ООД Новогоднее приключение
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Помпеева Наталья Валериевна

Конспект ООД с детьми 7-го года жизни, имеющими общее недоразвитие речи III уровня,

обучение коллективному составлению загадки по модели-опоре

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Новогоднее приключение»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни, имеющими общее недоразвитие речи III уровня,

образовательная область - коммуникация

Цель: обучение коллективному составлению загадки по модели-опоре, используя слова-связки «но не»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обучение коллективному составлению загадки по модели-опоре, уточнение знаний детей о празднике Нового года, активизация словаря по  теме; формирование словообразования (относительные прилагательные), упражнение в подборе слов-антонимов.

Коррекционно-развивающие: развитие силы голоса, развитие общей моторики и координации движений, развитие силы голоса, пропедевтика дисграфии, закрепление умения удерживать в памяти последовательность из 3-4 предметов, формирование мотивации деятельности, навыков целенаправленной деятельности через эмоциональное восприятие сказки.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание доброго отношения к окружающим, создание праздничного настроения.

Оборудование: картинно-графический план составления загадки, елочные игрушки, разноцветные конверты с заданиями, сундучок, непрозрачная полая трубка, 4 разноцветных шарика, рисунки (Лесовичок, елка), елочные шары с изображением различных эмоциональных состояний (грустное, спокойное, веселое), белые круги - заготовки елочных шаров,  банка с подкрашенной водой, наложенные изображения, белая ткань, магнитофон.  

Предварительная работа: беседа с детьми об истории и традициях празднования Нового года, беседа об особенностях загадки, внесение в оформление логопедического кабинета изображения елки  за несколько дней до проведения занятия.

Ход занятия:

Организационный момент

Звучит тихая спокойная музыка. Дети входят в кабинет, останавливаются в кругу.

Психогимнастика «Рукопожатие».

-Здравствуйте ребята! Рада видеть ваши улыбки. Давайте поделимся друг с другом своей теплотой и добротой. Согрейте ладони дыханием и пожмите руку  другу.

-Ребята, какое сейчас время года? Зима

-Какой приближается праздник? Новый год

-Какое главное новогоднее украшение? Новогодняя елка.

-А наша елка пока не нарядная, что делать, ведь праздник уже близок (предложения детей)

-Сегодня мы будем украшать елку! У меня сохранились игрушки с прошлого Нового года!

Логопед достает сундучок с новогодними игрушками. Но в нем вместо украшений лежит письмо: «Я - Лесовичок, взял ваши игрушки, чтобы украсить свою новогоднюю елку. У меня в лесу тоже будет праздник! »

-«Что же делать ребята?» проблемная ситуация

-Итак, решено. Отправляемся на поиски украшений. Попасть в сказочную страну нам поможет сказочный сугроб. Скорей забирайтесь в него и произнесите три зимних слова (логопед накрывает детей легкой белой тканью)

-Вот мы и на месте. Послушайте, как воет ветер в волшебном лесу.

Упражнение для развития силы голоса «Ветер» (работа над силой голоса:произнесение звука «У» с повышением и понижением громкости). Используется модель - баночка с водой, на внутреннюю сторону крышки нанесена синяя краска. По мере усиления громкости голоса, логопед переворачивает банку вверх-вниз, вода темнеет и поднимаются блестки, и, наоборот, по мере того как блестки оседают на дно, понижается громкость голоса детей.

-Перед нами несколько дорог. Запомнить путь поможет  «Волшебная трубочка» (непрозрачная трубка, 3-4 разноцветных шарика).

Д/и «Запомни, положи» (пропедевтика дисграфии).

Садитесь за стол и смотрите внимательно (на глазах детей в трубку опускаются последовательно 3-4 разноцветных шарика). Задание запомнить и выложить последовательность цветов на индивидуальных карточках. Дифференцированный подход, предупреждение ситуации неуспешности ребенка: каждый ребенок определяет для себя уровень сложности задания, т.е. выбирает легкое (2 цвета), трудное (3 цвета) или очень трудное задание (4 цвета). Игра повторяется 2 раза. В конце игры дается общее задание (4 цвета) для совместного выполнения. Последовательность выкладывается на мольберте – это очередность выполнения заданий, план занятия.

1 конверт «Солнышко» Подбор слов-признаков, образование относительных прилагательных

Отправляемся в путь по тропинке, но здесь так темно! Чтобы стало все видно на помощь к нам пришло «Солнышко». Нужно назвать слова о Новогоднем празднике. Какой он? (веселый, добрый, волшебный, чудесный, таинственный, зимний и т.д.)  Используется модель лучевой связи «Солнце» - за каждое названное слово, к кругу присоединяется лучик, чем больше слов – тем ярче «светит» солнце

Теперь  можно отправляться в путь.

