Картотека физминуток для детей с ОНР
картотека по логопедии на тему

Шпотова Вера Викторовна

Полезный материал для воспитателей, которые работают в группе ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fizminutok_po_nishchevoy.docx68.57 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

физминуток

для детей с общим нарушением речи

  1. Дождик.

Капля раз,                                                          Капля два,                                                          Очень медленно сперва.                                   А потом, потом, потом                                     Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли                                От дождя себя укрыли.                                    

Прыжок на носочках, руки на поясе.

Ещё один прыжок.

4 прыжка.

8 прыжков.

Развести руки в стороны.

Сомкнуть руки над головой полукругом.

  1. Листья.

Листья осенние тихо кружатся,                   Листья нам под ноги тихо ложатся.            И под ногами шуршат, шелестят,                Будто опять закружиться хотят.        

                                                    (Н.Нищева)

Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Снова кружатся на носочках.

                                                                 

3. Летний сад.

В летнем саду листопад.

Листья в саду шелестят.

В канавке Лебяжьей купаются листья.

Газоны от листьев дворники чистят.

Грустные статуи в тихих аллеях.

В тихих аллеях осенью веет.

                                                            (Н.Нищева)

Дети кружатся на месте.

Приседают, водят руками по полу.

Снова кружатся.

Машут воображаемой метлой.

Встают на носочки и замирают

Снова кружатся.

                                                                 

  1. Туман.

Туман повис клоками в саду и во дворе.

Поймать туман руками на заре.

Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал.

Но прыткий он как кошка.

Он взял… и убежал.

Висит туман над речкой и дышит как живой,

Как белая овечка с кудрявой головой.

И маленькие рожки на этой голове.

Но поутру остались лишь капли на траве…

                                                                    (Н.Нищева)

Дети присели на карточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Медленно крепко сжимают кулачки.

«Бегают» пальчиками по полу.

Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону

Смыкают руки над головой.

Показывают «рожки»

Выполняют ритмичные прыжки на носочках.                                 

  1. Осенью.

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

                                                                    (Н.Нищева)

Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

Приседают, держа руки на поясе.

Идут по кругу, высоко поднимая колени.

                                                             

  1. Осень.

Осень. По утрам морозы.

В рощах жёлтый листопад.

Листья около берёзы

Золотым ковром лежат.

В лужах лёд прозрачно-синий.

На листочках белый иней.

Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.

Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.

Бегут по кругу на носочках.

Останавливаются, приседают.

  1. Ветер и листья.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер- ветерок

Рядом с листьями прилёг.

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

                                                                (Н.Нищева)

Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Опускают руки, приседают.

Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

                                                             

  1. За грибами.

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

                                                                (Н.Нищева)

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.

Идут вразвалку, затем топают правой ногой.

                                                           

  1. Лягушки.

На болотистой лужайке

Забренчала балалайка.

Стадо целое лягушек

Отдыхает на опушке.

«Раз, два. Раз, два.

Кваки – кваки- кваки-ква.

Мы, лягушки, попрыгушки,

Молодые и старушки,

Громко квакаем в болоте.

Где таких певиц найдёте?

Раз, два. Раз, два.

Кваки - кваки - кваки – ква»

                                                                (Н.Нищева)

Совершают прыжки на обеих ногах, присев на корточки, уперев руки в колени, двигаясь по кругу друг за другом.

Меняют направление движения.

Поворачиваются лицом круг,

совершают прыжки вприсядку.

Вновь прыгают по кругу на корточках.

Опять меняют направление движения.

Поворачиваются лицом круг,

совершают прыжки вприсядку.

  1.  Садовник.

Мы вчера в саду гуляли,

Мы смородину сажали.

Яблони белили мы известью, белилами.

Починили мы забор,

Завели мы разговор:

- Ты скажи, Садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

- Дам в награду слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных спелых яблок,

Вишен целых килограмм.

Вот что вам в награду дам!

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Изображают, как копают яму и сажают в неё куст.

Движение правой рукой вверх-вниз.

Имитируют удары молотком.

Стоят лицом вкруг. В центр выходит один ребёнок. Ведут диалог.

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

                                                             (Г. Сапгир)

  1.  Овощи.

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались чётко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.

Останавливаются, крутят водящего.

Разбегаются, приседают, водящий их ищет.

  1. Ежик и барабан.

С барабаном ходит ёжик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане.

Маршируют, спрятав руки за спину.

Подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко.

Разводят руками.

Руки на поясе, выполняют прыжки на

месте.

Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

  1.  Капуста.

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетёрли,

Посолили

И набили плотно в кадку.

Всё теперь у нас в порядке!

                                                               (Н. Нищева)

Ритмичные удары ребром ладони по столу.

Хватательные движения обеими руками.

Указательный и средний пальцы трутся о большой.

Удары обеими руками по столу.

Отряхивают руки.

                                                             

  1.  Яблоня.

- Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали!

                                                   Сербская песенка.

Дети идут по кругу. Взявшись за руки.

