использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи
статья по логопедии на тему

Остроумова Татьяна Геннадьевна

 дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи.

    Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневой жизни.

    Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей  повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной  энергии, с минимальными волевыми усилиями.

        В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания  языковой действительности.

    Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.                                                                                             Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Развитие лексики

«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи — фрукты; одежда — обувь) .

«Найди лишний предмет».

«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.) .

«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе) .

«Назови части»:

— рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

— дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

— Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф) ;

— Маленькая, быстрая, проворная... (белка) ;

«Противоположности» (развитие антонимии) .

Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.) .

«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) — девочка, медведь...; (что?) — время, дождь... и т.д.

«Кто как ест?» (по картинкам) :

— Кошка лакает молоко;

— Собака грызет кость;

— Корова жует траву.

«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) — лает, бегает, рычит, кусает, грызет) ;

«Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?») .

Дети выкладывают лучики: солнце (какое?) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

Развитие грамматического строя речи

С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания) :

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных) .

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам) .

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе) .

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша) .

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных) .

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных) .

Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками) .

Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, например: подобрать слова-«родственники» к слову «снег».

Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает — ... (самолет) , сам катится — ... (самокат) .

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода) .

2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа) ;

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных) ;

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных) ;

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа) ;

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе) ;

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными) ;

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными) ;

«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе) .

Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи. Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.  Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

 Список литературы:

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Весна. – СПб.: Паритет, 2005.-32с.+ цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках»).

2. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи: Картотека игр для детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2010.

3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е.А. Логиновой.- СПб.: Издательство «Союз», 2005.

5. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

7. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф.. Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи/М.6 АРКТИ, 1997.

Интернет- ресурсы:

1. http://images.yandex.ru/

2. http://kartinki.com/

3. http://gamejulia.ru/

4. http://www.kherson.klumba.com/

5. http://www.picsearch.com.ru/

6. http://www.razvitierebenka.com/

7. http://steshka.ru/

8. foto-steshka.ru

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...

«Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи»

В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детя...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи

Консультация для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО

В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....