дополнительная образовательная программа для детей ОВЗ "Логопедические игры"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Докшина Ольга Андреевна

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспи­тания является ведущим направлением в развитии специального образова­ния в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, раз­вивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социу­ма, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. В детском саду выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

•  дети с нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;

•  дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).

Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуника­ции и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бед­ности социального опыта, изменениям в становлении личности.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Дошкольное отделение МАОУ «СОШ №1» филиала Новолыбаевская СОШ предоставляет психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:

1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику;

2) оценку психо-социального развития и изучение средовых факторов;

3) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков, навыков общения;

4) осуществление психолого-педагогической поддержки;

5) информационную и методическую поддержку педагогических работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ДОП "Логопедические игры"236.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                  __________________

                                                                            Директор филиала Полкова О.С.

                                                                «___» _____________ 2015 г.

Филиал МАОУ ЗГО «СОШ №1»

Новолыбаевская средняя общеобразовательная школа

(дошкольное отделение)

Программа дополнительного образования

 «Логопедические игры»

 

             

                                                                      Руководитель кружка:

                                                                                          Докшина О.А. – учитель - логопед

с. Новолыбаево, 2015 г.

Пояснительная записка

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. В детском саду выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

  • дети с нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
  • дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).

Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Дошкольное отделение МАОУ «СОШ №1» филиала Новолыбаевская СОШ предоставляет психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:

1) выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику;

2) оценку психо-социального развития и изучение средовых факторов;

3) разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий, направленных на формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков, навыков общения;

4) осуществление психолого-педагогической поддержки;

5) информационную и методическую поддержку педагогических работников.

  1. Цели и задачи коррекционной работы с детьми

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

Кружок «Логопедические игры» обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Целью кружка является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте с 6 - 7 лет, способствующей усвоению общеобразовательной программы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Основными задачами кружка являются:

  • своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
  • определение их уровня и характера;
  • устранение несложных нарушений речи;
  • направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ПМПК, для определения адекватной формы и программы обучения;
  • профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
  • консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование подготовительной группы (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей в логопедический кружок.

На каждого зачисленного в логопедический кружок ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:

  • речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, где подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения;
  • речевая карта для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, где более полно раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.

Использование таких речевых карт позволяет проследить речевое развитие ребенка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения. В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

Прием в логопедический кружок производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 6 детей.

Основные задачи коррекционного обучения:

  1. Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики)
  2.  Полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
  3. Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
  4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
  5. Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
  6. Развитие навыков связной речи дошкольников.
  7. Развитие и коррекция психических процессов.
  8. Развитие коммуникативности и успешности в общении.
  1. Планируемые результаты логопедической работы

В итоге логопедической работы воспитанники логопедического кружка должны научиться:

·        Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

·        Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

·        Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

·        Пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

·        Владеть элементарными навыками пересказа;

·        Владеть навыками диалогической речи;

·        Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

·        Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

·        Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

·        Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

В итоге логопедической работы  речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

·        Свободно составлять рассказы, пересказы;

·        Владеть навыками творческого рассказывания;

·        Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.

·        Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

·        Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

·        Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

·        Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

·        Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  • Фонетическое восприятие;
  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • Графо-моторные навыки;
  • Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Направление «Физическое развитие»

Основная задача - совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. В режиме предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе.

Работа по физическому воспитанию строится с учетом общих и коррекционных задач. Включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Проводим подвижные игры, направленные на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

Образовательная область «Здоровье»

Задачи — создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Примерное содержание работы по развитию культурно-гигиенических навыков:

  • прием пищи: обучение умению пользоваться ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей), соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);
  • гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;

•одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.

Образовательная область «Физическая культура»

Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качестваи способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе физического воспитания наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

  • развитие речи посредством движения;
  • формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
  • изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
  • формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
  • управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

Направление «Социально-личностное развитие»

Основная цель — обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. Задачи социально-личностного развития:

•формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

•формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

•формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.

Для дошкольников с ОВЗстроим образовательную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются.

Образовательная область «Безопасность»

Задача—формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Предлагаем и проигрываем наиболее типичные ситуации, формулируем простейшие алгоритмы поведения:

-пользование общественным транспортом;

-правила безопасности дорожного движения;

-домашняя аптечка;

-пользование электроприборами;

-поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.

-сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).

На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние.

Образовательная область «Социализация»

Основная задача — подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей с ОВЗ в систему социальных отношений осуществляется следующим образом:

  • в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
  • в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
  • в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
  • в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Образовательная область «Труд»

Задачи — обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами. Работа по трудовому воспитанию включает:организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду;обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;обучение уходу за растениями, животными;обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др,);изготовление коллективных работ;формирование умения использовать поделки в игре.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции.