В центре стоит один ребёнок-«яблоня».

Дети останавливаются, на каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках.

Опускают руки, пожимают плечами.

Эти слова произносит ребёнок-«яблоня»

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

Дет разбегаются, ребёнок-«яблоня» пытается их запятнать.

                                                   

 

  1.  За малиной.

За малиной в лес пойдём, в лес пойдём.

Спелых ягод наберём, наберём.

Солнышко высоко, а в лесу тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка.

Дети водят хоровод, взявшись за руки.

Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.

Наклоняются и пытаются достать пол.

Идут по кругу. Взявшись за руки.

                                          Русская народная песня.

  1.  По ягоды.

Мы шли-шли-шли,

Много клюквы нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы опять идём искать.

Маршируют по кругу, держа руки на поясе.

Наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен.

Опять идут по кругу.

Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен.

                                                               (В Волина)

  1.  Боровик.

По дорожке шли - боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли.

Дети идут по кругу. Взявшись за руки.

Приседают, опускают голову.

Опускают голову ещё ниже, группируются.

Вновь идут по кругу.

  1.  Это я.

Этот глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.

Берутся сначала за левое ухо. Потом- за правое.

Левой рукой показывают на нос, правой – на рот.

Левую ладошку кладут на спину, правую на живот.

Протягивают вперёд обе руки, два раза хлопают.

Кладут ладони на бёдра. Два раза топают ногами.

Правой ладонью проводят по лбу.

                                                                               (Н. Нищева)

  1.  Умывалочка.

Мы намыли наши ручки,

Раз, два, три. Раз, два, три.

А над ручками, как тучки,

Пузыри, пузыри.

Круговыми движениями трут одну ладошку о другую.

Два раза выполняют по три ритмичных хлопка.

Выбрасывают руки вверх.

Четыре ритмичных прыжка. Руки на поясе.

                                                                             (Н. Нищева)

  1.  Зубная щётка.

Это щётка для Андрейки,

Чисти зубки поскорей-ка.

Раз, два, три. Раз, два, три.

Вот так зубки! Посмотри!

По два движения указательным пальцем правой

руки вдоль левой щёчки, потом вдоль правой щёчки.

Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз.

Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ.

Упражнение «Улыбка»

                                                                                   (Н. Нищева)

  1.  Мяч.

Это мяч, круглый мяч,

Красный мяч, гладкий мяч.

Любит мячик прыгать вскачь.

Вот так мяч, круглый мяч.

«Рисуют» руками большой круг.

Два раза «рисуют» полукруг.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.

«Рисуют» руками большой круг.

                                                                     (Н. Нищева)

  1.  Мячик.

Раз, два, прыгай, мячик.

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.

Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.

  1. Лошадка.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглашу хвостик

И верхом поеду в гости.

Поглаживание по голове воображаемой лошадки, потом по спинке, по хвостику.

Бег по кругу, высоко поднимая колени.

                                                                      (А. Барто)

  1. Гном.

Дождик, дождик за окном.

Под дождём остался гном.

Поскорей кончайся, дождик,

Мы гулять идти не можем.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.

Приседают.

Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки.

Идут по кругу. Взявшись за руки.

                                                                    (Н. Нищева)

 

  1. Строим дом.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нём старый гном.

Дети стоят лицом в кругу руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.

Ритмично выполняют приседания.

Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Выполняют прыжки на месте.

Указательным жестом вытягивают руки вперёд.

Приседают.

                                                                                (Н. Нищева)

  1. Мячик мой.

Друг весёлый, мячик мой.

Всюду, всюду он со мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо с мячом играть.

Четыре прыжка на носочках, держа руки на поясе.

По два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.

Пять прыжков на носочках, держа руки на поясе.

По два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.

                                                                                     (В. Волина)

  1.  Карусель.

Мы примчались к карусели.

- Все успели?

- Все успели.

- Все ли сели?

- Все мы сели.

- Полетели?

- Полетели.

И за тридевять земель

Понесла нас карусель.

Но земля зовёт обратно,

Хоть и мило в синеве.

После космоса приятно

Повалятся на траве.

Дети встают лицом в круг.

Наклоняют голову влево, разводят руками.

Кивают головой.

Наклоняют голову вправо, разводят руками.

Кивают головой.

Пожимают плечами.

Кивают головой.

Бегут по кругу взявшись за руки.

Медленно идут по кругу, держась за руки.

Ложатся на ковёр.

  1. Колобок.

Колобок, колобок,

Колобок – румяный бок.

По дорожке покатился и назад воротился.

Встретил мишку, волка, зайку,

Всем играл на балалайке.

У лисы спел на носу, -

Больше нет его в лесу.

Идут полуприседе, поставив руки на пояс.

Бегут на носочках, держа руки на поясе.

Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца.

Изображают игру на балалайке.

Пляшут вприсядку.

Разводят руками.

                                                       (Н. Нищева)

  1.  Посуда.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

                                                              (Н. Нищева)

Дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

                                                                 

  1. Чайник.

