Проект «Учимся правильно дышать».
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему и обеспечивает не только физиологическую функцию, но и функцию речевого дыхания – как основы речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_dyhaniyu.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Петровна Заровецкая

учитель-логопед,

высшей квалификационной категории

МА ДОУ Полевского городского округа

«Детский сад № 63 комбинированного вида»

Проект «Учимся правильно дышать».

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему и обеспечивает не только физиологическую функцию, но и функцию речевого дыхания – как основы речи.

Актуальность данного направления обусловлено тем, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми нарушениями. Недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.

Применение здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи становится необходимым в логопедической практике.  

В процессе коррекции речи у детей появляются вопросы: Что такое дыхание? А как это дышать правильно? А зачем дышать? Что зависит от хорошего дыхания? Как развивается дыхание?  и др. В свою очередь логопеду  необходимо доступно и правильно ответить на эти вопросы, заинтересовать экспериментальной деятельностью, научить доступным, игровым способом правильно дышать. В итоге ответить на главный вопрос: Что необходимо делать, чтобы дышать, не болеть и правильно говорить?

С целью формирования правильного речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II, III уровень речевого недоразвития) старшего дошкольного возраста, был разработан исследовательский проект «Учимся правильно дышать» и реализован в апреле 2016г.

Поставлены следующие задачи:

Для детей: развивать продолжительный, равномерный выдох у детей, формировать сильную воздушную струю. Вызвать положительные эмоции в процессе выполнения игровых дыхательных упражнений, способствовать развитию творческого воображения и фантазии.

Для учителя-логопеда: подобрать и изготовить комплекс игр и упражнений по формированию речевого дыхания с использованием нестандартного оборудования. Создать условия для комфортной речевой деятельности детей в логопедическом кабинете.

Для родителей: раскрыть роль дыхательных упражнений в процессе коррекции речи, профилактике и укреплении здоровья детей.

Участниками проекта стали  учитель-логопед Заровецкая Ольга Петровна и дети с ТНР (ОНР II, III уровень речевого недоразвития) и их родители.

Предполагаемый результат: сформировать сильную, равномерную  воздушную струю  у детей, желание самостоятельно выполнять дыхательные упражнения и задания. Использовать нестандартное оборудование на коррекционных занятиях.  Систематизировать материал по применению  дыхательных упражнений. Расширить знания по данной теме, заинтересовать и вовлечь в коррекционный процесс родителей.

Были определены, разработаны и реализованы  четыре этапа проекта: 1 этап – постановка проблемы, 2 этап – реализация проекта, 3 этап – презентация проекта, 4 этап – рефлексия.

Реализация проекта проходила через разные виды детской деятельности.

1 этап проекта – постановка проблемы.

Организация совместной деятельности взрослого и детей. В ходе познавательно-исследовательской деятельности с детьми обсуждались и решались вопросы: «Помогает ли дыхание говорить правильно и не болеть?». Зачем нам нужно дыхание? Объяснить значение дыхания детям. Что зависит от хорошего дыхания? Что необходимо делать, чтобы правильно дышать, не болеть и правильно говорить? Какое бывает дыхание? (физиологическое и речевое). Какие игры и упражнения помогут нам развивать дыхание?

В результате был разработан конспект с обучающей презентацией «В гости к Тобику. Эксперименты с дыханием». Проведена экспериментально-речевая деятельность в ходе, которой пес Тобик вместе с детьми, выполняя опыты в игровой форме, узнал о функциях носа и дыхании.

2 этап - Реализация проекта для детей.

В совместной коррекционно-речевой (на логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях), коммуникативной деятельности взрослого и детей выполнялись дыхательные упражнения, проводились опыты с дыханием в игровой форме с нестандартным оборудованием. Вместе с детьми разработаны правила речевого дыхания. Двигательная деятельность: выполнение дыхательных упражнений с пропеванием звуков и движениями.

В результате: Дети получили практические умения по выполнению дыхательных упражнений. Совместно с учителем-логопедом придумали и правила, а педагог оформил их в виде картинок-символов для детей. Выполняя дыхательные игры и упражнения, получали положительный эмоциональный настрой и отклик.

