Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Произношение звуков речи- это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных  артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками ( бормотанием, лепетом ). Они являются первым этапом в речевом развитии. Ребенка. Точность, сила и  дифференцированность этих движений развивается постепенно.

Специфика логопедической гимнастики есть упражнения  для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Рассмотрим строение органов артикуляции( схема  по  Фомичевой ).

Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению артикуляционной      гимнастики.

Произношение звуков речи- это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных  артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками ( бормотанием, лепетом ). Они являются первым этапом в речевом развитии. Ребенка. Точность, сила и  дифференцированность этих движений развивается постепенно.

Специфика логопедической гимнастики есть упражнения  для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Рассмотрим строение органов артикуляции( схема  по  Фомичевой ).

Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

          Требования к подбору упражнений артикуляционной гимнастики:

-какие движения характерны для различных органов артикуляционного аппарата;

-какие упражнения необходимы для коррекции каждого конкретного звука.

Наиболее подвижным речевым органом является ЯЗЫК. Он состоят из КОРНЯ ЯЗЫКА ( основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и СПИНКИ, в которой различают ЗАДНЮЮ, СРЕДНЮЮ и ПЕРЕДНЮЮ часть.

В зависимости от части языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на переднеязычные ( Т,Д,Н,Л,Р,Ш,Ж,Ч,Щ,С,З,Ц ), среднеязычный (Й ) и заднеязычные (К, Г,Х ).

ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ЯЗЫКА И ЕГО КОНЧИК обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы ( при  -С-,-З-,-Ц- ), подниматься за верхние зубы (при –Т-,-Д-,-Н- ), прижимать к верхним альвеолам ( при –Л-), вибрировать, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха ( при –Р- ).

Передняя часть языка может подниматься без участия кончика языка к верхнем альвеолам и образовывать с ними щель (  при –С-,-З-,-Ц-), подниматься к твердому небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (  при –Ш-,-Ж-,-Щ-).

СРЕДНЯЯ часть спинки  языка ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому небу (  как при звуке Й-, так и при мягких согласных).

ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ языка может подниматься и смыкаться с твердым небом ( при –К-,-Г- ) или же образовывать с ним щель (-Х-).

БОКОВЫЕ КРАЯ языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать в стороны выходящую струю воздуха ( при –С-,-З-,-Ц-,-Ш-,-Ж-,-Ч-,-Щ-,-Р-), опускаться и пропускать струю воздуха (при боковом звука-Л-).

Язык меняет форму и объем резонирующей полости рта, от чего зависит качество звука.

Подвижность губ важна при образовании звуков и влияет на их качество. ГУБЫ могут: вытягиваться в трубочку (-У-), округляться ( -О-), обнажить передние верхние и нижние зубы ( при –С-,-З-,-Ц-,-Л-… ), слегка выдвигаться вперед рупором( при -Ш-,-Ж- ).

Более подвижна НИЖНЯЯ ГУБА. Она может: смыкаться с верхней губой ( при -П-,-Б-,-М-), образовывать щель, приближаясь к верхней передним зубам ( при-Ф-, );Обнажать передние верхние, нижние зубы(-С-,-З-,-Ц-,-Л-); выдвигаться вперед « Рупором» (-Ш-,-Ж-).

Наибольшую подвижность имеет нижняя челюсть. Она может опускаться и подниматься, изменять раствор рта ( все гласные).

Таким образом, при произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. А так как  звуки речи следуют плавно друг за другом, то речевые органы быстро переходят из одного положения в другое.

Четкое произношение звуков, возможно только при условии достаточной подвижно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, способности быстро перестраиваться и работать с четкой координацией.

       Цель артикуляционной гимнастики - это выработка полноценных движений и определенных положений  органов  речедвигательного аппарата, умений систематизировать простые движения в сложные, что особенно необходимо  для правильного произношения звуков.

Артикуляционная  гимнастика - является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения.

               Гимнастика включает в себя упражнения:

- для тренировки  подвижности органов артикуляционного аппарата.

-Отработка положений губ, языка неба.

ВАЖЕН УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ И КОМПЕНСАТАРНЫХ (СОХРАННЫХ ) ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Специфика речевых движений  у малышей строится и совершенствуется путем воспитания ритмических движений. Неречевые движения  (лепет, гуление) из безусловных постепенно совершенствуются и переходят в речевые условные.

                              Механизм формирования  звуком:

Сначала формируется грубые(диффузные ) движения органов артикуляции. Следует переход к выработке более тонких движений (дифференцированных), что достигается через зрительный контакт и введение в работу ритма(отбиваемый рукой такт). Отработка движений губ, языка, мягкого неба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.

                Отбор артикуляционных упражнений зависит:

-от особенностей дефектов звукопроизношений

-от тщательной отработки движений , которые необходимы для постановки звука.

В упражнениях важно не количество, а правильный подбор и качество выполнения.        Учитывается:

-Опора на правильную артикуляцию звука.

-Учет структуры дефекта.

-Учет индивидуальных компенсаторных возможностей детей.

                       

                   Качественные особенности движений:

-точность(правильность конечного результата); - плавность, легкость( отсутствие толчков); -темп(скорость движений);- устойчивость(удержание позиции без изменений);-переход других движений ( используется принцип от простого к сложному).

                     Алгоритм формирования звука

ребенок→ощущает→ осознает→запоминает действие( работу органа речи ).

                 Особенности работы над звуком с детьми:

1)Упражнения выполняются в замедленном темпе перед зеркалом с целью зрительного самоконтроля.

2)После овладения движением, зеркало убирается .Контроль через кинестетические ощущения ребенка.

3)Наводящие вопросы помогают ребенку определить, что делает его язык,  губы. Это вызывает интерес и эффективность.

4)Если у ребенка не получается артикуляционное  движение можно использовать механическую помощь(поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя).

5)Необходимо поддерживать интерес к занятиям, не должно быть шаблонно и скучно.

6) Важно создание благоприятных условий, положительный эмоциональный настрой.

Обычно активные движения первоначально замедленны, после многократного повторения движения становятся легкими, привычными.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ЛЮБОГО НАВЫКА ТРЕБУЕТ КРОПОТЛИВОЙ РАБОТЫ, СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ.

Артикуляционная гимнастика делается ежедневно, желательно 2-3 раза в день, для автоматизации движений.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статистические(фиксированность движений  ) и динамические.

Список литературы:

  1. М.Ф. Фомичева   Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учебн.пособие  для учащихся пед.уч-щ по спец. №03.08   « Дошк. Воспитание»- М.:  Просвещение, 1989.

  1. Правдина О.В. Логопедия. Учеб.  Пособие  для студентов дефектолог.  Фак-тов пед. Институтов. Изд. 2-е, доп. И перераб. М.,  «Просвещение», 1973.

  1. Поваляева, М.А.  Полный справочник. Настольная книга логопеда /М.А.Поваляева.- М.: АСТ: Астель, 2010.-608 с.

  1. По материалам интернета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики.

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики....

«Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики».

Артикуляционная гимнастика и методические рекомендации по её выполнению...

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

В этом материале можно найти виды артикуляционных упражнений и  правила проведения артикуляционной гимнастики...

Методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных по...