ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Проклова Наталья Александровна

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_statya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый родитель, ответственно относящийся к развитию своего ребенка в определенный момент начинает обращать внимание на тот как разговаривает малыш. И у многих возникает резонный вопрос, а всё ли протекает правильно и нет ли отклонений. Логопеды в детском саду начинают обследовать детей на наличие речевых нарушений в возрасте пяти лет. Это связано с тем, что к пятилетнему возрасту должны сформироваться основные базовые речевые системы, и специалист может говорить о наличии или отсутствия речевых нарушений. Но не многие родители, что на самых ранних этапах развития ребенка уже можно заметить предпосылки, возникновения трудностей в овладении родной речью, и самое главное, на них можно активно и эффективно воздействовать на них. На что же нужно обратить внимание родителям? Об этом пойдет речь в этой статье.

Для начала, давайте определим, какие нарушения речи встречаются у детей дошкольников. Наиболее распространенными в этом возрасте являются нарушения звукопроизносительной стороны речи (ребенок не выговаривает звуки, картавит, шепелявит и т.д.), нарушения лексикограмматического строя (ребенок не правильно употребляет формы слов, не правильно ставит ударения, не понимает значения предлогов, с трудом подбирает слова, путаясь в их значениях  и т.д.) и заикание. Исходя из этих данных мы и будем разбираться в причинах.

Во первых стоит сказать о том, что большое значение имеют особенности протекания беременности, гипоксия (кислородная недостаточность), сильный токсикоз (интоксикация организма матери и ребенка), инфекционные и вирусные заболевания, обострения хронических заболеваний, курение, алкоголь все эти известные многим факторы могут иметь непосредственное негативное воздействие на формирование центральной нервной системы плода. А нужно отметить, что зоны коры головного мозга, отвечающие за речь, имеют наибольшую площадь по сравнению с другими. И нарушения в работе какого-то центра, обязательно отразиться на развитии всей речевой системы. Поэтому мамочке, обязательно нужно пристально следить за своим здоровьем и при необходимости консультироваться со специалистами. Такое же большое значение имеет и сам процесс родов. Каждая мама знает, что при рождении очень важно услышать крик новорожденного. При этом большое значение какой этот крик. Он должен быть достаточно громким, звонким,  модулированным, продолжительным. Почему это важно? Во время первого крика раскрываются легкие ребеночка, которые до этого момента не работали. Полное раскрытие всех легочных отделов позволяет полностью обогатить кровь кислородом, который сразу же поступает в во все системы организма, в том числе в головной мозг.

Но поскольку наш разговор идет о ребенке-дошкольнике, то ни на процесс беременности, ни на процесс родов уже не повлиять мы не можем, то нужно просто маме иметь ввиду, те сложности которые возможно были, и консультируясь со специалистами информировать их обо всех нюансах.

Теперь поговорим о периоде раннего развития. В норме речевое развитие проходит следующие этапы: слуховое сосредоточение (ребенок замирает, услышав звук, ищет его глазками, а затем начинает реагировать на голос матери «комплексом оживления») это происходит приметно в месяц - полтора. Гуление  (3-6 месяцев) ребенок «поет» гласные УУУАААА. Лепет (7-8 месяцев) – ребенок произносит слоговые ряды (папапа, татата). К году в словаре ребенка должно быть примерно 10 слов (словами считаются ПИ – пить, бррррр – машина, кх или мяу – кошка и т.д.). Начиная с года объем слов должен стабильно и значительно увеличиваться. На данном этапе один из основных признаков нормального речевого развития, наравне с активным желанием ребенка общаться со взрослым и слушать его! К двум годам у малыша должна появиться простая, пока грамматически совсем не оформленная короткая фраза. (Мама пи – мама хочу пить. Дем лять – Идем гулять и т.д.).

Весь этот период мама является самым главным стимулом к развитию ребенка. Я думаю многие мамы согласятся с словами, что быть хорошей мамой это трудная работа, которая при этом дарит множество счастливых моментов. Она состоит в том, что мама постоянно, эмоционально общается с малышом. И делать это нужно правильно: говорить нужно не торопясь, внятно, эмоционально. Ребенок должен видеть артикуляцию при произношении, как мама двигает губами, пропевает гласные.  Нужно оречевнять, проговаривать все действия, события, предметы. «Сейчас мы с тобой пойдем на кухню, возьмем тарелочку, приготовим кашку. Где наша ложечка? Вот ложечка. Будем кушать кашку с Машей.» И т.д. Все это способствует обогащению словаря, поддержанию интереса к общению, и формированию речевой системы языка.

Почему важно поговорить об этом сейчас? Потому, что даже если вы где-то допустили какие-то упущения у вас еще есть шанс все исправить! Общайтесь, разговаривайте, читайте книжки, пойте песенки, колыбельные. Это создаст мощную основу, и предупредит в дальнейшем нарушения, связанные с усвоением системы родного языка.

