционная гимнастика эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется прави...