Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.

Перечислим критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Речевая готовность ребенка к школе».        

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть преодолеть их до начала его обучения грамоте.

1. ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.

До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не происходит, то нужно обратиться за помощью к логопеду.

2. УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Следует иметь в виду, что при нормальном ходе речевого развития различение звуков доступно детям начиная с двухлетнего возраста. Развивать у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать ребенку разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми.  Отождествляем звуки со звуками окружающей природы. Например: звук Ж похож на жужжание жука, а звук З на писк комара.  Можно предложить ребенку хлопнуть в ладоши, если в слове он услышит заданный звук.

3. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

Для записи любого слова ребенок должен не только различать звуки, но и представлять себе их последовательность, т.е. владеть звуковым анализом слов. Овладение звуковым анализом является одним из важных свидетельств готовности ребенка к обучению грамоте.

- узнай, есть ли в словах заданный звук;

- определение места звука в слове (начало, середина, конец);

4. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи. Для исследования словарного запаса применяется ряд приемов:

- называние предметов, относящихся к различным логическим группам (назови, какие ты знаешь цветы, деревья и т.д.)

 - нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов;

- подбор признаков к определенному предмету; (яблоко – спелое, вкусное, сочное и т.д.)

- подбор действий к предмету;  (воробей – прыгает, летает, чирикает и т.д.)

- подбор предметов к заданному действию;   (летает – ворона, самолет, бабочка и т. Д.)

- подбор антонимов (слов с противоположным значением);

- подбор синонимов (слов близких по значению)

5. СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Насколько ребенок овладел существующими в языке закономерностями словообразования и словоизменения. Системой словоизменения ребенок обычно овладевает к 4 годам, а системой словообразования к 7-8 годам. Эти сроки довольно условны. Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно умение активно пользоваться этими словами, строить из них предложения, связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. Для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых наблюдаются определенные трудности.

Для развития грамматического строя можно использовать следующие упражнения:

- игра «Один и много»;  (Стол – столы, дерево – деревья и т.д.)

- игра «Скажи ласково»;  (Дом – домик, стул – стульчик и т.д.)

- образование относительных прилагательных (дом из камня - ….. , сумка из кожи - ….)

6. ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ.

Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Необходимо постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать. Следует учить ребенка давать на вопрос полный ответ. Например, на материале прочитанных сказок. Прочитав вслух сказку, задайте вопросы в соответствии с ходом развития событий.

Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:

- пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

- пересказ просмотренного мультфильма;

- рассказ о событиях прошедшего дня;

- рассказ об интересной прогулке;

- окончание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Речевая готовность ребенка к школе.

                                               Наиболее значимым дл...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе."

Родителям будущих первоклассников о речевой готовности к школе....

Консультация для родителей: "Речевая готовность ребенка к школе"

Материал предназначен для родителей, чьи дети совсем скоро пойдут в 1-ый класс. Рассказывается о том, как важно, чтобы к семи годам у ребенка была сформирована грамматически правильная, лексическ...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

В консультации представлены основные показатели речевого развития, необходимые для поступления ребенка в школу....

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе».

Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, ...

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе. Советы родителям будущих первоклассников»

Совсем скоро относительно беззаботный малыш станет первоклассником. Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обуч...