Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти в процессе индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности.
статья по логопедии на тему

Ворончихина Анна Николаевна

Игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upr_na_razv_sluh_vnimaniya_fonem_vospr.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти в процессе индивидуальной коррекционно- образовательной деятельности.

В педагогической литературе, посвящённой коррекции речевых нарушений, отмечается, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо наличие у ребёнка сохранного физиологического слуха, подготовленной артикуляции, а также умения слышать и различать звуки.

Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо работать не только над постановкой и автоматизацией звуков, но и одновременно над развитием фонематического восприятия, слухового внимания и памяти.

Р.Е Левина ,Г.В. Чиркина  в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений считают развитие фонематического слуха и восприятия приоритетным направлением.

Развитие фонематического восприятия проходит несколько стадий:1)дофонетическая - полное отсутствие дифференциации звуков речи; 2)начальный этап овладения восприятием фонем: различаются наиболее контрастные фонемы. Слово воспринимается глобально и опознаётся с опорой на интонационно- ритмические характеристики; 3)дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребёнку доступно различение между правильным и неправильным произношением; 4)правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, сенсорные эталоны в фонематическом восприятии ещё нестабильны; 5)завершение развития фонематического восприятия. Ребёнок слышит и говорит правильно. До этого момента фонематическое развитие ребёнка в норме происходит спонтанно при наличии оптимальных условий речевого окружения.

Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: В процессе восприятия чужой речи ребёнок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребёнок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализаторов. Доказано, что нормально развивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении и, благодаря чёткой работе слухового анализатора, замечают и исправляют их.

Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками.

В книге «Логопедическая работа в детском саду» Т. Б. Филичева и Н. А.Чевелёва предлагают начинать исправление недостатков звукопроизношения с развития фонематического восприятия. «Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произнесение. Параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.. В процессе логопедических занятий ребенок должен овладеть умением контролировать свое произношение  и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной» .

     В данной статье предлагаются упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которые можно включать в различные этапы  работы над звуком. На начальном этапе используются игры на различение неречевых и речевых звуков.

Игры на различение неречевых звуков

Для  игр потребуются непрозрачные коробочки, наполненные различным сыпучим материалом. Ребёнку предлагаются игры «Найди пару», «Найди нужную коробочку», «Что звучит».

Игры на различение речевых звуков

Задача ребёнка на данном этапе обучения услышать заданный звук и показать логопеду сигналом, что он этот звук услышал. Звук может выделяться среди других звуков, из слогов, из слов.

Использование игровых приемов на уровне слога, слова.

Игра «Скажи наоборот». Логопед произносит цепочку из двух слогов или слов и предлагает ребёнку поменять их местами.

сапоги- санки — санки - сапоги

сок-сом —сом-сок

суп-сумка —сумка-суп

Игра «Какое слово добавилось?» Логопед называет два слова и сообщает ребёнку, что к ним добавится третье. Задача ребёнка - запомнить и назвать это слово

вкус-укус—вкус-укус-кокос

квас-ананас—компас- квас- ананас 

овёс-насос—овёс- пёс- насос

Игра «Какого слова не стало?» Логопед называет три слова и предупреждает ребенка, что при повторе одно из слов исчезнет. Задача ребёнка запомнить и назвать это слово.

весы-осы- носы—осы- носы

косы- носок - бусы—косы- носок

гусак-посуда – насыпь — гусак - насыпь

Игра «Друг за другом  повтори» Логопед называет цепочки из трёх слов, каждый раз заменяя первое.

спать- стоять-скакать

стоять- скакать- таскать

скакать- таскать- искать

 Игру можно усложнить, используя цепочку из четырёх-пяти слов.

Использование игровых приемов на уровне словосочетаний.

Игра «Друг за другом  повтори» Логопед называет словосочетания по цепочке. Задача ребёнка- воспроизвести цепочку словосочетаний.

Вкусный сок - усатый сом

Усатый сом - сонный гном

Сонный гном- сундук со сказками

Использование игровых приемов на уровне предложения

 Игра «У соседа в сундуке» Задача ребёнка- каждый раз наращивать предложение, добавляя новые слова со звуком «с».

