Консультация для воспитателей "Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Журавлева Наталия Олеговна

Предлагаемые логопедические задания для постановки и закрепления в речи ребенка звуков помогут добиться лучших результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultacija_logopeda-uprazhnenija_1.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

 Предлагаем вашему вниманию  логопедические задания для постановки и закрепления в речи ребёнка звуков

 Занятия с ребёнком необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни.

Перед началом занятия создайте у ребёнка положительный эмоциональный настрой, по окончании обязательно похвалите за старание.

Добивайтесь того, чтобы ребёнок четко и внятно произносил звуки в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова.

Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка. За одно занятие не следует давать больше двух-трёх упражнений. Каждое упражнение повторяйте, по-возможности, 15-20 раз. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. В конце занятия с ребенком рисуется смайлик с  эмоцией, который  отражает интерес ребенка  к занятию.

  Всю работу родители согласовывают с логопедом или воспитателем и обращаются к ним при всех затруднениях.

  Мы надеемся, что занятия по тетради помогут детям преодолеть недостатки звукопроизношения и сделать речь более чёткой и правильной.

Упражнения подобраны  учителем -логопедом детского сада №1

 Журавлевой Наталией Олеговной.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков c,с', з,з', ц

Упражнение  №1 «Наказать непослушный язычок»

Цель: Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль над выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

Упражнение  №2 «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Цель: Выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы небыли напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться только углов рта.

Упражнение  №3 «Качели»

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку (12);

б) широкий язык поднимается к верхней губе (7), затем опускается к нижней губе (8);

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой (9), затем между нижними зубами и губой (10);

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам (11), затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами (13), затем за верхними (14);

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем - до мягкого неба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Упражнение  №4 «Язык перешагивает через зубы»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движения кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Упражнение  №5 «Почистим зубы»

Цель: Учиться удерживать кончик языка  за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх - вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.  

Упражнение  №6 «Пирожок»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок». Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка  губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т.п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!!!).

Упражнение  №7 «Желобок», «Лодочка»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх, развивать умение управлять языком.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку , оставались неподвижными.

Упражнение  №8 «Самосвал»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

 

Упражнение  №9 «Горка», «Киска сердится»

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы  в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение №10 «Катушка»

Цель: Вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение №11 «Упражнение в произношении звука и»

Цель: Вырабатывать  умение управлять языком.

В игровой форме отрабатывается произношение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

Упражнение №12 «Загнать мяч в ворота»

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

Упражнение №13 «Подуть через трубочку»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот закрыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

Упражнение №14 «Кто дальше загонит мяч»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение №15 «Сдуть снежинку»

Цель:  Вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты  к верхним зубам. На кончик языка положить  бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

Упражнение №16 «Подуть через соломинку»,

 «Шторм в стакане»

Цель: Вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода  в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Упражнение №17 «Заборчик»

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнение №18 «Рупор»

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком  положении.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны

Упражнение № 19 «Трубочка»

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

Упражнение № 20 «Заборчик», «Рупор», «Трубочка»

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и - о - у.

Упражнение № 21 «Упражнение в произнесении

звуков т - с»

Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесения звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Из перечисленных упражнений логопед выбирает только те, которые необходимы для коррекции нарушенного звука в зависимости от вида дефекта произношения.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ.

Упражнение №1 «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Цель: Выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Упражнение №2 «Пирожок»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет  от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Упражнение №3 «Качели»

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку (12);

б) широкий язык поднимается к верхней губе (7), затем опускается к нижней губе (8);

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой (9), затем между нижними зубами и губой (10);

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам (11), затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами  (13), затем за верхними (14);

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем - до мягкого небе.

при выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Упражнение №4 «Язык перешагивает через зубы»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Упражнение №5 «Маляр»

Цель: Вырабатывать движения языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно).

Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение №6 «Грибок»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается), и удерживать его в таком положение под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

Упражнение №7 «Гармошка»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Упражнение №8 «Вкусное варенье»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить за тем, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят; губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

Упражнение №9 «Чашечка, ковшик»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт. Губы  в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты; средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5 - 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Упражнение № 10 «Фокус»

Цель: Вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Упражнение № 11 «Саночки»

Цель: Развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед - назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Упражнение № 12 «Рупор»

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнение №13 «Заборчик», «Рупор», «Трубочка»

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

Упражнение №14 «Упражнение в произношении

звуков т' - щ»

Перед постановкой звука ч полезно проводить упражнение в поочередном произношении звуков т' и щ. Это способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения звука ч. сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.

Упражнение № 15 «Горка»

Цель: Выработать подъем передне-средней части спинки языка, умение быстро менять положение языка.