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Основная задача - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средства познания.        

Образовательная область «Познание»

Образовательная область «Познание» включает следующие разделы.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.

Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность планируем на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей работы.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗопираемся на сохранные анализаторы, используем принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления обогащаем в процессе различных видов деятельности.

Образовательная область «Коммуникация».

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку с ОВЗ полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Работа по формированию коммуникативных умений проводим регулярно и органично включаем во все виды деятельности.

Имеющиеся у детей нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Эта особенность является основополагающей в проектировании работы по формированию коммуникативных умений у детей с ОВЗ. Для каждого ребенка с нарушенным развитием определяем особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков.

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Включенность в работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

• выбирать произведения с учетом степени их доступности и близости содержания жизненному опыту детей; подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;организовывать драматизации, инсценировки;демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур;проводить словарную работу;адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития (для детей с нарушениями речи, слуха, интеллектуальными нарушениями);предлагать детям отвечать на вопросы и т.д.

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи - формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ограниченными возможностями сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Образовательная область «Художественное творчество».

Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование способствует развитию манипулятивной деятельности, укрепление мышц рук.

Образовательная область «Музыка»

Основная цель - слушание детьми музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, поэтому мы уделяем внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха), танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями).

В совокупности перечисленные направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый вид деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с ОВЗ имеют как общие, так и специфические особенности, связанные непосредственно с имеющимся нарушением. Содержание базовых направлений работы сочетается со специальными коррекционными областями.

2.2. Формы и методы коррекционной работы

Развитие детей 6-7 лет

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

ЗАДАЧИ:

  1. Обогащать словарный запас детей.
  2. Учить образованию и употреблению:

- слов с уменьшительно-ласкательным и увеличительным оттенком;

- глаголов совершенного и несовершенного вида, приставочныхглаголов единственного и множественного числа;

- относительных прилагательных, глаголов, антонимов,  синонимов.

  1. Учить употреблению в речи простых и сложных предлогов; правильному употреблению падежных  конструкций.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

ЗАДАЧИ:

1. Совершенствовать навык:

- распространения предложений путем введения однородных  членов (прилагательных,  глаголов);

- ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы;

- составлять небольшие рассказы по картине, серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов);

- пересказывать текст по плану, опорным картинкам;

- составлять описательный рассказ.

  1. Продолжать учить составлять предложения по вопросам, демонстрируемому действию, картине, опорным словам.
  2. Учить использовать элементы творческого рассказывания (закончить рассказ, изменить начало и т.п.).
  3. Овладевать объяснительной и доказательной формами речи.  

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать знакомить детей с понятием «звук», «слово», «буква», «предложение».
  2. Развивать у детей фонематические процессы (различение звуков речи).
  3. Обучать звукобуквенному анализу слов.
  4. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
  5. Обучать детей правильному согласованию слов в предложении.

2.3. Образовательная деятельность

 по коррекции нарушений развития речи

Коррекционно-развивающая работа учителя - логопеда

Работа с воспитанниками:

Речевой диагноз

Разделы

Содержание

Программное обеспечение

ФФН

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика, массаж

Т.Б. Филичева,

Г.В. Чиркина. Обучение детей с ФФН речи.

Постановка и автоматизация звука

Дифференциация звука

Развитие навыков фонематического анализа

Знакомство с гласными, согласными звуками

Умение выделять заданный звук из слова

Представление о твёрдых-мягких, глухих-звонких согласных

Подбирать слова на заданный звук

Деление слова на слоги

Анализ трёхзвуковых слов

Развитие общих речевых навыков

Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание

Работа над плавностью,  дикцией, интонационной выразительностью, тембром и темпом речи

Развивать силу голоса

ОНР

Лексика

Развивать словарь существительных, глаголов, признаков, наречий

Т.Б. Филичева,

Г.В. Чиркина Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР.

Учить сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать, исключать

Упражнять в умении подбирать синонимы и антонимы

Грамматический строй речи

Учить детей образовывать новые существительные при помощи суффиксов

Учить согласовывать существительные, прилагательные  в роде числе, падеже

Продолжать учить согласовывать существительные с числительными

Закреплять умение пользоваться в речи предлогами

Познакомить со способами словообразования

Учить делить предложение на отдельные слова

Дать понятие «Ударение»

Связная речь

Учить пользоваться в речи сложными предложениями

Закреплять умение составлять описательные и сравнительные рассказы по картине, из личного опыта

Учить грамотно задавать вопросы

Работа с родителями:

  • индивидуальные и тематические консультации, беседы;
  • показ открытых занятий;
  • подбор и знакомство со специальной литературой по заявленной тематике;
  • лекции-выступления на родительских собраниях;
  • систематический контроль над поставленными звуками.

