Коррекционно – развивающие игры. Семинар-практикум с участием детей и родителей.
консультация по логопедии на тему

Иваненко Ольга Валериевна

Цель семинара - познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающие игры.

Семинар-практикум с участием детей и родителей.

Цель:  ознакомление родителей  с играми и упражнениями, направленными на развитие неречевых психических функций детей.

Задачи:

- повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОНР;

- расширять знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности дошкольников;

- обучать родителей и детей игровым приемам и упражнениям на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления);

- познакомить с печатными изданиями по данной теме.

Оборудование:

Книги и журналы с развивающими заданиями, мяч, карандаши,  предметные картинки, сюжетные картинки, листки с заданиями.

Выступление учителя –логопеда.

Добрый вечер!  Уважаемые родители, мы рады видеть вас сегодня у нас в гостях. Скажите пожалуйста, что ваши дети больше всего любят делать, этим они могут заниматься с утра до вечера и совсем не устать? ( Играть.)  Сегодня  мы поговорим  о играх, развивающих психические процессы: внимание, память, мышление.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. До начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для дошкольников существенную роль выполняет волевое усилие, необходимое для длительного поддержания своего внимания на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет интереса.

 Память – это процесс получения, хранения и воспроизведения информации. В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить впоследствии), но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Сначала преобладает наглядно-образная память. Ближе к поступлению в школу возникает и развивается память словесно-логическая.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, суждений. Выделяют 3 вида мышления:

1.  Наглядно-действенное, познание с помощью манипулирования предметами – игрушками. Оно формируется в 2,5 года, остается ведущим до 4 – 5 лет;

2.  Наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений. Формируется с 3,5 – 4 лет, является ведущим до 6 – 6,5 лет;

3.  Словесно-логическое – познание с помощью понятий, слов, суждений). Формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7 – 8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение самой простой задачи требует словесных обобщений.

 Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д. то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.

       Для детей с общим недоразвитием речи характерны  недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:

 - нарушены внимание и память;

- недостаточно сформировано словесно - логическое мышление.

    Такие дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например: хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (животное, посуда и т.д.).

      Детям с общим недоразвитием речи очень трудно сосредоточиться и удерживать свое внимание на чисто словесном  материале без наглядной ситуации. Поэтому они не могут воспринимать в полном объеме неконкретные объяснения педагогов (родителей), длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

      Нарушения внимания и памяти в большей степени  затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание  на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, внимание  при просмотре мультфильма сохраняется в течение длительного времени,   также легко ребенок запоминает названия шести- восьми подарков на день рождения, чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.

     Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, их суждения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: « Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».

     Устойчивое внимание, развитая память, сформированное мышление помогают детям выполнять различные задания, речевые упражнения, запоминать новое, а в дальнейшем при обучении в школе успешно усваивать учебный материал.

Сейчас издается много книг и журналов, в которых можно найти игры и упражнения для развития внимания, памяти, мышления дошкольников. Я хочу представить вам некоторые из них, и покажу на что надо обратить внимание при выборе такой литературы.

Игры и упражнения с детьми.

 А сейчас к вам присоединяться ваши дети и мы вместе поиграем.

1. Упражнение на координацию речи и движений. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы руками – хлоп,  хлоп.

Мы ногами – топ, топ.

Мы глазами – миг, миг.

Мы плечами – чик, чик.

Раз – туда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

2. Игра на внимание « Сколько раз я хлопну, столько раз ты топни».

3. Упражнение «Найди точно такой же предмет» - Дети выполняют задание под руководством родителя.

4. Игра с мячом « Скажи ласково» - дети играют с родителями.

5. Игра « Четвертый лишний» - дети выполняют задание под руководством родителя.

Рекомендации родителям: Ребенок должен выделить лишнюю картинку по существенному признаку, объяснить свой выбор, назвав лексические группы. («Лишнее яблоко, потому что это фрукт, а все остальное – овощи»)

6. Упражнение « Составь предложение по картинке».

 Задание детям: Скажи, что ты видишь?

 Рекомендации родителям: Ребенок должен составить полное предложение.

7. Массаж кистей рук.

  Родители делают массаж  рук ребенку, повторяя упражнения  за логопедом.

  • Поглаживание руки ребенка от кончиков пальцев к запястью.

Кисонька, кисуля! – позвала котенка Юля.

Не спеши домой, постой! – и погладила рукой.

  • Растирание центра ладони.

Чо-чо-чо,чо-чо-чо -  скоро будет горячо1

  • Разминание каждого пальца от ногтя к запястью с прорабатыванием каждого сустава.

 Наша Маша ( имя ребенка) кашу варила.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этот много шалил и тарелку свою разбил.

  • Разминание подушечек пальцев ( надавливание).
  • Сгибание и разгибание каждого пальца. При этом ребенок оказывает сопротивление.

Ну-ну-ну, ну-ну-ну-  каждый пальчик я согну.

  • Постукивающие движения по ладони ребенка пальцами.

Капельки – дождинки упали на травинки.

  • Поглаживание руки ребенка от кончиков пальцев к запястью.

8.  Графическое  упражнение « Проведи линию по середине дорожки».

Подведение итогов.

 Все ли упражнения были понятны? Все ли получилось?

Какие игры больше всего понравились детям?

Уважаемые родители! Не забывайте о том, что существует огромное количество игр, заставляющих ребенка думать, самостоятельно принимать решения, проявлять усердие.  Это так называемые развивающие игры, с которыми ребенок не может научиться играть самостоятельно.  В них нужен партнер (сначала взрослый, потом сверстник), чтобы научиться договариваться, держать свое слово. Взрослый показывает правила игры и учит соблюдать их, поощряет ребенка, тем самым непринужденно развивая память, внимание, мышление.

В настоящее время можно найти огромное количество литературы (журналов,  книг) с развивающими заданиями, рассчитанными на различный возраст. Предлагаю  вашему вниманию  такую  литературу.   ( Показываю родителям журналы « Непоседа», « Умняша» и другие.)

Вручение родителям буклетов  « Играем дома»,  «Как организовать логопедическую работу дома».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры.Семинар-практикум.

Семинар-практикум с участием детей и родителей. Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие неречевых функций детей....

Районный семинар-практикум для воспитателей Тема-"Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста."

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают способом исследования...

Семинар-практикум «Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр»

Подготовила и провела:Воспитатель старшей группыАрефьева Е.А. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающ...

Коррекционно-развивающие игры по теме "Транспорт" для детей 4-5 лет

Картотека коррекционно-развивающих игра по теме "Транспот" для детей 4-5 лет с нарушением зрения...

Коррекционно-развивающие игры по теме "Птицы" для детей 4-5 лет с нарушением зрения

Коррекционно-развивающие игры по теме "Птицы" для детей 4-5 лет с нарушением зрения...