Формирование речевого дыхания
статья по логопедии на тему

Мясникова Анна Анатольевна

В статье описаны параметры правильного ротового дыхания, игры и упражнения для формирования у ребенка плавного выдоха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvar_formirovanie_rechevogo_dyhaniya.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование речевого дыхания».

Автор: Мясникова Анна Анатольевна, учитель-логопед

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для формирования у ребенка плавного выдыха,  сильной направленной струи воздуха.

1.  «Забей гол Дракоше»

Цель: развивать сильный непрерывный выдох, развивать мышцы губ.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры: ребенку предлагается игровая ситуация: «Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона, тем самым, создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2.  «Кто загонит мяч в ворота»

Цель: формировать сильный плавный выдох.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота игрушечные.

Ход игры:  ребенку предлагается игровая ситуация: «Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик. Итак, мы начинаем».

Внимание! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3. «Самый быстрый карандаш»

Цель: развивать длинный и плавный выдох.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см, кладется карандаш. Сначала показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола, затем ребенок выполняет задание самостоятельно.  Можно играть в эту игру вдвоем, сидя друг напротив друга, и перекатывать карандаш друг другу.

4. «Волшебные бабочки»

Цель: развивать длительный непрерывный ротовой выдох.

Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок), разноцветные (однотонные), бумажные бабочки.

Ход игры: бабочки помещаются над цветком, и ребенку предлагается подуть на них, чтобы они полетели.

5.  «Бабочки порхают»

Цель: формировать длительный плавный выдох.

Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянки, бумажные бабочки, привязанные на нити.

Ход игры: ребенку предлагается подуть на бабочки, чтобы они взлетели.

6. «Горячий чай»

Цель: развивать сильный плавный и продолжительный выдох.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры:  ребенку предлагается подуть на чай, чтобы он скорее остыл.

7.  «Снег кружится, летает, летает»

Цель: развивать сильный плавный выдох.

Оборудование: коробка из - под обуви, оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры: ребенку прелагается сюжет: «Наступила зима и с неба посыпал снег». Ребенок дует на снежинки.

8. «Правильное дыхание»

Цель: развивать сильный плавный выдох.

Ход игры:

1) вдох через рот => выдох через рот;

2) вдох через нос => выдох через нос;

3) вдох через рот => выдох через нос;

4) вдох через нос => выдох через рот.

5) открываем рот => дышим носом.

9. «Счет»

Цель: учить правильно расходовать воздушную струю.

Ход игры: ребенку предлагается совершить глубокий вдох через нос, на выдохе (счёт до 10, 12, 15...)

10. «Цветок»

Цель: формировать силу и продолжительность выдоха.

Оборудование: искусственный         цветок.

 Ход игры: ребенку предлагается наращивать фразу, по одному слову. Ребёнок нюхает цветок, произнося:

«Ах!»

«Ах, пахнет!»

«Ах, как пахнет!»

«Ах, как пахнет цветок!» (платок)

«Ах, как пахнет этот цветок!»

«Ах, как хорошо пахнет этот цветок!»

«Ах, как хорошо пахнет этот душистый цветок!»

«Ах, как хорошо пахнет этот душистый красный цветок!»

11. «Звонок»

Цель: развивать сильный плавный выдох.

Ход игры: ребенку предлагается не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным нажатием звоним в дверь: ззззззззззззззз...

Нетерпеливо звоним несколько раз: зззз... зззз... зззз...

Звоним короткими назойливыми звонками: зз.. зз.. зз.. зз..

12. «Пчела»

Цель: развивать сильный плавный и продолжительный выдох.

Оборудование: игрушечная пчелка.

Ход игры:

1-й тип выдыхания. Издали к нам приближается пчела: жжжжжжжж…

2-й тип выдыхания. Начинает кружить над головой: жжж…жжж…

3-й тип выдыхания. Отгоняем пчелу: жж... жж... жж...

Можно использовать аналогичные упражнения: воздушный шарик (сссс...), насос, мотоцикл (рррр...), пульверизатор (фффф...).

13.  «Задуй свечку»

Цель: формировать сильный выдох.

Оборудование: свеча, зажигалка.

Ход игры: ребенку предлагаеися задуть свечку следующими звуками «Ш», «П», «Т», «К», «Ф».

14. «Упрямая свеча»

Цель: формировать силу воздушной стри.

Оборудование: свеча, зажигалка.

Ход игры: ребенку предлагается подуть на свечку потихоньку, так, чтобы пламя лишь отклонялось, но не гасло.

15. «Мыльные замки»

Цель: развивать сильного выдоха.

Оборудование: миска, вода, соломинка, моющее средство.

Ход игры: Налейте в небольшую миску воды, добавьте капельку средства для мытья посуды. Дайте ребенку соломинку для коктейля. Задача – сильно дуть  в соломинку, опущенную в воду, так, чтобы на поверхности воды образовались мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка пособий по формированию речевого дыхания

Идея выставки пособий по формированию речевого дыхания возникла после анализа дефектов звукопроизношения детей за несколько лет. Именно в нашем дошкольном учреждении очень много стало попадаться детей...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)​Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....