Работа с воспитателями:

  • индивидуальные и тематические консультации;
  • открытые занятия;
  • подбор и распространение специальной педагогической литературы;
  • проведение лекций и бесед на педагогических советах;
  • разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;
  • рекомендации по развитию фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза;
  • занятия по заданию логопеда на закрепление речевого материала;
  • упражнения по развитию внимания, понятий, логическогомышления.

Работа с музыкальными руководителями:

  • упражнения: воспитывающие темы и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;
  • досуги;
  • согласование сценариев праздников, развлечений;
  • театрализация: внятность произнесения слов.

Работа с педагогом-психологом:

  • совместное обсуждение результатов психологических обследований;
  • консультации, беседы;
  • поиск подхода к детям.

Коррекционно-развивающей работы с детьми педагога-психолога ДОУ

Основные задачи:

  • охрана психического и физического здоровья детей;
  • создание благоприятного для ребенка психологического климата;
  • организация продуктивного общения детей со взрослыми и со сверстниками;
  • создание условий, обеспечивающих свободное и эффективное развитие каждого ребёнка;
  • внедрение достижений современной психологии в практику обучения и воспитания.

Работа с воспитанниками:

Диагностика

плановая и по запросу

Диагностические методы

  • интеллектуальная сфера;
  • эмоционально-волевая сфера и поведение;
  • детско – родительские отношения в семье;
  • готовность к школьному обучению;
  • межличностные отношения в детской коллективе.
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • беседы со специалистами, воспитателями;
  • изучение взаимодействия в детском обществе;
  • беседы с родителями;
  • индивидуальная коррекционная работа.

Формы занятий

Игровые занятия

в рамках дополнительного образования

  • подгрупповые;
  • индивидуальные;
  • групповые.
  • Развитие восприятия целостной картины окружающего мира.
  • Развитие самостоятельности и повышение уверенности в себе.
  • Развивающие игры и упражнения на  развитие памяти, мышления, произвольности, внимания детей, предупреждение школьной дезадаптации.
  • Развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
  •  Коммуникативные игры и упражнения.
  • Развитие творческого воображения.
  • Психогимнастика: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика.
  • Игровое моделирование проблемных ситуаций.

Психокоррекция

  • коррекция отношений между детьми;
  • коррекция индивидуально-психологических отклонений в поведении, общении, развитии ребёнка;
  • коррекционная работа по развитию эмоционально-чувствительной сферы ребёнка;
  • поддержка детей группы риска с повышенной тревожностью, агрессивностью, депрессивностью;
  • помощь в урегулировании отношений детей и родителей;
  • помощь в урегулировании отношений в системе педагог – ребёнок.

Психопрофилактика

  • работа на улучшение психологического здоровья детей и психологического климата в группе;
  • работа по проблеме адаптации детей к ДОУ;
  • консультирование педагогического персонала по максимизации комфортности пребывания детей;
  • психологическое просвещение педагогического персонала и родителей;
  • мониторинг внутрисемейных проблем;
  • индивидуальные беседы с родителями с целью улучшения внутрисемейных отношений.

Контроль над эффективностью программ и инноваций

  • диагностика развития;
  • диагностика актуального состояния;
  • диагностика действий педагога.

Работа с родителями:

  • групповые консультации, тренинги и семинары;
  • индивидуальные консультации;
  • подбор и знакомство с психологической литературой по заявленной тематике;
  • лекции-выступления на родительских собраниях;
  • диагностика детско – родительских отношений в семье: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы, посещение детей на дому;

Работа с воспитателями:

  • обучение воспитателей личностно ориентированной модели общения с ребёнком;
  • индивидуальные консультации и сеансы релаксации;
  • проведение лекций и бесед на педагогических советах;
  • помощь в организации специальной окружающей предметной среды в группах;
  • разработка индивидуальных программ и рекомендаций для развития ребёнка;
  • выявление наиболее «сильных» сторон воспитателя и помощь в выдвижении их воспитателем на первый план в работе с детьми.

Взаимосвязь со специалистами:

  • разработка плана совместной диагностики;
  • совместное обсуждение результатов диагностики и учёт рекомендаций;
  • организация консультаций по вопросам коррекции процессов воспитания интеллектуального, личностного и эмоционально-волевого развития ребёнка;
  • выявление наиболее «сильных» сторон специалистов.

План мониторинга детей подготовительной к школе группы

№ п/п

Наименование тестового материала

На что направлена

Срок

Форма провед.

Познавательная сфера

1.