Что еще можно посоветовать. Обсуждайте, задавайте вопросы, пересказывайте просмотренные мультики, прочитанные сказки. Рассказывайте по ролям сами,  а затем и с ребенком самые элементарные и известные сказки, инсценируйте их с помощью игрушек. («Репка», «Колобок» и др.).

Это все положительные моменты. Из негативных стоит отметить засилие вокруг ребенка всевозможных «гаджетов» (планшеты, телефоны, компьютеры…) – безликих, не эмоциональных, молчаливых или наоборот визгливо кричащих, пищащих, звенящих. С беспорядочно мелькающими картинками, и потоком совершенно не нужной для развития информации. Даже мультики, которые заявляются их создателями как для самых маленьких порой совершенно не соответствуют развивающим потребностям ребенка.  Вспомните мультфильмы вашего детства – каждое слово в них было наполнено смыслом и понятно ребенку! В них был нравственный и познавательный резерв.

Поэтому я могу посоветовать вам ответственно относиться к выбору мультиков для ребенка, ограничивать их просмотр несколькими минутами в день! Окулисты используют следующую формулу: возраст ребенка плюс 5-10 минут! Но даже этот период можно использовать грамотно: обсуждайте фильм, инсценируйте его, проговаривайте ребенку как модно больше слов, характеризующих героев и их поступки (мишка какой большой, сердитый, испугал всех, а мышка маленькая ловкая, быстрая и т.д.).

То же можно отнести и к песенному материалу и книгам. «Лада седан – баклажан» это репертуар не для дошкольного возраста! Обратитесь к классике! Даже обыкновенное чтение самой заурядной, на первый взгляд, книжки можно превратить в увлекательное занятие. Рассматривайте картинки, просите ребенка найти тот или иной предмет на картинке (маленький, в углу страницы), спрашивайте о каждом предмете: где он находится, какой он. Если ребенку трудно отвечать самому отвечайте сами или вместе с ним, не торопясь, проговаривая четко все слова и особое внимание обращая на окончания слов (не «проглатывайте» их). И конечно будьте эмоциональны, иначе малыш поймет, что это совсем не интересное занятие, раз маме скучно. Задавайте ребенку провокационные вопросы: Это яблоко? (на цветок), цветок на столе? (на окошке), мячик закатился на кровать? (под кровать), Мишутка ест из большой миски?  и др. И не забывайте хвалить ребенка и радоваться вместе с ним.

С возрастом эти игры можно будет усложнять, отдавая все больше инициативы и самостоятельности ребенку. Но это не значит, что родителям можно будет совсем отстраниться. Вы для своего малыша являетесь тем огоньком, который освещает ему дорогу в большой мир. И границы этого мира постоянно расширяются.

Это, пожалуй, основное, что я могла бы посоветовать родителям в качестве профилактики речевых нарушений, связанных с неполным усвоением структур родного языка.

Далее хотелось бы коснуться темы звукопроизношения. До пяти лет ребенок учиться правильно произносить звуки родной речи и ошибки, которые он допускает в раннем возрасте являются физиологическими. Но именно в этом возрасте формируется произносительная основа. Что она включает в себя? Во-первых владение ребенком своими органами артикуляции. Малыш должен уметь высовывать и прятать язычок, надувать щеки, открывать и закрывать рот, удерживать его в открытом состоянии некоторое время (не удивляйтесь, все чаще в практике логопеда попадаются детки, которым и это сделать сложно), вытянуть губы вперед и др. А также мимическими мышцами: понять бровки (удивиться), наморщить нос, сильно зажмурить глазки (испугаться). Попробуйте поиграть с ребенком в обезьянок (они так любят кривляться перед зеркалом), и покажите ему несколько движений. Получается? Если да, то это просто замечательно! Играйте так почаще, постепенно расширяя и увеличивая объем и амплитуду движений. Так вы будите развивать речевой аппарат, а значит готовить его к произношению более трудных звуков.

Но если вы видите затруднения у малыша, не спешите расстраиваться, возможно, ему нужно некоторое время, чтобы освоить движения. Если же трудности не проходят стоит разобраться. Причинами плохой подвижности могут быть нарушения тонуса мышц (повышенный или пониженный), микропарезы (нарушения прохождения нервного импульса от головного мозга к мышце), укороченная уздечка языка или губ, высокое нёбо, а также другие особенности строения речевого аппарата.