2 конверт «Наложенные изображения» (пропедевтика дисграфии)

наложенные изображения (снеговик - елочный шарик, елка - снеговик- шишка, шуба - шапка – варежка. )

-Сильный ветер перепутал все картинки. Что  же здесь нарисовано?

Задание рассчитано на разный уровень сложности: низкий уровень сложности – цветное изображение; средний уровень  – черная линия, высокий уровень – пунктирная линия. Дети сами определяют для себя уровень сложности задания.

3 конверт «Записка. Схемы для составления загадки»

- Ребята, в записке говорится, что однажды Лесовичок укололся об елку и теперь не хочет и не может произносить это слово. Как же мы объясним ему, что мы хотим украсить этими игрушками? Проблемная ситуация.

составление загадки о елке по наглядному плану модели-опоре.

Какая елка по форме?  На что похожа?

Какая по цвету? Что бывает такого же цвета?

Какая елка по качеству? Что такое же?

Загадка:

Треугольная, но не…

Зеленая, но не…

Колючая, но не…

4 конверт «Физминутка «С Новым годом»».

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, дедушка Мороз!        

Он из леса мимоходом        

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток        

Загорелась, как всегда,

Самым ярким, жарким светом        

Яркая   звезда.        

Е. Трутнева.

Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече.

Стоят лицом в круг, поднимают руки

опускают руки, произносят фразу на выдохе                    

Снова поднимают руки

Опускают руки.

Логопед открывает на мольберте избушку Лесовичка: - А вот и сам Лесовичок!

Лесовичок предлагает детям отгадать загадки.

Танцевать он всем велит,

песни петь заставит,

Всех подряд он веселит,  

устали не знает.              (хоровод)                                                                

Он приходит в зимний вечер, зажигать на елке свечи.  

  Он заводит хоровод - это праздник…                      (Новый год)

                                                         

  - А у нас, Лесовичок, тоже есть для тебя загадка!

Дети повторяют составленную загадку. Лесовичок отгадывает, произносит слово «елка». Дети радуются, что помогли сказочному жителю.

- Ладно, отдам вам елочные игрушки. Празднуйте… (вздыхает), а я снова буду на Новый год один…

- Что же делать, ребята, как нам быть?

- Пригласим его с собой!

Подбор антонимов (игра со «снежком» (белый мяч или ватный шар))

Наш новый друг заулыбался.

 Он был грустный, а стал…веселый,

 был злой, а стал… добрый,

был грубый, а стал… ласковый,  

совершал плохие поступки, а теперь будет делать… добрые дела.

Дети украшают елку игрушками (выбирают елочный шарик с изображением эмоционального состояния: грустное,  спокойное, веселое - рефлексия).

Итог занятия. Под веточкой у елки оказываются белые круги (установка на дальнейшую деятельность).

-Теперь вы можете превратить эти фигуры в любые новогодние игрушки сочинить о них загадки для друзей. А нам пора возвращаться из сказки.

Дети встают близко друг к другу, логопед накрывает их белой тканью (сказочный сугроб).

  D:\Users\NPompeeva\Desktop\Конкурс 2011\шарики\IMG_1008.jpg               D:\Users\NPompeeva\к воспитателю года\фото к конкурсу\фото пособия\IMG_0661.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей группы "Новогодние приключения".

Весёлый  сценарий Новогоднего праздника с Кащеем, Бабой Ягой, Котом,Лисой, Зайцем, Ёлочками, Снеговиками,Гномами, Снежинками,Разбойниками, Звёздочками и Месяцем.Прилагаются слова песен....

Сценарий новогоднего праздника "Новогоднее приключения по сказкам"

Путешествия по сказкам : Красная шапочка, 12 месяцев, Оле лукое, Буратино....

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Новогодние приключения". по мотивам русской народной сказки "Морозко"

Новогодние приключения.по мотивам сказки«Морозко»(Подготовительная группа, начальная школа.)...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодние приключения Бабы Яги"

Сценарий для старшей группы.Взрослые герои- Баба Яга, Кощей Бессмертный, Соловей- Разбойник...

Новогодние приключения колобка.(Новогодний утренник для детей средней группы).

НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКАЗвучит Новогодняя музыка, выходит ведущийВЕД: Снова к нам пришел сегодняПраздник елки и зимы!Этот праздник НовогоднийС нетерпеньем ждали мы!Под елкой спляшем и спое...

Новогодний спектакль для подготовительной группы: «НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ У ЕЛКИ».

Конкурсная работа. Новогодний спектакль для подготовительной группы:«Новогодние приключения у елки»....

Приключения в новый год! Сценарий для подготовительной группы детского сада по мотивам телевизионной сказки "Новогодние приключения Маши и Вити"

Действующие лица: Дед Мороз. Баба Яга, Кощей, Кот, Леший — взрослые; Маша, Витя, Снегурочка — дети. Под музыку дети входят в зал. Встают у стульчиков. 1 ребенок: Сегодня весело у насМы Новый год ...