Использование ИКТ в коррекционной работе логопедического пункта МБДОУ.
методическая разработка по логопедии на тему

Потапова Юлия Игоревна

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_potapova.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Потапова Юлия Игоревна

МБДОУ «Центр развития ребенка «Аленушка» - детский сад №3»

 учитель – логопед

Использование ИКТ в коррекционной  работе логопедического пункта МБДОУ.

Слайд 1.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

 Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

 Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

 Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе? Слайд 2.

 1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, целое море любых картинок из Интернета, принтер, ксерокс) .

 2. Подбор дополнительного познавательного материала из интернет – ресурсов.

 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

 4. Оформление  документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.

 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний, для обмена опытом работы с коллегами.

6. Использование  магнитофона, ноутбука,  проектора, настенного экрана, интерактивной доски для фронтальных и индивидуальных занятий.

 При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

  Слайд 3.

   В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

 1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

 2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

 3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

 4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать любые моменты из реальной жизни  и воплотить любые фантазии педагога.

 5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.) ;

 6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

 7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

 Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

 Применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим , фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи , фонетическим дефектом позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

 

 Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

 

Слайд 4.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Слайд 5.

 Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные  презентации, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

 • Формирование правильного произношения.

 • Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

 • Формирование лексико-грамматических средств языка.

 • Развитие связной речи.

 • Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.

• Развитие мелкой и общей моторики.

• Развитие высших психических функций.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

 

В своей работе по коррекции речи у обучающихся с нарушениями речи использую ИКТ с 2002 года, правда тогда это ограничивалось ксерокопией картинок, набором текста и распечаткой материала на принтере.  Слайд 6. В  2003 году, после прохождения курсов «Использование интернет технологий в образовательном процессе»,  стала постепенно осваивать ИКТ. Постоянно занимаюсь самообразованием в этой области. Слайд 7.

 Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

 

Слайд 8.

 За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной практике:

 1. Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

 Компьютерные логопедические программы:

Слайд 9.

-   Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

Слайд 10 - 11.

-   Компьютерная обучающая программа "Баба-Яга учится читать"

Слайд 12.

 -  Компьютерная обучающая программа «Пойди туда не зная куда»

Слайд 13.

 - Компьютерная обучающая программа «Учимся с Логошей»

Слайд 14 - 16.

- И другие игры, подходящие для логопедической работы.

Слайд 17.

 2. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы.

Причем, если я закачиваю презентацию, то все равно переделываю ее «под себя», учитывая свои цели и принципы работы, обязательно внося свое творческое начало.

Слайд 18 -20.

 Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

 Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

 Презентационные материалы применяются для:

 развития речевого дыхания;

 гимнастики для глаз;

 автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

 дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

 развития фонематического восприятия,

 развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

 усвоения лексических тем;

 развития навыков словообразования и словоизменения;

 развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

 Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Слайд 21.

    Также презентации незаменимы при передачи своего опыта педагогам и родителям.

Слайд 22-24.

 Мультимедийные презентации используются на фронтальных и индивидуальных  занятиях. Слайд 25.

 На фронтальных занятиях с помощью презентаций можно создать настоящую сказку.

  Например,  Слайд 26. попасть в Лесную школу со зверушками и незаметно для себя отдифференцировать звуки Ш – Ж , или полететь на воздушном шаре и найти в облаках потерянные Смешариками буквы С и Ш (готовясь к занятию, нашла кучу картинок шара на разной высоте, было настолько правдиво, что получилось полное погружение в мир фантазии!) – не заметили как перестали путать звуки С и Ш. Представлю вашему вниманию несколько слайдов из этой презентации. (Слайды 27- 38).  А можно отправиться в сказочный город Логобург и спасти заколдованную королеву (как мы спасали летом на итоговом логопедическом развлечении). Слайд 39.

Здесь можно творить!!! Главное фантазия, творческое начало и свободное время, которого, к сожалению всегда нехватает… Зато, когда начнёшь что-то создавать и увлечешься, не замечаешь, как пол ночи пролетело…
 

Слайд 40.

 3. Изготовлены папки на автоматизацию и дифференциацию  различных групп звуков, где собраны, разработанные мной или позаимствованные в интернет – источниках,  игры, занимательные задания, «цепные» рассказы в картинках, описательные рассказы в схемах. Для домашних заданий созданы отдельные папки на автоматизацию свистящих, шипящих, сонорных, заднеязычных  звуков, чтобы материал не дублировался и не надоедал.

До применения ИКТ приходилось искать, вырезать из старых книжек, журналов картинки, много нужно было нарисовать. Теперь нет границ для творчества! Любая нужная картинка по запросу в Яндексе в целой массе вариаций!!! А цветной принтер!!! Когда я начинала работать, об этом даже не могли и мечтать! Теперь все это доступно!

Слайд 41.

4. Использую аудиапрограммы:

-  «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

 -  «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

 -  «Детские песенки».

