Использование ИКТ в коррекционной работе логопедического пункта МБДОУ.
методическая разработка по логопедии на тему
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_potapova.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Потапова Юлия Игоревна
МБДОУ «Центр развития ребенка «Аленушка» - детский сад №3»
учитель – логопед
Использование ИКТ в коррекционной работе логопедического пункта МБДОУ.
Слайд 1.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе? Слайд 2.
1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, целое море любых картинок из Интернета, принтер, ксерокс) .
2. Подбор дополнительного познавательного материала из интернет – ресурсов.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4. Оформление документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний, для обмена опытом работы с коллегами.
6. Использование магнитофона, ноутбука, проектора, настенного экрана, интерактивной доски для фронтальных и индивидуальных занятий.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Слайд 3.
В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать любые моменты из реальной жизни и воплотить любые фантазии педагога.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.) ;
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим , фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи , фонетическим дефектом позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Слайд 4.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Слайд 5.
Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, аудиоматериал по следующим направлениям работы:
• Формирование правильного произношения.
• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
• Формирование лексико-грамматических средств языка.
• Развитие связной речи.
• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
• Развитие мелкой и общей моторики.
• Развитие высших психических функций.
Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
В своей работе по коррекции речи у обучающихся с нарушениями речи использую ИКТ с 2002 года, правда тогда это ограничивалось ксерокопией картинок, набором текста и распечаткой материала на принтере. Слайд 6. В 2003 году, после прохождения курсов «Использование интернет технологий в образовательном процессе», стала постепенно осваивать ИКТ. Постоянно занимаюсь самообразованием в этой области. Слайд 7.
Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.
Слайд 8.
За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной практике:
1. Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:
Компьютерные логопедические программы:
Слайд 9.
- Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
Слайд 10 - 11.
- Компьютерная обучающая программа "Баба-Яга учится читать"
Слайд 12.
- Компьютерная обучающая программа «Пойди туда не зная куда»
Слайд 13.
- Компьютерная обучающая программа «Учимся с Логошей»
Слайд 14 - 16.
- И другие игры, подходящие для логопедической работы.
Слайд 17.
2. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы.
Причем, если я закачиваю презентацию, то все равно переделываю ее «под себя», учитывая свои цели и принципы работы, обязательно внося свое творческое начало.
Слайд 18 -20.
Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.
Презентационные материалы применяются для:
развития речевого дыхания;
гимнастики для глаз;
автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
развития фонематического восприятия,
развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
усвоения лексических тем;
развития навыков словообразования и словоизменения;
развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Слайд 21.
Также презентации незаменимы при передачи своего опыта педагогам и родителям.
Слайд 22-24.
Мультимедийные презентации используются на фронтальных и индивидуальных занятиях. Слайд 25.
На фронтальных занятиях с помощью презентаций можно создать настоящую сказку.
Например, Слайд 26. попасть в Лесную школу со зверушками и незаметно для себя отдифференцировать звуки Ш – Ж , или полететь на воздушном шаре и найти в облаках потерянные Смешариками буквы С и Ш (готовясь к занятию, нашла кучу картинок шара на разной высоте, было настолько правдиво, что получилось полное погружение в мир фантазии!) – не заметили как перестали путать звуки С и Ш. Представлю вашему вниманию несколько слайдов из этой презентации. (Слайды 27- 38). А можно отправиться в сказочный город Логобург и спасти заколдованную королеву (как мы спасали летом на итоговом логопедическом развлечении). Слайд 39.
Здесь можно творить!!! Главное фантазия, творческое начало и свободное время, которого, к сожалению всегда нехватает… Зато, когда начнёшь что-то создавать и увлечешься, не замечаешь, как пол ночи пролетело…
Слайд 40.
3. Изготовлены папки на автоматизацию и дифференциацию различных групп звуков, где собраны, разработанные мной или позаимствованные в интернет – источниках, игры, занимательные задания, «цепные» рассказы в картинках, описательные рассказы в схемах. Для домашних заданий созданы отдельные папки на автоматизацию свистящих, шипящих, сонорных, заднеязычных звуков, чтобы материал не дублировался и не надоедал.
До применения ИКТ приходилось искать, вырезать из старых книжек, журналов картинки, много нужно было нарисовать. Теперь нет границ для творчества! Любая нужная картинка по запросу в Яндексе в целой массе вариаций!!! А цветной принтер!!! Когда я начинала работать, об этом даже не могли и мечтать! Теперь все это доступно!
Слайд 41.
4. Использую аудиапрограммы:
- «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева
- «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова
- «Детские песенки».
- Аудиокниги сказок, потешек и др.
Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.
Слайд 42-43.
5. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы.