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

«Эй. Люди, я с вами попить чай хочу»

Дети стоят, изогнув оду руку, как носик чайника, другую держат на поясе.

Животик надут.

Топают обеими ногами.

Делают призывные движения правой рукой.

                         (Американская народная песенка)

  1. Каша.

Эта каша для Любаши,

Пар над кашей поднялся.

Где же каша?

Нету! Вся!

                                               (Н. Нищева)

Держат перед собой руки, сложенные ковшиком.

Тянутся руками вверх.

Пожимают плечами.

Отрицательно качают головой. А потом машут рукой.

                                                                               

 

  1. Тарелка.

Вот тарелка для Валерки-

Жёлтые колечки.

Для котлеты, для пюре,

Для блинов и гречки.

                                                (Н. Нищева)

«Рисуют» руками большой круг.

Указательными пальцами рисуют маленькие круги.

Загибают на левой руке пальчики правой рукой, начиная с большого.

                                                                               

  1. Чашка.

Чашка синяя для Мити,

Чтобы чаю мог попить он,

Соку, сливок, лимонаду.

Нам украсить чашку надо.

                                               (Н. Нищева)  

Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.

Встали, загибают пальчики правой руки левой рукой на каждое название напитков.

Показывают, как украшают чашку точками.

                                                                               

  1.  Платье.

Это платье для Наташки-

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

                                              (Н. Нищева)

Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

«Рисуют» на животике два кармашка.

Прикладывают обе ладошки к животику.

                                                                               

  1. Тапки.

Это тапки для Антошки,

Чтобы в них не мёрзли ножки.

Топ-топ-топотушки.

Что за тапки! Как игрушки!

                                               

                                             (Н. Нищева )                                                                                                                      

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

По два раза ритмичных топают каждой ногой.

Сначала левую ногу ставят на носок, потом – на пятку, потом – правую.

                                                                               

  1.  Ботинки.

Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки.

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

                                               (Н. Нищева)

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

Ходьба по кругу друг за другом.

Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами.

  1.  Кроватка.

Вот Кирюшкина кроватка,

Чтобы спал Кирюшка сладко,

Чтоб во сне он подрастал,

Чтоб большим скорее стал.

                                              (Н. Нищева)

Разводят руки в стороны.

Приседают, кладут сложенные ладони под левую щёчку.

Медленно поднимаются.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

  1.  Стул.

Это стул. Сиденье, спинка,

А на спинке две картинки.

А ещё четыре ножки,

Чтоб сидеть под стулом кошке.

                                               (Н. Нищева)

К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился стульчик.

Показывают два пальчика на правой руке.

Показывают по два пальчика на обеих руках.

Приседают. Делают из ладошек «ушки».

  1.  На горке.

Бух! Бух! Бух! Бух!

Белый снег как белый пух.

С горки катимся гурьбой.

Я на санках – за тобой.

Развалились на снегу.

Ой, я больше не могу!

                                                (Н. Нищева)

На каждое восклицание приседает один ребёнок.

Выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой.

Бегут друг за другом «паровозиком» по кругу.

Подают на ковёр, раскинув руки и ноги.

По команде расслабляются.

  1. Снежная баба.

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает:

«Чужой во дворе!»

                                               (И. Демьянов)

Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом – левой.

Идут по кругу. Взявшись за руки, последние слова произносит один ребёнок, сидящий в центре круга.

  1.  Ёлочная игрушка.

Синий шар купили Светке.

Ах какой красивый!

Он теперь висит на ветке

И похож на сливу.

                                                      (Н. Нищева)

Показывают руками круг.

Качают головой, изображая восторг.

Запрокидывают голову, смотрят наверх.

Приседают.

  1.  С Новым годом!

С новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом Ёлку нам уже принёс.

На верхушке выше веток

Загорелась как всегда,

Самым ярким жёлтым светом

Пятикрылая звезда.

                                                      (Е. Трутнева)

Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Идут по кругу, изображают, что несут на плече ёлку.

Встают лицом вкруг, поднимают руки вверх.

Поднимаются на носочки.

Бегут по кругу, поставив руки на пояс.

  1.  Снеговик.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечёт слегка-

Увы! – и нет снеговика.

                                                         (В. Егоров)

Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком.

«Рисуют» обеими руками большой круг.

«Рисуют» снеговика из трёх комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

  1.  Художник- невидимка.

Художник- невидимка

По городу идёт:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью

 И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.

Останавливаются, встают лицом в круг, трут щёки ладонями.

Щиплют себя за нос.

Идут на цыпочках друг за другом.

Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью.

  1.  Ясени.

Ясени роняют семена.

На сугроб ложатся письмена:

Чёрточки прямые и косые.

Замерзают ясени босые.

А февраль со всех сторон пуржит,

Письмена стирает и кружит.

                                                      (Н. Нищева)

Стоят лицом в кругу, приседают, опускают руки на ковёр.