 - Аудиокниги сказок, потешек и др.

 Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

Слайд 42-43.

 5. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы.

  Дефектолог.ru        

  http://defectolog.ru/

        

  Дефектология для Вас        

  http://defectus.ru/

        

  «Логопед» - журнал для всех, кто….        

  http://www.logoped-sfera.ru/  

        

  Заикание. ru        

  http://www.zaikanie.ru /

  «Всё для логопеда»(интернет-магазин)        

  http://www.logopedshop.ru/

        

  Логозаврия: сайт детских компьютерных игр        

  http://logozavr.ru/

  Логопед        

  http://logopediya.com/

        

  ЛОГОПЕД.РУ – электронный портал

  логопедов и дефектологов        

  http://www.logoped.ru/index.htm/

  Логопедический сайт «Болтунишка»        

  http://www.boltun-spb.ru/

  Логопункт.ru        

  http://www.logopunkt.ru/  

  «Адалин» - психологический центр»        

  http://adalin.mospsy.ru/

  Портал «Логопеды.r»u        

  http://logopedy.ru/portal/

  Заикание|Лечение заикания|

  Заикание у детей и взрослых |

  Логопед|Логоневроз        

  http://www.stuttering.ru/

 

        

  «Логопед плюс»- речевой центр        

  http://www.logopedplus.org/

  «Логопед-мастер»- учебный центр        

  http://www.logopedmaster.ru/

  Логобург – логопеды Екатеринбурга        

  http://logoburg.com/

        

  Одноклассники. ru        

  Группы:

  «Логопед и Я»

  «Домашний логопед»

  «ЛОГОПЕД»

  «Логопед-Волшебник»

  «Уголок логопеда»

  «ЛОГОПЕДЫ»

  «Логопеды на Одноклассниках»

  «УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДЫ»

  «Логопедия и Дефектология»

  «Логопеды, Логопедия»

  ВКонтакте. ru        

  Группы:

  «ЛОГОПЕДЫ»,

  «Наш любимый деффак»

  «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ, логопедия»

  «Электронные книги по Логопедии и    

    Психологии»

  Логопедия для всех        

  http://www.logolife.ru/

  Логопед и психолог ОНЛАЙН        

  http://sites.google.com/site/logopedonlain/

  «Logopedia.by» - Site about logopedics        

  http://logopedia.by/

  ЛогоКонс.RU - сайт о логопедии и для логопедов.

  http://logokons.ru/

  Логопед – советы родителям        

  http://logoped18.narod.ru/

Слайд 44.

6. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии, развития фонематического слуха  в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.

 7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

 8. Выкладываю материалы для родителей на сайте МБДОУ.

9. Собрана в электронном виде Библиотека книг по логопедии.

10. Являюсь членом экспертной группы главной аттестационной комиссии. Регулярно пользуюсь личным кабинетом на attest.cro.ru Переход на электронную систему аттестации значительно упростил и облегчил работу над экспертным заключением.

Слайд 45.

11. Увлекаюсь фотографией и работой в программе Photoshop. Занимаюсь созданием фотоархива МБДОУ, а  для своей логопедической работы изготавливаю  различные коррекционные пособия, оформляю просветительские стенды для родителей и педагогов с помощью Photoshop.

Слайд 46.

 12. Зарегистрировалась на сайте «Мерсибо», где, не выходя из дома, можно поучаствовать в вебинарах по коррекционной работе, и даже получить сертификат.

Слайд 47.

   Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.

 В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Слайд 48. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Также не стоит забывать о глазках ребёнка, использование компьютерных игр должно быть разумно дозированным. А изготовленных или купленных игр никто не отменял. Современные дети настолько много времени проводят дома перед экраном телевизора,  компьютера,  планшета, а то и мобильного телефона дома, что мы, педагоги, должны хорошо подумать, насколько целесообразно на определенном этапе обучения использовать монитор компьютера…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость  разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте  речевых наруше...

Консультация для родителей "Мой ребенок зачислен в логопедический пункт МБДОУ №42"

Что такое логопункт?В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты,  такой логопункт есть и в нашем детском саду «Подсолнушек».   Должность учителя-логопеда...

Квест - игра для выпускников логопедического пункта МБДОУ детский сад № 184 г. Иркутска «Сокровище пирата»

Квест - игра для выпускников логопедического пункта МБДОУ детский сад № 184 г. Иркутска «Сокровище пирата» [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14801211","attr...

Журнал движения детей на логопедическом пункте МБДОУ детский сад № 7 «Жемчужинка»

Журнал движения детей на логопедическом пункте МБДОУ детский сад № 7 «Жемчужинка»...

Консультация для педагогов на тему «Использование логоритмики в условиях логопедического пункта ДОУ»

Консультация для педагогов " Использование логоритмики в условиях логопедического пункта ДОУ"...