Например: У соседа в сундуке ананас.

У соседа в сундуке ананас и кокос.

 У соседа в сундуке ананас, кокос и компас. 

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб.ИД «МиМ»,1997.

2.Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи// Основы теории и практики логопедии. – М, 1968.

3.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М. Просвещение,1987.

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М, 1991.

Занятие:"Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках".

   Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

-формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематические процессы;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей,

-развивать дыхание, голос.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка сюрприз, зеркала по количеству детей).

        Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение.

Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: »Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля!» И т. д. Затем садятся за столы.

2.Развитие общей моторики.

Солнце скрылось за домами                  «Солнышко» над головой.

Покидаем детский сад.                             Шаги на месте.

Я рассказываю маме                                 Показывают на себя, потом на воображаемую маму.

Про себя и про ребят.                               Показывают на себя потом на других ребят.

Как мы хором песни пели,                      Далее движения по тексту.

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

3.Развитие мелкой моторики.

Раз, два, два, три, четыре, пять,             Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.


Буду я друзей считать:

Ваня, Катя, Ангелина,                                Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца.


Вот Василий и Полина.

Будем пальчики сгибать,                         Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.

И опять начнем считать.

4.Массаж лица.

 Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.

Солнышко проснулось,                                 Проводим поглаживание: от середины лба к вискам:

Лобика коснулось,                                          - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Лучиками провело,                                         - по мышцам щек от крыльев носа к вискам;

И погладило, и погладило.                            – от середины подбородка к ушам.

5.Развитие мимических мышц.

Задача детей - изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.

Логопед: Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день…Но тут к вам подошли друзья и рассказали веселую историю! А воспитатель пригласил играть с другими детьми и вы с радостью откликнулись на ее предложение.

6.Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», »Качели».

7.Работа над развитием дыхания и голоса.

Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания на начальном этапе проводится индивидуально. Затем, когда дети вырабатывают навык нижнедиафрагмального дыхания, упражнения на его автоматизацию включать в групповые занятия.

Игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и приклепленные к ниточке.

8.Объявление темы занятия.

Логопед (показывает красивую коробочку): Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов  звучит и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг.

9.Развитие слухового внимания.

Игра «Угадай инструмент». Логопед предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Игра «Что шуршит, что звенит?» Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.

Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.

Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? ( Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

Игра «Кто голос подает?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.

10. Итог занятия.

Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно чтобы слышать?

11. Оценка работы детей.

Закрепление вне занятий.

Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага, деревянные ложки, пустой стакан, вода и т.д.

Игра « Кто как голос подает?».

Игра «Узнай инструмент».

Игра «Кто позвал?»

Чтение сказок «Теремок», «Коза и семеро козлят» с элементами драматизации.

Предлагается занятие с детьми старшего дошкольного возраста на развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

В занятии используются игры на развитие общей моторики, мелкой моторики. Массаж лица, развитие мимических мышц, артикуляционной моторики. Проводится работа по развитию дыхания и голоса, развитию слухового внимания. Все упражнения  сопровождаются текстом в стихах. Названы игры для закрепления материала вне занятий.  

Краткое содержание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти в индивидуальной коррекционно-образовательной деятельност

В педагогической литературе, посвящённой коррекции речевых нарушений, отмечается, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо наличие у ребёнка сохранного физиологического слуха, подготовле...

Развиваем фонематическое восприятие, слуховое внимание и память в игре

В моей работе указаны этапы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Подвижные игры для развития фонематического и слухового восприятия...

Подвижные игры для развития фонематического и слухового восприятия, анализа и синтза,фонематических представлений и подготовки к обучению грамоте...

Игры и упражнения для дошкольников с ОНР на развитие слухового внимания и памяти дома с родителями

Хорошо развитое слуховое внимание  является основой для формирования у детей навыков звуко-буквенного анализа и дальнейшего успешного обучения грмоте. Обучени...

Формирование правильной артикуляции и развитие у детей слухового внимания и фонематического восприятия.

Основные упражнения для развития фонематического восприятия - это узнавание звука в слове и работа над этим строится в определенной последовательности.В качестве пособия используется  "волше...