Ритмично прикладывают ладони к ковру.

Ритмично прямо и косо прикладывают ладони к ковру.

Встают на носочки, поднимают руки вверх, трясут ими.

Кружатся на носочках по часовой стрелке.

  1.  Ворона.

На фонарь ворона села,

Посидела, посмотрела.

«Кар! – она сказала громко. –

Не капризничает Ромка?»

                                (Н. Нищева)

Присели.

Повороты головы влево – вправо.

Нахмуривают брови, грозят указательным пальцем правой руки.

Грозят указательным пальцем левой руки.

  1.  Воробьишка.

Шустро скачет воробьишка,

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

                                                                (Н. Нищева)

Прыгают по кругу на обеих ногах.

Выполняют по два поворота головы влево – вправо на каждую строчку.

  1.  Снегири.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

 - Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

                                                                 (Н.Нищева)

Четыре хлопка над головой и четыре наклона головы.

Частые потряхивания руками,

Опущенными вниз.

Два поворота головы на каждую строку.

Разбегаются по комнате, взмахивая руками. Как крыльями.

  1.  Воробей.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек- пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай - ка, не робей.

                                    Русская народная потешка.

Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».

В центре скачет на корточках один ребёнок – «воробей».

Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей» пытается взлететь», а «голуби» его не пускают.

  1.  Старый клён.

На поляне перезвон –

Это пилят старый клён.

Поперечная пила

Охватила полствола,

Рвёт кору и режет жилки,

Брызжут жёлтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошёл, пошёл, пошёл.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.

                                                             (С. Маршак)

Дети встают парами, изображают работу пилой.

Поднимают руки вверх, медленно наклоняются.

Ложатся на левый бок, потягиваются.

  1.  Домашние птицы.

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га – га – га! Га – га – га!

Наши курочки в окно –

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

А как Петя –петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку – ка – ре – ку!»

                   (Русская народная потешка)

Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад.

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.

Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад.

  1.  Утки.

Ути – ути – утки,

Уточки – малютки.

На волнах качались,

Брызгались, плескались.

                                               (Н. Нищева)

Дети вперевалочку идут по кругу друг за другом.

Приседают.

Встают, машут руками, как крылышками.

  1.  Петух.

Петя, Петенька, петух,

Что за перья! Что за пух!

Разноцветный. Весь цветной

И кричит как заводной:

Ку - ка - ре –ку!

                                        (Н. Нищева)

Стоят лицом в центр круга, ритмично бьют по бокам, как крыльями.

Идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг.

«Кукарекуют».

  1.  Корова.

«Му – му – му! – мычит корова –

Забодаю Катю с Вовой.

Вы не пьёте молоко?

Убегайте далеко!»

                                                (Н. Нищева)

Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.

Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо - влево.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Разбегаются по группе.

  1.  Коза рогатая.

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто не ест, кто не спит,

Забодает, забодает, забодает.

                                 Русская народная потешка.

Идут по кругу, сделав «рожки» из пальцев.

Останавливаются, поворачиваются друг другу, «бодаются».

  1.  Конь.

Звонко цокают копытца.

Конь идёт к реке напиться.

Хвост пушистый у коня,

Как косичка у меня.

                                                               (Н. Нищева)

Ходьба по кругу с высоким подниманием колена.

Останавливаются, показывают правой рукой «хвостик».

Левой рукой показывают «косичку».

  1.  Телёнок.

Бу – бу,

Я рогатый.

Бу –бу,

Я хвостатый.

Бу –бу,

Я ушастый.

Бу – бу,

Очень страшный.

Бу – бу,

Испугаю.

Бу - бу,

Забодаю.

                                                          (А. Введенский)

Два прыжка.

«Рожки» из пальцев.

Два прыжка.

«Хвостик» из руки – спиной.

Два прыжка.

«Ушки» из ладошек.

Два прыжка.

«Рожки» из пальчиков.

Два прыжка.

Топают.

Два прыжка.

«Бодаются».

  1.  Кошка.

Вы со мною знакомы близко.

Я приветливая киска.

Кверху – кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

В темноте я зорко вижу.

Понапрасно не обижу.

Но дразнить меня опасно –

Я царапаюсь ужасно.

                                                              (В. Стоянов)

Идут по кругу на носочках, крадучись,

Держа руки перед грудью.

Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, затем – «когти» из пальчиков.

Вновь идут по кругу крадучись.

Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти».

  1.  Котик.

Вот какой коташка,

Круглая мордашка,

И на каждой лапке

Коготки-царапки.

Все ему игрушки-

Кубик и катушки.

Котик, точно мячик,

По квартире скачет.

                                         (О. Высоцкая)

Крадутся по кругу друг за другом на носочках.

Останавливаются. Показывают обеими руками мордашку, покачивают головой.

Ритмично вытягивают вперёд то левую, то правую руку.

Прыгают на носочках. Держат руки на поясе.

Выполняют поскоки. Двигаются по кругу друг за другом.