Тест Равена

Изучение уровня интеллектуального развития детей, возможность проанализировать процесс решения задач

Октябрь, март

групп.

2.

Методика «10 слов»

Изучение оперативного запоминания, утомляемости, активности внимания

Октябрь, март

индив.

3.

Корректурная проба

Исследование произвольного внимания и оценка темпа психомоторной деятельности

Октябрь, март

групп.

4.

Методика  «Четвертый лишний»

Исследование уровня сформированности обобщения, понятийного мышления

Октябрь, март

индив.

5.

Методика «Последовательность событий в картинках»

Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно – следственных связей, анализ речевого развития

Октябрь, март

индив.

Эмоционально – волевая сфера

1.

Мотивационная готовность

Исследование типа мотивации будущего первоклассника

Март

индив.

2.

Методика «Несуществующее животное»

Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности

Декабрь

индив.


3.1. Оборудование логопедического кабинета

Индивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся в специальном помещении — логопедическом кабинете.

Логопедический кабинет достаточно оснащен учебно-дидактическим материалом.

В логопедическом кабинете имеется: шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий. Имеется навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета.

Необходимым оборудованием логопедического кабинета является зеркало.

Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста осуществляется на материале, доступном возрасту и индивидуальным особенностям детей с учетом программного материала детского сада.

Логопед пользуется пособиями, имеющимися в методическом кабинете детского сада.

3.2. Обеспеченность методическими материалами

 и средствами обучения и воспитания

Программы

Технологии и методики

Коррекция

учитель-логопед

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР»

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР»

1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина "Коррекционное обследование и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи", 1993.

2. Л.С. Волкова, В.И. Селиверстова "Хрестоматия по логопедии", в 2-х томах, 1997.

3. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», 1981

4. И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», 2007

5. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика», 2005

6. А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова «Уникальная методика развития речи дошкольника», 2002

7. Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова», 2001

8. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия», 2001

9. И.А. Смирнова «Альбомы для обследования связной речи», 2006

10. А.В. Никитина «33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей», 2009

11. Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет», 2008.

12.  Г.Р. Лагздынь «Логопедическая азбука»

13. Г.А. Османова «Логопед – родителям», 2009

14. Е.Л. Крутий «Волшебная Логопедия», 1999

15. Л.Н. Зуева «Логопедия для дошкольников Альбома со звуками», 2001

Коррекция

педагог-психолог

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина.  Как сохранить психологическое здоровье детей «Тропинка к своему Я», 2006

1. Л.И. Катаева «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», 2005г.

2. Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми», 2005г.

3. И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми»,2006г.

4. М.А. Панфилова «Игротерапия общения», 2008г.

Список используемой литературы

1.         Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2.         Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

3.       Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации, М, Баласс, 2007

4.         Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

5.       Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ   Сфера, 2007.

6.       Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991

7.        Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993

8.       Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

9.         Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005

10.      СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

11.      Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников"— М.: Генезис, 2004.

Приложение 1

Результаты логопедического обследования                                «___» ____________ 201__ г.

 

ФИ

Фонематическое восприятие

Звуко-произношение

Лексика

Грамматика

Связная речь

Моторика

Н/г

К/г

Н/г

К/г

Н/г

К/г

Н/г

К/г

Н/г

К/г

Н/г

К/г

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Красный – низкий, синий – средний, зеленый – высокий уровень, оранжевый – ниже среднего, желтый – выше среднего.

 

 

Приложение 2

 Экран состояния звукопроизношения                                         «___» ____________ 201__ г.

 

ФИ

Звуки

заключение

с

с’

3

3’

Ц

ш

ж

ч

щ

Л

Л’

P

P’

глухие

звонкие

твердые

мягкие

гласные

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

 - звук отсутствует, - поставлен, автоматизирован в слогах,  - автоматизирован в словах, - автоматизирован в предложениях, - автоматизирован в связной речи, - автоматизирован в самостоятельной речи, не требует контроля

 

 

Приложение 3

 

Результаты психологического обследования                              «___» ____________ 201__ г.

 

 

ФИ

память

внимание

мышление

механическая

логическая

слуховое

зрительное

зрительная

слуховая

зрительная

слуховая

сравни картинки

нелепицы

4-лишний

чего не хватает

добавь нужное

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.  Красный – высокий уровень, зеленый – средний уровень, синий – низкий уровень, черный - отсутствие



 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Дополнительная образовательная программа по обучению в игре мини-футбол

Программа предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия ...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по раннему изучению английского языка "Играя, изучаем английский"

Курс обучения английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребёнка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексичес...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ

Дополнительная  образовательная программа  для детей дошкольного возраста муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "Развиваемся, играя!"

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной ...