Развитие артикуляторной моторики
консультация по логопедии на тему

Сусликова Лариса Станиславовна

Работа по развитию артикуляторной моторики осуществляется через систему игр и упражнений, формирующих у детей способность через кинестетические ощущения фиксировать образец произношения посредством уточнения произносительной дифференциации звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_artikulyatornoy_motoriki.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие артикуляторной моторики

          Логопедическая работа по данному разделу осуществляется через систему игр и упражнений, формирующих у детей способность через кинестетические ощущения фиксировать образец произношения посредством уточнения произносительной дифференциации звуков. В процессе коррекционного воздействия устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляторного уклада и двигательным ощущением. Опора на зрительный и слуховой анализаторы, облегчающая воспроизведение требуемого движения или артикуляции, осуществляется на начальных этапах работы, в последующем зрительный и слуховой контроль исключаются, что вызывает необходимость использования детьми только кинестетического самоконтроля. Развитие двигательно-кинестетической функции осуществляется через систему следующих упражнений:

        а) Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении губ (в зависимости от этапа работы выполнение осуществляется перед зеркалом и без него, при произнесении звуков вслух и беззвучно).
        1) Произнести звук И, определить положение губ при артикуляции данного звука.
        2) Произнести звук У, определить положение губ при артикуляции данного звука.
        3) Произнести со слиянием звуки ИУ, УИ и определить, как изменяется положение губ при артикуляции.
        4) Произнести слоги (СИ–СУ, КИ–КУ и др.) и определить изменения в положении губ при их произнесении.
        5) Произнести слова (утро, мир, Ира, сук и др.) и определить положение губ при произнесении первого (среднего, последнего) звука в слове.
        6) Определить по беззвучной артикуляции логопеда произнесенный звук (первый, средний, последний звук в слоге, слове).

        б) Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении поднятого и опущенного кончика языка (проводятся также с опорой на зрительно-слуховые представления о звуке и при их исключении).
        1) Произнести звук А и определить положение кончика языка при его произнесении.
        2) Произнести звук Д и определить положение кончика языка при его произнесении.
        3) Произнести слог АД и определить, как изменяется положение кончика языка при его произнесении.
        4) Произнести серию слогов АД, ДА и в каждом случае определить изменение положения кончика языка.
        5) Произнести слова и определить изменение положения кончика языка (поднят или опущен) при произнесении каждого слова (по первому звуку слова: дом, Аня, дождь, астра и др.).

        в) Упражнения по уточнению кинестетических представлений об узком и широком кончике языка.

Работа осуществляется в той же последовательности и теми же приемами, но при этом подбирается пара звуков, при произнесении которых выявляется резкая контрастность положения языка (узкий или широкий).

Коррекционное воздействие по каждой группе рассмотренных выше упражнений проводится в определенной последовательности (выполнение движении перед зеркалом с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала по беззвучной артикуляции), с использованием различных видов заданий:

1. Чисто артикуляторные упражнения без произнесения звука.
2. Артикуляторные упражнения с произнесением:
        а) отдельных звуков,
        б) серии звуков.
3. Слоговые упражнения.
4. Словесные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие ручной и артикуляторной моторики в онтогенезе"

В статье дается описание развитие мелкой и артикуляторной моторики в онтогенезе....

Развитие артикуляторной моторики с помощью ИКТ.

Материал предназначен для  использования в процессе развития артикуляторной моторики детей дошкольного  возраста....

РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И МОТОРИКИ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА

        У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная  в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии  движений пальцев ...

Статья "Развитие ручной и артикуляторной моторики в онтогенезе"

В данной статье рассказывается о  развитие ручной и артикуляторной моторики в онтогенезе....

Развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

В статье подробно описаны специальные упражнения, направленные на  развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры, которые способствуют эффективности логопедической  работы по пре...

«Развитие артикуляторной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через артикуляционные считалочки»

Роль артикуляционных считалок в развитии артикуляторной и мелкой моторики воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР. Важно помнить, что для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижны...

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И МОТОРИКИ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА ПРИ СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИИ

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ&r...