 

  1.  Хозяюшка.

Наша – то хозяюшка сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка моет языком.

Хрюшка собирает крошки за окном.

По столу котище лапою скребёт,

Половичку козочка веничком метёт.

                                   (Русская народная потешка)

Идут по кругу, взявшись за руки.

Сложили ладони чашечкой, «лижут» языком.

Присели, делают ритмичные наклоны головой.

Встали, делают руками движения к себе.

«Метут пол».

  1.  Кролики.

Мы на ферме побывали,

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики

То ложились,

То кружились

В проволочном домике.

Лапками стучали,

Весело пищали.

Мы зверькам

Не травки жёсткой –

Клеверу достанем…

Вырастайте с нежной шёрсткой,

С круглыми хвостами.

(К. Кубилинскас)

Идут по кругу, взявшись за руки.

Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.

Ложатся.

Кружатся.

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Вновь прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.

  1.  Я, младшенька, Бурёнушку пасу.

Я, младшенька, Бурёнушку пасу.

Я с Бурёнушкой до вечера в лесу.

Я медведя повстречать боюсь,

Я медведю низко в пояс поклонюсь:

«Дедушко Медведушко,

Не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку!»

                                         (Русская народная песня)

Идут в хороводе.

Меняют направление движения.

Останавливаются лицом вкруг.

Три раза кланяются.

  1.  Игра в стадо.

Мы вчера играли в стадо,

И рычать нам было надо.

Мы рычали: «Р- р – р!»

И мы мычали: «Му-му –му!»

По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!»,

Не слыхали замечаний

Анны Николаевны.

А она сказала строго:

— Что за шум такой у вас?

Я детей видала много —

Таких я вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:

— Никаких детей тут нет!

Мы не Пети и не Вовы —

Мы собаки и коровы.

И всегда собаки лают,

Ваших слов не понимают.

И всегда мычат коровы,

Отгоняя мух.

А она в ответ: — Да что вы?

Ладно, если вы коровы,

Я тогда — пастух.

Я прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

                                                        (А. Барто)

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Встали и показывают «коготки» из пальчиков.

Сделали «рожки».

Встали на четвереньки.

Опять идут по кругу.

Останавливаются.

Слова воспитателя.

Стоят в кругу.

Стоят в круге.

Отрицательно кивают головой.

Загибают пальцы.

Встают на четвереньки.

Делают «рожки».

Встают.

Слова воспитателя.

Дети идут по кругу друг за другом.

 

  1.  Тузик.

Вот он крутится волчком,

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор,

То дежурит у ворот -
Словом, дел невпроворот!

                                                  (А. Прокофьев)

Дети кружатся на месте. Руки держат на поясе.

Кружатся в противоположную сторону.

Двигаются по кругу, совершая поскоки.

Приседают.

Снова двигаются по кругу, совершая поскоки.

  1.  Котята.

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

                                                   (С. Михалков)

Дети идут по кругу, держась за руки.

Останавливаются. Встают лицом в круг. Показывают правую ладонь, растопырив пальцы.

Стоят лицом в круг. Держатся за руки. Поворачивают сцепленными руками.

Ритмично хлопают в ладоши.

Загибают по одному пальцу на обеих руках.

  1.  Кони.

Кони гуляют гурьбой на лугу.

Я всех перечислить могу:

Чёрный как уголь, белый как снег,

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой.

Их посчитаем ещё раз с тобой:

Чёрный как уголь, белый как снег,

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

                                                       (Н. Нищева)

Идут по кругу, высоко поднимают колени.

На каждое описание коня загибают по одному пальцу на обеих руках.

Вновь идут по кругу, высоко поднимают колени.

Вновь загибаю пальцы.

  1.  Козочка.

Я козочка Ме – ке – ке,

Я гуляю на лужке.

Острые рожки,

Тоненькие ножки.

На самой макушке –

Бархатные ушки.

Язык полотняный.

Хвостик конопляный…

                                                   (Литовская песенка)

Идут по кругу, взявшись за руки.

Показывают «рожки».

Прыгают на двух ногах.

Делают «ушки» из ладошек.

Показывают язык «лопаткой».

Рукой показывают «хвостик».

  1.  Зайка.

Зайка в травке скок-скок.

Зайка прыг за кусток.

Смелый зайка не боится,

Не поймать его лисице.

                                                       (Н. Нищева)

Четыре прыжка по кругу друг за другом, указательные пальцы держат как ушки.

Присели.

Опять четыре прыжка по кругу.

Разбегаются, воспитатель их ловит.

  1.  Весёлые зверята.

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несёт бельчатам – деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ёжик.

                                                      (Н. Нищева)

Скачут на двух ногах. Сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Идут вперевалочку.

Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

  1.  Медвежонок.

Медвежонок Жак простужен,

Мёд ему сегодня нужен.

Мёд дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

                                                       (Н. Нищева)

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребёнок.

Останавливаются, притягивают к ребёнку руки «ковшиком».

