конспект НОД "Животные севера"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кривощекова Елена Владимировна

Беседы, описания и загадки помогут расширить представление детей об окружающем мире, в частности о жизни и повадках животных севера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в Арктику. Животные Севера»        

  • Коррекционно – образовательные цели: расширение словарного запаса и представлений об окружающем через знакомство с животными севера; учить устанавливать существенные признаки для обобщения и различения; закрепить названия одежды, обуви, транспорта.
  • Коррекционно – образовательные задачи: формирование познавательной активности, словообразование; развитие внимания, мышления, памяти, моторики пальцев.
  • Коррекционно – воспитательные задачи; воспитывать гуманное отношение к животным и чувство ответственности за сохранение живой природы.

Оборудование: мультимедийное устройство, белый плюшевый мишка, презентация «Животные севера», аудиозапись «Увезу тебя я в тундру», глобус или карта, разрезные картинки, алгоритм рассказа.

Методы работы: беседа, дидактические игры.

Форма работы: групповая.

Ход работы.

Оргмомент: ребята, у нас сегодня в гостях известный персонаж мультика. А кто это вы узнаете, отгадав загадку:

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда.

Он в белой шубе щеголяет,

Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

Нашего медвежонка, дети, зовут Умка. А как назвать его маму? (Белая медведица.). Он приглашает нас совершить путешествие к себе на родину, на Крайний Север. (Слайды 1-5).

Он познакомит нас со своими друзьями: северными оленями, арктическими волками, песцами, леммингами, полярными совами, зайцами, тюленями, морскими слонами, моржами. Суровые условия жизни – это нелегкое испытание на терпение и выносливость для немногих видов животных. Они научились экономно расходовать энергию, способность накапливать подкожный жир. Длинная шерсть, густое оперение, окрас в тон окружающей среде и умение приспосабливаться к сильнейшим морозам  отличают животных севера от обитателей наших лесов.

 Сначала Умка расскажет нам  о представителях своего вида. (Сл. 6-7)

Белый медведь – самый большой среди млекопитающих отряда хищных в мире. Не смотря на огромный размер он может быстро бегать, отлично плавать, ловко охотиться и незаметно подкрадываться к добыче: тюленям, морским котикам. От холода его спасает слой подкожного жира до 10см толщиной. Но даже мощь и сила не могут уберечь его вид от исчезновения. Поэтому белый медведь занесен в Красную книгу России. (Уточняем значение, выявляем причины).

        - Дети, вам интересно узнать об остальных обитателях Арктики? (Да!) Тогда нам пора в путь.

Поедем? (Да!)

А какую одежду мы оденем? (Зимнюю, самую теплую: перечисляют…).       А как мы туда доберемся? Посмотрим на карту и определим маршрут (уточняется значение слова). Перечислите  виды транспорта, необходимые нам в пути (Автобус, поезд, самолет, вертолет, такси, ледокол, собаки, олени)

Физминутка: Имитация движений транспорта со звукоподражаниями под аудиозапись «Увезу тебя я в тундру».

Слайды 8-10. Загадка

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

Да, дети, это благородные олени помогли нам добраться до пункта назначения. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые (Уточняем происхождение слова) рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.

Слайд 11-13.

На полярном берегу

Все законы строгие,

Но метели и пургу

Терпят ластоногие. (Тюлени)

Тюлени имеют конечности в виде ластов. Их окрас бывает серым, рыжим или коричневым. Взрослые тюлени в длину достигают 2-х метров. Возможно вы видели их в цирке, так как тюлени очень умны и дружелюбны. Заселяют они скалистые места, прячась от хищников. Детеныши тюленей очень симпатичные и милые. Их тело покрыто блестящей густой белой шерсткой, поэтому тюленят еще называют бельками. Из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность.

        Слайд 14-15.

Хвост поджав, во льдах ночую

Выношу мороз любой

Я по северу кочую

В теплой шубе голубой. (Песец)

        На какого животного наших лесов похож песец? (На лисицу). Верно, но есть и различия: у песца мордочка и ушки не так сильно вытянуты, как у лисы, более округлые очертания туловища, да и шерстка гуще и короче. В зиму можно заметить голубоватый оттенок его красивой шерстки. Так песец маскируется под снежный пейзаж, чтобы не быть замеченным врагами. Песцы в сильные морозы прячутся в сугробах, зарываясь в снег. А когда погода наладится, песцы везде следуют за белым медведем, подбирая за ним остатки добычи. Также они часто лакомятся птицами и их яйцами, охотятся на леммингов (северных мышей). Песцы в промерзшей земле с трудом роют норы для будущих  поколений и живут там по много лет. Живу большими семьями, воспитывая чужих и своих детенышей, как в детском саду.

        Слайд 16-17.

Что за дикий страшный зверь?

Никогда ему не верь.

Быстро прыгает, кусает.

Каждый точно его знает.

Знает он в охоте толк.

Отвечаем…(Это волк!)

        Полярный волк силен и вынослив. Он может неделями обходиться без пищи. В её поисках волчья стая обходит большие районы тундры и тайги. В стае воспитываются и обучаются охоте детеныши (волчата). За десятком волчат часто присматривает как самка (волчица), так и самец.

        Вот такие сильные и красивые животные обитают на крайнем севере.

Поблагодарим Умку за путешествие и отправимся домой.

        Физминутка (см.ранее)

Игра «Собери картинку» с припоминанием названия  и описания животного.

Итог: уточнение терминов: «вечная мерзлота», «стая», «стадо», «айсберг», «Северный Ледовитый океан», «ледокол», «кочевать», «Красная книга».

Вывод: будем любить и охранять живую природу разных широт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Конспект "Животные севера"

Цель: Расширить представления детей об образе жизни животных в условиях севера...

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»...

Конспект "Животные севера Красноярского края"

Конспект "Животные севера Красноярского края"...