Главные вкладки

    Развитие связной речи ребенка в семье
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Количенко Надежда Сергеевна

    Формы связной речи, аспекты развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_rebenka_v_seme.doc868.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняются в общении с другими людьми. Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь

    со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что

    интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», - сразу

    возникают трудности.

     Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

         К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

         Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

    Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка,

    усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.

    Связная речь имеет две формы:

    · диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)

    · монологическую(речь одного человека).

    Каждая из них имеет свои особенности.

     Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи - неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.  Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

     

    Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же

    время говорить эмоционально, живо, образно.

    А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители должны  поддерживать  работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись. Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:

                                                                         

    Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

    Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

                               

    а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша,

    летний отдых и т.п.);

    б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);

    в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите

    ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).

    Формировать интерес ребенка к театрализованной деятельности. Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

        Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат»,

    позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой

    речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не

    обязательно устраивать для этого  школу на дому. Просто почаще играйте с

    ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра –

    основной вид деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам и вашему ребенку, оживит интерес к владению бесценным даром слова.

    C уважением,

    учитель-логопед:

     Количенко Надежда Сергеевна

                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развитие связной речи ребенка в семье"

    Материал предназначен для родителей детей 5-7 лет....

    развитие связной речи ребенка в семье

    развитие связной речи ребенка в семье...

    Развитие связной речи ребенка в семье

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

    "Развитие связной речи ребенка в семье"

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

    Консультация для родителей «Развитие связной речи ребенка в семье»

    Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Эт...

    Развитие связной речи ребенка в семье.

    Даны игры и упражнения по развитию речи детей....