Берут ребёнка в круг, идут все вместе.

  1.  Медведь.

Как на горке – снег. Снег,

И под горкой снег. Снег,

И на ёлке – снег. Снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!

                                 (И. Токмакова)

Дети стоят лицом в круг. В центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх

Медленно приседают, опускают руки.

Приседают и поднимают руки.

На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе. 

  1.  На водопой.

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок,

За мамой- лисицей крался лисёнок.

За мамой -ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

За мамой-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалочку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Идут на четвереньках.

Останавливаются.

  1.  В лесу.

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым.

Повалялась на песке,

Отряхнула шкуру.

Сына дальше повела,

Поискала броду,

Поискала, и нашла,

И полезла в воду.

Смотрит маленький медведь,

Хмурится упрямо,

А потом давай реветь:

— Как же я-то, мама?

А медведица идет,

Прибавляет ходу,

Сына ласково зовет

За собою в воду.

Мишка в воду не полез,

Мать окликнул снова

И на весь зеленый лес

Закатился ревом!

Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке,

Мокрой лапой сгоряча

Шлепнула трусишку.

Мишка в воду угодил,

Забарахтался, поплыл!

Ну а если плавать начал,

Нет причины плакать, значит!

                                                           (Е. Стюарт)

Дети идут вперевалочку по кругу друг за другом.

Ложатся на ковёр, валяются.

Встают отряхиваются.

Вновь идут по кругу.

Идут, высоко поднимают колени.

Встают лицом в круг, закрывают лицо руками, качают головой.

Вновь идут по кругу.

Встают лицом в круг, делают зовущие движение рукой.

Опять изображают как плачет мишка.

Показывают, как медведица шлёпнула медвежонка.

Двигаются по кругу, изображая, что плывут.

  1.  Грузовик.

Грузовик песок везёт.

Удивляется народ:

«Вот так чудо-чудеса,

В нём песок под небеса!»

                                                   (Н. Нищева)

Идут по кругу, изображая, что крутят руль.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, разводят руками, делают уверенное лицо.

Два раза наклоняют голову вправо-влево.

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

  1.  Поливальная машина.

Эта «тучка» на колёсах

Дождь по городу везёт.

Станут чистыми дороги,

Если тучка их польёт.

                                  (Н. Нищева)

Дети идут по кругу друг за другом, изображают, что крутят руль.

Идут по кругу, изображая, что подметают метлой.

  1.  Мчится поезд.

Чух – чух! Чух – чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

- Тороплюсь! – гудит, -

Тороплюсь! Тороплюсь!

(Э. Мошковская)

Дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребёнка.

Первый ребёнок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносят слова паровоза.

  1.  Шофёр.

Качу,

Лечу во весь опор.

Я сам – шофёр

И сам – мотор.

Нажимаю

На педаль –

И машина мчится вдаль.

Дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль.

Останавливаются, нажимают правой ногой на воображаемую педаль и бегут в противоположную сторону.

  1.  Самолёт.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

                                                         (А. Барто)

Дети бегают по кругу, разводят руки в стороны.

  1.  Зима прошла.

Воробей с берёзы

На дорогу прыг!

Больше нет мороза,

Чик – чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеёк,

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки,

Чик – чирик!

                                                      (М. Клокова)

Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом – против.

  1.  Заяц Егорка.

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

                         (Русская народная потешка)

Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

В центре на корточках сидит один ребёнок.

Подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать.

  1.  Зебра.

По саванне зебра мчится,

Над землёй летит как птица.

Полосатая коняшка,

Словно папина тельняшка.

                                                 (Н. Нищева)

Дети бегут по кругу с высоким подниманием колена.

Меняют направление движения.

  1.  Лимпопо.

Вот и вылечил он их,

Лимпопо!

Вот и вылечил больных,

Лимпопо!

И пошли они смеяться,

Лимпопо!

И плясать, и баловаться,

Лимпопо!

                                           (К. Чуковский)

Двигаются поскоками по кругу.

Выполняют два прыжка на месте.

Двигаются поскоками по кругу.

Выполняют два прыжка на месте.

Выполняют прыжки, кружась на месте.

Выполняют два прыжка на месте.

Выполняют прыжки, кружась на месте в противоположную сторону.

Выполняют два прыжка на месте.

 

  1.  Летучая рыба.

Я летучая, прыгучая,

Улетела бы за тучу я.

Да соскучилась бы вскоре –

До того люблю я море.

Дети двигаются по кругу поскоками.

Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.

Вновь двигаются по кругу, совершая поскоки.

  1.  На дне.

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот,

А потом наоборот.

                                           Н. Нищева

Дети передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.

Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево – вправо.

Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками.

Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот.

  1.  На лужайке.

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим,

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы – весёлые лучи,

Мы – резвы и горячи.

                                          В. Волина

Дети встают в круг, берутся за руки.

Делают 4 шага назад, расширяя круг.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Смыкают круг.

Опять бегут по кругу.