Дефектолог.ru
http://defectolog.ru/
Дефектология для Вас
http://defectus.ru/
«Логопед» - журнал для всех, кто….
http://www.logoped-sfera.ru/
Заикание. ru
http://www.zaikanie.ru /
«Всё для логопеда»(интернет-магазин)
http://www.logopedshop.ru/
Логозаврия: сайт детских компьютерных игр
http://logozavr.ru/
Логопед
http://logopediya.com/
ЛОГОПЕД.РУ – электронный портал
логопедов и дефектологов
http://www.logoped.ru/index.htm/
Логопедический сайт «Болтунишка»
http://www.boltun-spb.ru/
Логопункт.ru
http://www.logopunkt.ru/
«Адалин» - психологический центр»
http://adalin.mospsy.ru/
Портал «Логопеды.r»u
http://logopedy.ru/portal/
Заикание|Лечение заикания|
Заикание у детей и взрослых |
Логопед|Логоневроз
http://www.stuttering.ru/
«Логопед плюс»- речевой центр
http://www.logopedplus.org/
«Логопед-мастер»- учебный центр
http://www.logopedmaster.ru/
Логобург – логопеды Екатеринбурга
http://logoburg.com/
Одноклассники. ru
Группы:
«Логопед и Я»
«Домашний логопед»
«ЛОГОПЕД»
«Логопед-Волшебник»
«Уголок логопеда»
«ЛОГОПЕДЫ»
«Логопеды на Одноклассниках»
«УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДЫ»
«Логопедия и Дефектология»
«Логопеды, Логопедия»
ВКонтакте. ru
Группы:
«ЛОГОПЕДЫ»,
«Наш любимый деффак»
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ, логопедия»
«Электронные книги по Логопедии и
Психологии»
Логопедия для всех
http://www.logolife.ru/
Логопед и психолог ОНЛАЙН
http://sites.google.com/site/logopedonlain/
«Logopedia.by» - Site about logopedics
http://logopedia.by/
ЛогоКонс.RU - сайт о логопедии и для логопедов.
http://logokons.ru/
Логопед – советы родителям
http://logoped18.narod.ru/
Слайд 44.
6. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии, развития фонематического слуха в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.
7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.
8. Выкладываю материалы для родителей на сайте МБДОУ.
9. Собрана в электронном виде Библиотека книг по логопедии.
10. Являюсь членом экспертной группы главной аттестационной комиссии. Регулярно пользуюсь личным кабинетом на attest.cro.ru Переход на электронную систему аттестации значительно упростил и облегчил работу над экспертным заключением.
Слайд 45.
11. Увлекаюсь фотографией и работой в программе Photoshop. Занимаюсь созданием фотоархива МБДОУ, а для своей логопедической работы изготавливаю различные коррекционные пособия, оформляю просветительские стенды для родителей и педагогов с помощью Photoshop.
Слайд 46.
12. Зарегистрировалась на сайте «Мерсибо», где, не выходя из дома, можно поучаствовать в вебинарах по коррекционной работе, и даже получить сертификат.
Слайд 47.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Слайд 48. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Также не стоит забывать о глазках ребёнка, использование компьютерных игр должно быть разумно дозированным. А изготовленных или купленных игр никто не отменял. Современные дети настолько много времени проводят дома перед экраном телевизора, компьютера, планшета, а то и мобильного телефона дома, что мы, педагоги, должны хорошо подумать, насколько целесообразно на определенном этапе обучения использовать монитор компьютера…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год
В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте речевых наруше...
Консультация для родителей "Мой ребенок зачислен в логопедический пункт МБДОУ №42"
Что такое логопункт?В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты, такой логопункт есть и в нашем детском саду «Подсолнушек». Должность учителя-логопеда...
Квест - игра для выпускников логопедического пункта МБДОУ детский сад № 184 г. Иркутска «Сокровище пирата»
Квест - игра для выпускников логопедического пункта МБДОУ детский сад № 184 г. Иркутска «Сокровище пирата» [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14801211","attr...
Журнал движения детей на логопедическом пункте МБДОУ детский сад № 7 «Жемчужинка»
Журнал движения детей на логопедическом пункте МБДОУ детский сад № 7 «Жемчужинка»...
Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Фоминовой Екатерины Владимировны на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» на 2018-2019 учебный год
Перспективный годовой план работыучителя-логопеда...
Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Фоминовой Екатерины Владимировны на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» на 2019-2020 учебный год
Перспективный годовой план работыучителя-логопеда...
Консультация для педагогов на тему «Использование логоритмики в условиях логопедического пункта ДОУ»
Консультация для педагогов " Использование логоритмики в условиях логопедического пункта ДОУ"...