Главные вкладки

    Адаптация детей, поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения
    статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

    Доронина Наталья Олеговна

    Материал для ознакомления родителей детей, поступающих в логопедическую группу, В данной статье описаны особенности детей, роль педагога и родителей в адаптационный период. Также родители могут ознакомиться с примерами психологических игр и приемов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx20.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация детей, поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения

    Поступление в дошкольное учреждение и в логопедическую группу,  в частности, сопряжено с определёнными трудностями, как психологическими так и психоэмоциональными. Крайне  важно  правильно подготовить ребенка к переходу в новую группу.

             В группы компенсирующей направленности поступают дети в основном из общеобразовательных групп массовых  детских садов. Если ребёнок ранее  посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои неврологические и психологические особенности, которые будут проявляться  при изменении условий. Большой процент  воспитанников речевых групп обнаруживают  моторную неловкость, нескоординированность, плавность и точность  движений вызывают у них существенные затруднения.

    Эти аспекты необходимо учесть педагогам детского сада. Основными принципами работы с такими детьми является системный подход. Проводится комплексная работа всех участников образовательного процесса, то есть всех специалистов детского сада.

    Детям приходится привыкать ещё и к новым видам деятельности, поскольку в логопедической группе определённая специфика работы.  Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей. От того, как пройдёт период привыкания, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы. Дома с этой задачей справляются родители, и тем успешней, чем лучше были созданы условия для гармоничного вхождения ребенка в микроколлектив. А также, если родители представляют основные направления ведения беседы с ребенком и осведомлены об особенностях  работы внутри коррекционной группы.

    Адаптация детей к логопедической группе является значимым этапом для осуществления коррекционного вмешательства. Чем быстрее пройдёт этот период, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс.

    Чтобы родители стали помощниками педагогов и активными участниками педагогического процесса, необходимо заинтересовать их, познакомить с группой, педагогическим коллективом, направлениями коррекционно-воспитательного процесса. Для этого при первичном посещении  детского сада проводится небольшая экскурсия. Родители знакомятся с сотрудниками, задают возникающие вопросы.

    После зачисления  детей в группы, проводятся индивидуальные беседы логопеда с родителями, во время которых специалист знакомится с  некоторыми анамнестическими данными из истории развития ребенка, обсуждаются индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитываются пожелания родителей.

    В разных возрастных периодах дети по-разному реагируют на смену окружающего. Например, переход детей в новую группу  в старшем возрасте может  вызывать у них стрессовое состояние. Дети не понимают, почему они не могут общаться со своим прежними  друзьями  и любимыми воспитателями. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем им посещать занятия с логопедом.

    Наиважнейшая  задача этого периода  - сократить время вхождения ребенка в коллектив, помочь ему максимально быстро включиться в работу по коррекции речи, привыкнуть к требованиям логопедической группы и режиму работы.

    Для знакомства детей со сверстниками и взрослыми используем игры: «Чей голос?», «Узнай друга по описанию». Основной части занятия предшествует организационный момент в виде  психологического  приема -  «Приглашение»: педагог дает образец и приглашает одного ребёнка: « Оля,  я приглашаю тебя поиграть!» Названный произносит, в свою очередь, глядя на того, к кому обращается имя следующего приглашённого,  который  подходит к педагогу и  другим детям. При этом необходимо  всегда стараться  первым пригласить самого   нерешительного ребёнка в группе. При имеющихся нарушениях состояния моторной сферы педагог  подбирает подходящий материал для игр, поощряет желание  подключиться  застенчивых детей к остальным, приглашает индивидуально, берет в пару с собой, не скупится на похвалу.

    Для снятия эмоционального напряжения  и создания комфортной психологической атмосферы можно включить в работу элементы психогимнастики, массажа и дыхательной релаксационной гимнастики, что помогает детям расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

    Эмоциональная поддержка и положительная стимуляция способствуют решению многих задач. Вновь поступившие в коррекционную группу дети нуждаются в похвале и всегда получают поддержку. При возникновении у ребёнка различных трудностей: использовании неадекватных способов привлечении внимания и проявлениях негативизма, грамотный и уверенный в себе педагог найдет подход к каждому ребенку, сможет поддержать и вызвать положительные эмоции. При возникающих  у дошкольника неудачах, можно отметить положительные стороны в режимных моментах, при успешном выполнении упражнений или заданий в непосредственной образовательной деятельности. Очень важно  искренне хвалить воспитанника за старание, внимание и аккуратность выполнения поручений,  проявленных на занятии.

    Один из способов для создания мотивации и положительного настроя воспитанников – использование материальных стимулов в обучении: «наклеек-оценок», смайликов, жетончиков, применение интерактивного оборудования,  которые помогут поддерживать стремление детей выполнять  задания и поручения педагогов.

    В осуществлении работы с родителями можно отметить: индивидуальные консультации специалистов, родительские собрания, на которых освещаются перспективы занятий и совместных мероприятий, детские праздники, досуги, открытые фронтальные и индивидуальные занятия, круглые столы, конкурсы, викторины, игры по станциям. В ходе мероприятий  уточняются родительские запросы, происходит знакомство родителей с некоторыми терминами и понятиями, используемыми в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

    Главным условием для успешной адаптации являются  положительный эмоциональный фон вокруг ребенка , соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов, что в конечном итоге помогает детям и родителям быстрее привыкнуть к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу и сомнения, быстрее перейти к этапу коррекции речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

    Советы родителям при поступлении ребенка в детский сад....

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

    В условиях семьи ребенок с первых дней привыкает к определённому режиму, способу вскармливания к микроклимату семейных отношений и установленным способом общения с ним. Постепенно, в соответствии ритм...

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

    Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению...

    Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

    Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...

    Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

    Поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребёнка, своеобразный экзамен его психики, здоровья.  Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лица...

    Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

    Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....

    Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

           Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в...