Останавливаются, тянутся на носочках.

Прыгают на носочках, руки на поясе.

  1.  На окне в горшочках.

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки,

Развернут бутоны,

В солнышко утонут.

                                        Н. Нищева

Дети сидят на корточках лицом в круг.

Медленно встают.

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

  1. Лесной переполох.

В весенний, ясный,

Тёплый день

На голый лес упала тень

Охватил зайчонка страх – ах, ах, ах!

Страшный коршун в небесах – ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей – эй, эй, эй!

Берегитесь злых когтей – эй, эй, эй!

Там, где коршун, -

Там беда –да, да, да!

Острый клюв не беда – да, да, да!

Заяц лапой бьёт в чурбан – бан, бан, бан!

Как в огромный барабан –бан, бан, бан!

Полетел сигнал тревоги над землёй:

- Уноси быстрее ноги!

                                                            А. Вольский

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

С внешней стороны круга, раскинув руки, бежит ребёнок.

Дети приседают, качают головами, произносят междометия.

Бегут по кругу, произносят междометия.

Останавливаются.

Имитируют игру на барабане.

Вновь идут по кругу, произносят междометия.

  1.  Веснянка.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетело сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

                                        Н. Нищева

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом на носочках.

Бегут, взмахивая руками, как крыльями.

Медленно приседают.

Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.

89. Живой уголок

Любят ребята живой уголок-

Каждую птицу и каждый цветок.

Как – то зимой гостил соловей

И не скучал меж весёлых друзей.

Много зверюшек живёт в уголке:

Рыжая белка сидит на сучке.

Рыбки в воде затевают игру,

Кролик грызёт на полянке кору.

Здесь черепаха и ёжик живут-

Каждому дети гостинцы несут.

Рады зверюшки гостям дорогим,

Даже цветы словно тянутся к ним.

                                            И. Молчанов.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут на носочках, взмахивая руками, поменяв направление.

Вновь идут по кругу.

Приседают. Руки сгибают перед грудью.

Выполняют волнообразные движения сложенными ладонями.

Делают ушки из ладоней.

Показывают панцирь черепахи из сложенных ладоней и иголки ежа из перекрещенных пальцев.

Вновь идут по кругу.

Останавливаются, тянутся вверх, подняв руки.

90. Весна, весна красная.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

             Русская народная потешка

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Поворачивают в противоположную сторону.

Останавливаются, поднимаются на носочках, тянут руки вверх, делают вдох.

Опускают руки, приседают, делают выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

91. Весенняя песня.

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Всё журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и медленно поднимают руки.

Продолжают идти и медленно опускают руки.

Бегут на носочках в противоположную сторону.

Руки на поясе.

Меняют направление движения. Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.

                                                      Белорусская народная потешка

92. Берёза.

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая.

Стоишь ты, берёзонька,

Посредь долинушки,

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх.

Опускают руки.

Медленно приседают.

                                                               Русская народная песенка

93. Грядка.

Я давно весну ждала

У меня свои дела.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена.

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Останавливаются, показывают, как копают.

Показывают, как рыхлят грядку граблями.

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

                                                                        В. Глущенко

94. Бабочка.

Словно бант у нашей Ани,

Эта бабочка - краса.

Кружит, вьётся над цветами,

Где, как мёд, блестит роса.

                                      Н. Нищева

Дети идут по кругу, изображают полёт бабочки.

Кружатся на месте, взмахивая руками, словно крыльями.

95. Пчела.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

А за нею – шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

                                      Н. Нищева

Дети идут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.

Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых.

Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.

Вновь идут по кругу.

Медленно опускаются на ковёр.

96. Мотылёк.

Мотылёк – вителёк,

Принеси нам ветерок:

От ворот – поворот,

Гнать кораблик в ручеёк.

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок, гони стружок

С запада на восток.

    Русская народная песенка

Дети бегут на носочках, взмахивая руками, как крыльями.

Меняют направление движения.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, тянутся руками вверх.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

97. Стрекоза.

Летит стрекоза,

Как горошины глаза.

Вверх-вниз,

Взад- вперёд,

Как прозрачный самолёт.           

                                        Н. Нищева

Дети бегут по кругу, расставив руки.

Сомкнутыми большим и указательным пальцами показывают глаза стрекозы.

Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.

Меняют направление бега.

Свободно бегают по ковру.

98. Аквариум.

Улитка ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот

                                        Н. Нищева

Передвигаются по кругу в полуприседе, соединив руки за спиной.

Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, наклоняют голову влево, вправо.

Передвигаются по кругу, опустив руки и выполняя движения ладонями вперёд- назад.

Поворачивают туловище влево, вправо.

99. Ласточки.

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.           

       Болгарская народная песенка

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Приседают, сложив руки за спиной.

Делают ритмичные наклоны головы.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

100. Машины.

На улице нашей

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

- Эй, машины, полный ход!

Я –примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.   

                                       Я. Тайц

Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.

Дети делают разворот, двигаются в противоположную сторону.