Самостоятельная игровая деятельность: дети рассматривали и использовали  игры, пособия по развитию речевого дыхания в самостоятельной деятельности.

В результате: Организована выставка игр, пособий в игровом центре группы и логопедическом кабинете для самостоятельной игры, которая обновлялась и пополнялась в зависимости от темы недели. Учителем-логопедом изготовлены игры, пособия, атрибуты: «Футбольное поле - Футболисты», «Лодочки», «Дождевая тучка», тучки со снежинками, «Научи жука и птичку летать». Варежки – «Сдуй снежинку». Сшиты полянки - «Веселый кузнечик», «Гонки», «Бабочки», «Полетаем», «На речке», «Разгони тучи», «Медведь в берлоге»,  «В гостях у сказки».  Подобраны наборы мелких предметов: «Снежинки», «Листья», «Флажки», «Пчелки», «Бантики», «Шарики» и др.

Во время продуктивной деятельности учитель-логопед с детьми изготовили речевые тренажеры для развития речевого дыхания – воздушной струи «Цветочки».

В рамках взаимодействия с родителями, а также с целью повышения знаний о важности формирования речевого дыхания оформлены информационные стенды, проведены индивидуальные консультации по данной теме. Итоговое игровое мероприятие «Чудеса на весенней полянке» помогло заинтересовать и вовлечь в коррекционный процесс родителей.

Работа учителя-логопеда: для повышения педагогической компетентности изучила программы и технологии, собрала информацию. Составила картотеку, методическую копилку по данной теме. Игры, дыхательные минутки включила в коррекционную деятельность. Подготовила и провела итоговое игровое мероприятие с детьми для родителей «Чудеса на весенней полянке» с мультимедиа сопровождением.

3 этап – презентация проекта. Провела презентацию материалов проекта для педагогов ДОУ, подготовила портфолио проекта.

4 этап – рефлексия. По результатам реализации данного проекта, поставленные задачи были решены, так как у детей отмечался эмоциональный отклик при проведении игр и упражнений по развитию речевого дыхания, обеспечивающий  подготовительную, профилактическую работу для  дальнейшей коррекционной деятельности. Появилось желание самостоятельно выполнять дыхательные упражнения и игры в последующее время, используя имеющиеся пособия в логопедическом кабинете. Сформирован начальный интерес к экспериментальной деятельности и мотивация на здоровый образ жизни. Систематизированный  и обновленный материал позволяет организовывать коррекционный процесс эффективнее.

Продукты проекта: игровая мультимедиа презентация «В гости к Тобику. Эксперименты с дыханием» с элементами экспериментирования, конспект игры. Мультимедиа презентация «Чудеса на весенней полянке». Конспект итогового игрового мероприятия с детьми для родителей «Чудеса на весенней полянке» с мультимедиа сопровождением. Тренажер «Цветочки» для развития речевого дыхания. Игры, пособия, атрибуты: «Футбольное поле», «Дождевая тучка», «Разгони тучи», медведь в берлоге,  сугробы, «Научи жука летать», полянки и пчелки, «Веселый мячик».  Наборы «Снежинки», «Листья», «Флажки», «Пчелки», «Бантики», «Шарики» и др. Информационные листы, картотека, методическая копилка, комплекс игр, памятка с правилами для детей, портфолио проекта.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся правильно дышать

В этой статье отображены практические рекомендации того, как научиться владеть своим голосом....

Исследовательско-творческий проект "Мы учимся правильно дышать"

Обучение дошкольников правильному дыханию...

Речевое дыхание. Учимся правильно дышать.

Речевое дыхание. Учимся правильно дышать....

Учимся правильно дышать

Умеем ли мы правильно дышать? «А как же!» - ответите вы. Мы дышим постоянно, непрерывно, дыхание жизненно необходимо человеку. Это физиологическое дыхание. Но есть еще дыхание речевое, которое появляе...

"Учимся правильно дышать"

Консультация для родителей...

Мастер-класс для педагогов «Учимся правильно дышать»

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.Речевое дыхание  призвано участвовать в создани...

Логопедический проект «Учимся правильно дышать»

Правильное речевое дыхание создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение интонационной выразительности и плавности речи, помогает научить ребенка правильно произн...