С тонусом и микропарезами вам поможет разобраться невролог. Обязательно посетите этого специалиста и подробно расскажите ему о ваших опасениях, если вы заметили: когда ребенок широко открывает рот – язык оттягивается назад, как комочек, и малыш не может спокойно положить его во рту; не может высунуть широкий язык, подвигать им вверх-вниз. Язык в это время крепкий, твердый. Часто ребенок в речи делает акценты на звуках К, Г, Х и их мягких формах, может пытаться рычать «горлом». При движениях языка у него наблюдается напряжение в лицевой мускулатуре, шее, плечах, а иногда в руках и ногах. Может возникать рвотный рефлекс на элементарное прикосновение к языку (щеткой, ложкой). Все это может свидетельствовать о гипертонусе (гипер - повышенный). При гипотонусе (сниженный) – можно наблюдать, как у малыша  подтекают слюнки из уголков губ (во время сна, увлеченной игры, или других ситуациях), причем этот симптом очень хорошо просматривается еще в грудничковом возрасте, когда он сосет грудь или бутылочку. Уже тогда нужно обращать на это внимание. Часто можно видеть, как ребенок ходит с постоянно открытым ртом, и иногда даже с высунутым кончиком языка. Это тоже может быть следствием слабого тонуса, но надо обязательно проконсультироваться с ЛОРом и исключить наличие аденоидов.  Мимические мышцы лица как правило тоже вялые, и эмоции ребенка трудно «прочитать» по лицу.

Чем можно помочь ребенку в такой ситуации? Продолжайте играть с язычком, можно даже на первых порах, аккуратно помогать ему двигаться в нужную сторону, например пальчиком, зубной щеткой или ложечкой. Проанализируйте, как питается ребенок. Некоторые дети соглашаются есть только перемолотую, мягкую, кашеобразную пищу. И мамы идут у них на поводу. Не стоит этого делать! Ребенок должен учиться откусывать твердые продукты (яблоко, морковку, капусту, кусок вареного мяса), пережевывать их тщательно, не глотая комками. Учите его этому! Несколько дней или недель активных тренировок под контролем взрослого и результат не заставит себя ждать! Учитесь пить по-разному: из кружки, через трубочку, с ложки. Посоветуйтесь со специалистом, который научит вас делать элементарный массаж плечевого пояса, шеи, лица и языка! Это очень важно начать делать как можно раньше, так вы окажете неоценимую помощь и ребенку, и специалисту, который в будущем, возможно, будет работать с вашим сыном или дочкой. Не бойтесь, в этом нет ничего сложного, главное понять основные принципы. В этом возрасте ваша работа будет иметь больший результат, чем работа любого специалиста, т.к. ребенок вам доверяет.

Говоря об индивидуальных особенностях строения речевого аппарата, важно отметить, что консультации у ортодонта в возрасте 1 год, 3 года, 5 и 7 лет я считаю обязательными. Так же как и выполнение всех его рекомендаций. Поскольку активно воздействовать не анатомию речевого аппарата логопед не может, для этого есть специальные приспособления. Но их эффективность увеличивается при грамотном использовании в нужное время. Часто у родителей возникает не приятие рекомендаций по подрезанию уздечки. Можно понять их страх и волнение, ведь это своего рода микрооперация. Но современная медицина находится на таком уровне, что операции эти проходят безкровно и безболезненно, а вреда неисправленный дефект может нанести много. Не только при овладении речью, но и в дальнейшей развитии. Укороченная уздечка не дает нормально развиваться нижней челюсти, от этого страдают и зубы. Не удивляйтесь, что во взрослом возрасте человеку приходится посещать стоматолога из-за неправильного прикуса, а следовательно не правильного распределения жевательной нагрузки на зубы. Хотя конечно и произношение может пострадать значительно. Поэтому не упускайте из виду специалиста-ортодонта, консультируйтесь с ним и прислушивайтесь к рекомендациям.

Помимо артикуляции, для правильного произношения, большое значение имеет хорошо развитое речевое дыхание. Да, именно речевое, поскольку с обычным, физиологическим, проблем может и не быть. (Но если они есть их непременно нужно диагностировать и ликвидировать). Мы разговариваем на выдохе, вдох делаем между словами, объединив их по смыслу. Для того, чтобы ребенку хватало воздуха, для произношения длинной фразы, необходимо учить его делать короткий глубокий вдох и спокойный долгий выдох. Для этого подойдут любые дыхательные игры и игрушки: вертушки, пузыри, кораблики на воде, свечки, воздушные шарики (вот тут важно не перестараться и дать шарик, который легко надувается), пена в стакане, сдувание ваты или других предметов с ладошки. Да хоть на машинку, чтобы она поехала! Главное делать вдох носом, выдох – ртом и при выдохе не надувать щеки. Дуть в губы, вперед. Это может быть очень весело и увлекательно, а главное полезно!