Когда все «машины проехали», ребёнок- «пешеход» «переходит улицу» и произносит эти слова.

101. Пузырь.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Да не лопайся!

Он летел, летел, летел,

За колючку задел.

Ш...           

                 Русская народная игра

Дети идут по кругу, держась за руки, постепенно расширяют круг.

Бегут по кругу, держась за руки.

Останавливаются, сужают круг.

Делают «чашечку» из языка, убирают за верхние зубы, дуют в неё.

102. Одуванчик.

Как воздушный шар на ножке,

Одуванчик у дорожки.

Одуванчик – шарик белый.

Дунул я. И улетел он!

                                    Н. Нищева

Дети стоят на носочках, сомкнув руки над головой.

Делают наклоны вправо- влево.

Опять стоят на носочки.

Дуют, круглив губы, не раздувая щёк.

103. Васильки.

Синие звёзды упали с небес.

Смотрит на них зачарованно лес,

Ветер тихонько над ними кружит,

Смотрит на синие звёзды во ржи,

Нежно качает волну васильков,

Синих, как звёзды, волшебных цветков.

                                    Н. Нищева

Дети медленно приседают.

Поднимаются, встают на носочки, покачивают поднятыми руками из стороны в сторону.

Кружатся на месте. Руки держат на поясе.

Вновь покачивают поднятыми вверх руками.

Бегут по кругу. Взявшись за руки.

104. На лужайке.

На зелёной на лужайке

Заиграла балалайка.

Заиграла дудочка,

Дудочка – погудочка.

В сарафане красненьком

Заплясала Настенька.

                                    А. Прокофьев

Дети становятся лицом в круг и изображают игру на балалайке.

Изображают игру на дудочке.

Пляшут

105. Речка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно.

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль,

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

                                          В. Волина

Дети идут к центру круга. Наклоняются, трут лицо руками.

На каждую строчку четыре движения ладонями к лицу.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Показывают «брасс».

Показывают «кроль».

Идут по кругу, сложив вытянутые руки.

Меняют направление движениями, маршируют.

106. На закате тучки тают.

На закате тучки тают,

Ходит ветер круговой,

Чайки лёгкие летают

Над холодною Невой.

                                             Н. Браун

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

107. Летний дождь.

Шлёп! Шлёп! Шлёп! Шлёп!

Шлёпаем по лужам.

Шлёп! Шлёп! Шлёп! Шлёп!

Зонтик нам не нужен.

Нам не страшен сильный дождь!

Лето наступило!

Ну, промокли мы. И что ж?

 Будем мыться с мылом!

                                             Н. Нищева

Дети идут по кругу друг за другом, шлёпая ногами.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.

Тянутся вверх, раскинув руки.

Пожимают плечами.

Улыбаются.

Показывают, как намыливают руки.

108. Радуга-дуга.

Здравствуй, радуга- дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй радуга- дуга!

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу дугу

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком.

                                    Н. Нищева

Дети выполняют поклон.

Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.

Вновь выполняют поклон.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.

Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.

Делают ещё четыре прыжка на носках.

Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.

109. Летом.

Луг совсем как ситцевый

Всех цветов платок-

Не поймёшь, где бабочка,

Где живой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

                                     Е. Трутнева

Дети бегут по кругу на носочках. Руки на поясе.

Бегут, взмахивая руками, как крыльями.

Приседают, поднимают и смыкают руки над головой.

Встают, разводят руки в стороны.

Покачивают руками. Изображая волны.

Вновь бегут по кругу на носочках.

110. Переменка.

Переменка! Переменка!

Отдохните хорошенько:

Можно бегать и шуметь,

Танцевать и песни петь,

Можно сесть и помолчать,

Только чур! – нельзя скучать!

                             А. Шибаев

Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

Бегут по кругу.

Танцуют.

Приседают.

Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе..

111. Кольца.

Прокати меня, Москва,

По колечку, по кольцу!

У тебя большие кольца,

И тебе они к лицу.

Одно кольцо Садовое,

Садовое – домовое.

Там и тут, там и тут

На кольце дома растут.

Кольцо другое, новое, -

Метро – метро –метровое.

По кольцу под землёй

Мчится поезд голубой.

                                     Е. Аксельрод

Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг. Выполняют ритмичные приседания.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Выстраиваются «паровозиком» и двигаются по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК для детей 4 – 7 лет ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

КАРТОТЕКАФИЗМИНУТОКдля детей 4 – 7 летПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ                ...

Картотека физминуток для детей младшего дошкольного возраста

Картотека физминуток для тетей младшего дошкольног возраста...

Картотека физминуток для детей младшей группы

Большой — маленький.Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь. Дети выполняют движения по тексту стихотворения.По ровненькой дорожке.По ровненькой...

Картотека физминуток для детей старшего возраста.

Картотека физминуток для детей старшего возраста....

Картотека физминуток для детей 5-6 лет в детском саду.

Картотека физминуток для детей 5-6 лет в детском саду....