Рот открыт. Губы  в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных

укладов звуков Р, Р'

Упражнение № 1 «Качели»

 Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку (12). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

б) широкий язык поднимается к верхней губе (7), затем опускается к нижней губе (8). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой (9), затем между нижними зубами и губой (10). Следить за тем, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, и нижняя челюсть была неподвижной;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам (11), затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за верхними резцами (13), затем за нижними (14). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого нёба.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение №2 «Достать языком нос»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение №3 «Достать языком подбородок»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть оставались неподвижны.

Упражнение № 4 «Язык перешагивает через зубы»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движения кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Упражнение №5 «Чьи зубы чище?»

Цель: Вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх - вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение №6 «Маляр»

Цель: Вырабатывать движения языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо делая движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно).

Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение №7 «Лошадка»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать всей плоскостью к нёбу, и со щелчком оторвать. Следить за тем, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

Упражнение №8 «Грибок»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается), и удерживать его в таком положение под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

Упражнение № 9 «Гармошка»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Упражнение № 10 «Пощелкать кончиком языка»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Л, Л'

Упражнение  №1 «Наказать непослушный язычок»

Цель: Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль над выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

Упражнение №2  «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Цель: Выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Упражнение  №3 «Качели 1»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений  кончика  языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем - на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение №4 «Качели 2»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение №5 «Качели 3»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы внутренней стороны, затем поднять его за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение №6 «Вкусное варенье»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить за тем, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят; губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

Упражнение № 7 «Пощелкать кончиком языка»

Цель: Укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

Упражнение №8 «Беззвучно пощелкать кончиком языка»

Цель: Вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

Упражнение №9 «Индюк»

Цель: Вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение  №10  «Горка», «Киска сердится»

Цель: Вырабатывать подъем спинки и корня языка , укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы  в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол,  губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение №11 «Катушка»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается вперед» и убирается в глубь рта. следить за тем, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение №12 «Упражнение в произнесении

звука к (г)»

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен и оттянуть назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать выгнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;

б) то же, но только произносить звук г.

Упражнение №13 «Пароход»

Цель: Вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук ы («как будто гудит пароход»). Следить, чтобы язык не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнения для языка

«ПТЕНЧИКИ». Рот открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА» «СТРЕЛОЧКА» «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык «присосать» к нёбу.

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот открыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

САМОМАССАЖ МЫШЦ ГУБ И ЯЗЫКА

1. Присосать верхнюю губу, захватив ее нижними зубами, и несколько раз почмокать.

2. Присосать нижнюю губу, так же захватив ее верхними зубами и почмокать несколько раз.

3. Сделать губы «бутончиком» и, не размыкая, пожевать их несколько раз.

4. Сомкнуть губы, затем резко создать разрежение в ротовой полости и так же резко разомкнуть их - получится громкий хлопок.

5. Улыбнуться, показав сомкнутые зубы; видны два ряда зубов. С силой раздвигая верхний и нижний ряд зубов просунуть вперед напряженный язык на 2-3 см.; на секунду зафиксировав положение высунутого языка, медленно втяните язык внутрь, сомкнув затем зубы; язык в момент прохождения через зубы обычно белеет.

6. Широко раскрыв рот, дотронуться языком до верхних зубов, а затем плотно прижав к ним кончик языка, делать им движения вперед - назад, как будто чистить зубы изнутри.

7. Таким же образом проделайте упражнения с нижними зубами.

8. Слегка приоткрыв рот, положить расслабленный язык ни нижние зубы и, прикусывая его верхними зубами, потихоньку выдвигайте кончик языка вперед, а затем вдвигать его назад.

9. «Пожуем грушу». Для упражнения используется спринцовка №1. Сложить ее в 2 раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

САМОМАССАЖ МЫШЦ ЛИЦА

1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

4. «Пальцевый душ 1». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы  к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки  спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3-5 с.

8. «Нарисуем усы». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к уголкам рта.

9. «Веселый клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта,  а затем вверх, к скуловой части.

10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

11. «Клювик». Движение указателями и средними пальцами от углов верхней губы к середине.

12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы

17. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам,  от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки». Круговые  движения кончиками пальцев по щекам.

20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

21. «Паровозики». Сжать кулачки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

22. «Пальцевый душ 2». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

23. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

24.«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Желаем  успехов вашему ребенку, терпения Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:...

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);зубы - разомкнуты;язык - широкий к...

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

Артикуляционные упражнения, которые родители  могут выполнять дома....

Консультация для родителей: "Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «л»"

Уважаемые родители, представляю вашему вниманию комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука  «л»....

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....