Произносительная сторона также во многом зависит от голосовых возможностей. Умеет ли ребенок разговаривать разными голосами (как мышка, как волк, как собачка, как дедушка)? Может ли сказать одно и то же громко, тихо, сердито, ласково, протянуть звук, сказать отрывисто (поезд – ту, ту, ту, тууууууууууу), может ли передать самый простой ритмический рисунок (поиграть на барабане как мама: тук…тук…тук, тук). Не овладение этими навыками в процессе общего развития обязательно отразиться на внятности произношения. Но помните, вы и в этом должны быть образцом, эталоном для малыша. Нужно учить его этому, весело и увлекательно в игре. Кстати такие игры могут вам помочь скоротать время в очереди к доктору, по пути в магазин (в машине), или например, отвлекайте играми ребенка, когда парите ноги. Это лучше, чем просто говорить ему: «Терпи, сиди, так надо».

Ну и последний момент, о котором обязательно надо сказать, говоря и произношении. Это фонематический слух. Такой особый вид слуха (помимо физиологического и музыкального) который позволяет ребенку различать схожие звуки речи. Порой бывает так: логопед ставит звуки, и ребенок может произнести их правильно, когда старается, но как только выходит из зоны контроля взрослого начинает снова ошибаться. Возможно, он не слышит разницы между правильным и искаженным звучанием, для него они одинаковы. Это очень важно, так как в последствии именно фонематический слух будет основой правильного написания слов на уроках в школе.

Начинать эту работу нужно со слухового внимания. Очень полезная игра «Угадай, что звучит». Взрослый показывает ребенку несколько предметов и какие звуки они издают (бубен звенит, бумага шуршит, машинка шумит и др.). сначала надо брать по 2-3 предмета, постепенно увеличивая их количество. Затем прячем предметы и снова извлекаем звук. Просим малыша показать, что звучало. Такие игры обычно очень увлекают их.

Пойте с ребенком песенки из слогов (ма-ма-мя, ти-ти-ты, во-во-вё). Но будьте внимательны подбирайте для своего ребенка песенки, содержащие только те звуки, которые он может правильно (то есть как вы) сказать. Сложные звуки (Ш, Ж, С, З, Ц, Ч, Щ, Л, Р, РЬ) брать нельзя!

При заучивании коротких стишков заменяйте рифмующиеся слова на похожие по звучанию, постарайтесь чтобы малыш заметил это и исправил вас (Уронили мишку на пол, оторвали мишке вату?).

Подберите картинки на которых будут изображены предметы с похожими названиями. (мышка-мишка, дочка-бочка, пушка-мушка ….). ребенок должен понимать значение этих слов, даже если он не умеет произносить их. Спросите это мышка? Это мишка? Где мишка? Где мышка и т.д. 1-2 пар картинок достаточно для одного занятия. К ним можно возвращаться несколько раз. Но не просите малыша повторять это слова за вами, учитесь слушать.

А теперь я хотела бы немного коснуться темы заикания. Практика показывает, что детей с такой формой нарушения становится, к сожалению, все больше. Причины все те же:  телевизор, телефон, эмоциональные и физические перегрузки, нарушения дыхания, повышенная тревожность,  неврологическая нестабильность нервной системы, грубые нарушения произношения, задержки речевого развития и резкий выход из этого состояния, наследственная предрасположенность (она касается именно особенностей протекания психических и неврологических процессов). И многие другие. На сегодняшний момент заикание одно из самых сложных и не изученных нарушений. Несмотря на появляющиеся новые технологии и методики, гарантированного стабильного результата без возможности рецидивов, не дает ни одна. Работают с заикающимися детками как правило узкие специалисты-логопеды. Но самое главное, что стоит запомнить родителям относительно этого нарушения – обратиться к специалисту нужно сразу же, как только оно появилось. Чем дольше ребенок заикается, тем сложнее ему вернуть нормальный темп речи. Это трудная работа, имеющая много нюансов, и зависящая в первую очередь от родителей. В качестве профилактики не перегружайте малыша занятиями в кружках, четко следите за режимом дня, избегайте сильных эмоциональных встрясок, особенно если есть неврологическая симптоматика. Берегите своего малыша. Не думайте что шумные празднования дня рождения, с большим количеством людей и аниматоров, до позднего вечера это хорошо. Лучше устроить праздник в кругу семьи, с шариками и колпачками, вместе поиграть в новые игры, почитать новую книгу и вовремя лечь спать.

Подводя итог, хочется сказать: будьте внимательны и наблюдательны. Замечайте все особенности вашего малыша, анализируйте их, но разумно, без паникерства и накручивания себя (а значит и ребенка), консультируйтесь со специалистами, возможно даже с несколькими, чтобы быть уверенными. А главное обеспечьте своему ребенку интересное, увлекательное, активное, позитивное детство в кругу любящей и понимающей его семьи. Живите с ним одной жизнью и радуйтесь каждому мгновению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРОВОДИМАЯ В  ГРУППЕ...